14.09.2010
Tрагедия 11 сентября в США
Террористический акт 11
сентября 2001 года в США — цепь катастроф, вызвавших массовую гибель людей в
Нью-Йорке, Вашингтоне и юго-западной Пенсильвании в результате захвата
пассажирских самолётов и тарана ими зданий Всемирного торгового центра и
Пентагона. В результате террористического акта погибло 2973 человека, не считая
19 террористов, в том числе 246 тех, кто летел на самолётах, 2602 — в башнях
Всемирного торгового центра (из них 343 пожарных и 60 полицейских) и 125 — в
Пентагоне; кроме того, 24 человека считаются пропавшими без вести.
Была ли возможность
уменьшить количество жертв при теракте 11 сентября в башнях близнецах в США?
Была ли возможность
уменьшить количество жертв при теракте и последующем пожаре в небоскребах
башнях близнецах в Америке?
Что могло бы помочь
избежать многих жертв при теракте и последовавшим за ним сильном пожаре в
небоскребах банях близнецах 11 сентября:
·
Эвакуационный
самоспасатель - заранее установленное самоспасательное устройство для спуска
сотрудников по внешней стороне зданий - не требует участия пожарных или
спасателей. Устройства разработаны таким образом, что высота спуска может
достигать более 300
метров и проводить безъостановочную эвакуацию.
Устройства не могут быть использованы, если линия спуска проходит через
открытое пламя.
·
СИЗОД - средство
индивидуальной защиты органов дыхания - используется сотрудниками здания для
предотвращения отравления продуктами горения. Сотрудник может эвакуировать по
пожарной или обычной лестнице с одетым на голову СИЗОДом более, чем 30 минут.
·
Подвесная платформа - позволяет
эвакуировать людей при пожаре с помощью вертолета, например, с крыши горящего
небоскреба. Одна эвакуационная платформа позволяет спасать 10 человек за одну
операцию подлета к объекту.
Хроника событий теракта
11 сентября в Америке
Всё началось с захвата
четырёх самолётов коммерческих авиалиний, которые направлялись с восточного
побережья США в Калифорнию. На борту самолётов был значительный запас топлива;
объём топливных баков примерно равен 91 тыс. литров (около 65,5 тыс. кг). Таким
образом, реактивные самолёты с пассажирами на борту были использованы в
качестве управляемых ракет.
·
Первый самолёт «Боинг-767» (Рейс 11 American Airlines, Бостон —
Лос-Анджелес) врезался в небоскрёб «Северная башня» в 8:45 по местному времени.
На борту был 81 пассажир (из них 5 террористов) и 11 членов экипажа. Удар
самолета пришелся между 93-м и 99-м этажами, убив сотни человек, возгоревшееся
топливо самолёта подняло температуру до 1000 градусов Цельсия. Столб пламени
был таким мощным, что, когда огонь устремился вниз по шахтам лифта, сгорели люди
даже в фойе здания. Примерно тысяча человек оказалась в ловушке между 100-м и
107-м этажами[4]. В 10:29 горящая «Северная башня» рухнула.
·
Второй самолёт «Боинг-767» (Рейс 175 United Airlines, Бостон —
Лос-Анджелес) врезался в «Южную башню» на уровне 77-81 этажей в 9:03 по
местному времени. На борту было 56 пассажиров (из них 5 террористов) и 9 членов
экипажа. В 9:59 здание рухнуло в огне.
·
Третий самолёт «Боинг 757—200» (Рейс 77 American Airlines,
Вашингтон — Лос-Анджелес) врезался в Пентагон в 9:40 по местному времени.
Погибли 184 человека: 59 пассажиров (из них 5 террористов) и 6 членов экипажа
на борту Boeing 757, и 125 военнослужащих и гражданских лиц внутри здания.
·
Четвёртый самолёт «Боинг-757» (Рейс 93 United Airlines, Ньюарк —
Сан-Франциско) разбился в Пенсильвании в лесу в 125 километрах к
югу-востоку от Питтсбурга. На борту было 37 пассажиров (из них 4 террориста) и
7 членов экипажа. Записи «чёрного ящика» и переговоров пассажиров и экипажа с
землёй показывают, что террористы спикировали в землю, когда сопротивляющиеся
пассажиры попытались ворваться в кабину пилотов.
СМИ сообщали, что
некоторые пассажиры и члены экипажа смогли позвонить с мобильных телефонов с
борта захваченных самолётов. Эти пассажиры сообщали о нескольких захватчиках на
борту каждого из рейсов. Позже ФБР идентифицировало 19 из них, четыре на рейсе
93, и по пять на остальных рейсах. Впрочем, достоверность звонков оспаривается,
поскольку возможность позвонить в таких обстоятельствах сомнительна. Многие
критики заявляли, что звонки сфабрикованы ФБР (особенное недоверие вызывается
звонок сына к матери, начинающийся с фразы: «Мама, это я, Джон Смит», так как
сын вряд ли стал бы обращаться к матери, упоминая свою фамилию).
Ни один из тех, кто был
на борту захваченных самолётов, не выжил. Число погибших, по официальным
данным, 2973 — убитыми, включая 247 на борту самолётов (без учёта 19
террористов), 2602 — в Нью-Йорке в башнях и на земле, и 125 — в Пентагоне.
Среди погибших — 343 пожарных Нью-Йорка, 23 офицера полицейского департамента Нью-Йорка
и 37 портовых полицейских офицера. Кроме того, 24 человека по прежнему числятся
пропавшими без вести.
Помимо 110-этажных
башен-близнецов, пять других зданий ВТЦ (включая здание 7 ВТЦ), отель Марриотт,
четыре станции подземки, а также здание греческой православной церкви св.
Николая, были разрушены либо сильно повреждены. В целом на Манхэттене
пострадали 25 зданий, все 7 зданий Всемирного торгового Центра пришлось
сравнять с землёй. Позже здание Deutsche Bank Building, стоявшее напротив ВТЦ,
также пришлось разрушить, из-за непригодной для существования, токсичной среды
внутри офисной башни.
Последствия трагедии 11
сентября 2001 года
* В результате атаки оба
небоскрёба, прилегающие к ним здания, а также одно крыло Пентагона были
разрушены; погибло около трёх тысяч человек.
* Она обозначилa начало
новой эпохи, когда полномасштабные войны могут идти не только между
государствами, но и между государствами и международными группировками, не
имеющими государственной структуры и государственной ответственности.
* Нью-Йоркская биржа на
два дня прекратила свою работу.
* Прилегающий райoн,
включая известный Уолл-стрит, оказался засыпанным пеплом.
* Правительственные
учреждения были эвакуированы.
* Президент США объявил
о военном положении.
* Данное событие явилось
поводом войны США с Афганистаном и позже с Ираком.
Всемирный торговый центр
(небоскребы США)
Всемирный торговый центр в Нью-Йорке был
построен по проекту японского архитектора Минору Ямасаки, построен к 1970,
официально открыт 4 апреля 1973 и разрушен в результате террористического
акта 11 сентября 2001. Комплекс состоял из 7 зданий, среди кототорых
архитектурной доминантой были две башни-близнецы, каждая по 110 этажей
(северная высотой 417 м
и южная высотой 415 м).
Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими
небоскрёбами в мире (до этого высочайшим зданием было здание «Empire State
Building», которое после разрушения ВТЦ вновь стало самым высоким зданием
Нью-Йорка).
Во время террористического
акта башни-близнецы полностью обрушились,
ещё одно здание комплекса (отель «Мариотт») было погребено под обломками первой
башни. Каркасы четырёх остальных зданий устояли, но они были признаны не
подлежащими восстановлению и впоследствии снесены.
Как строились
американские башни-близнецы Всемирного торгового центра
Twins Tower или близнецы - так любя ньюйоркцы
называли трагически известные башни Всемирного Торгового Центра. Трагедия 11
сентября 2001 вошла в историю США как национальная, а трагическое известие
разлетелось по всему миру за считанные минуты.
Террористы недаром
выбрали объектом нанесения удара именно нью-йоркские высотки, которые были не
просто гордостью американцев, а символом их любви к гигантизму. “ Проект
века ” обернулся трагедией конца века.
Как же начиналось чудо?
В 60-е годы престиж американской демократии пошатнулся. Чтобы пробудить в
сознании людей гордость за свою страну и вернуть народу США оптимизм и веру в
будущее был необходим всеамериканский проект - что-то грандиозное, что
ошеломляюще подействует на умы и чувства миллионов людей.
Проектов, способных
поразить воображение американского народа, выдвигалось немало. Одним из
архитекторов, активно занявшихся проектом, был американский архитектор
японского происхождения Минору Ямасаки (1912 -1986), уже хорошо известный
своими работами, в числе которых здание аэропорта в Сент-Луисе, комплекс
сооружений Института искусств и ремесел в Детройте, Американский институт
бетона.
Минору Ямасаки задумал
проект Всемирного Торгового Центра в 1962 году, в январе 1964 года архитектор
по заказу "Port Authority" создал чертежи зданий, чуть позже в этом
же году представил на обсуждение макет в 1:130 натуральной величины, а уже через
два года (5 августа 1966 года) мощные экскаваторы начали рыть котлован.
До близнецов небоскрёбы
в Нью-Йорке возводились на естественной каменной основе. Манхэттен
действительно каменный, у него под слоем земли камень, гранит, это видно, когда
наблюдаешь за строительством новых домов: котлованы здесь не выкапываются, а
вырубаются, выгрызаются стальными зубами врубовых молотков.
Первая проблема, с
которой столкнулись инженеры, было то, что на том месте, где должны были встать
близнецы, подножного камня не оказалось. Вместо этого там обнаружили
искусственный, наносный грунт, который раньше "принадлежал" реке
Гудзон. Этот грунт представлял собой большое количество искусственной земли,
смешанный с пластами булыжника, песка, гравия, голышей, даже старые суда
попадались в искусственной почве. Строители приходили в отчаянье:
дополнительные трудности, дополнительные расходы, дополнительный бетон.
Это была не единственная
проблема, подстерегавшая архитектора и инженеров. Следующей проблемой,
постигшей их, оказались 164 больших и малых, узких и широких зданий, чаще всего
каменных, которые стояли на месте будущего Мирового Торгового Центра и должны
были быть снесены. Снести их было нетрудно, но проблема после этого все же
оставалась. Гораздо труднее было при этом оставить в целости, а потом и
перенести насыщенную и сложную систему подземных коммуникаций, систему пожарной
тревоги, многожильные телефонные и электрические кабеля, газовые, тепловые,
пневматические и водопроводные трубы, не задеть проходящую рядом скоростную
автомагистраль и сохранить многочисленные пешеходные дороги и переходы.
Еще одной проблемой
оказалась станция подземной железной дороги, отсюда начинающей подводный путь в
Нью-Джерси, которая везёт на работу и увозит с работы сотни тысяч людей. Если
бы дорогу закрыли, Нью-Йорк и все Соединенные Штаты ожидали неизбежные
экономические проблемы. Подземка перевозила людей до тех пор, пока в нижнем
ярусе комплекса не построилась новая подземная станция.
Нельзя сказать, что
работа строителей была легкой. Что только стоят 1,2 млн. куб. ярдов земли,
которую пришлось выкопать и вывезти. Вместо нее под близнецами была создана так
называемая Плаза - подземное пространство, где расположились многочисленные
рестораны и банки, туристические бюро, кассы авиалиний, магазины, новая станция
нью-джерсийской дороги, гораздо лучше прежней, складские помещения, технические
мастерские для обслуживания близнецов и подземный гараж для двух тысяч
автомобилей.
Столкнувшись с
трудностью построения здания беспрецедентной высоты, инженеры применили
прогрессивную структурную модель: жесткая "полая труба" из близко
расположенных стальных колонн, с фермами этажей, расширяющимися к центральной
части. По наружной поверхности каждой из четырех сторон здания по всей высоте
шла 61 стальная балка, между которыми, тоже по всей высоте были натянуты тросы.
Колонны, отделанные серебристым алюминиевым сплавом, были 476.25 мм шириной и
устанавливались всего лишь в 558.8
мм друг от друга, из-за чего издалека казалось, что в
башнях совсем нет окон. Несущие стены собирались из готовых стальных блоков,
вес каждого из которых 22 тонны, высота 36 футов (высота 4
этажей), ширина 10 футов.
Двести тысяч тонн в общей сложности весит сталь, заложенная в Близнецов.
По мере того, как росли
близнецы, монтажники укладывали междуэтажные перекрытия из специальной, заранее
приготовленной на заводах гофрированной стали и прочных бетонных плит.
Перекрытия крепились к наружным несущим стенам с наружной стороны и к
внутренним, единственным в близнецах стальным колоннам с сугубо полезной
функцией - их возвели для крепления внутренних лифтов.
Лифтовая система,
использованная в зданиях, тоже является. Башни близнецы были первыми
сверхвысокими зданиями, спроектированными без каменной кладки. Беспокоясь, что
интенсивное воздушное давление, создаваемое высокоскоростными лифтами, могло
согнуть стандартные валы, инженеры разработали решение, использующее
"сухостенную" систему, закрепленную в усиленном стальном основании.
Лифтам со стандартной конфигурацией для обслуживающих 110 этажей могла понадобиться
половина площади нижних помещений для расположения шахт. Otis Elevators
разработали быструю и компактную систему, в которой пассажиры должны были
сменяться в "небесных вестибюлях" на 44-м и 78-м этажах, что
уменьшило количество шахт вдвое. Всего в комплексе Всемирного Торгового Центра
было 239 лифтов и 71 эскалатор, которые управлялись компьютерным центром из
Port Authority. Каждый лифт грузоподъемностью 4536 килограмма мог поднять 55
человек со скоростью подъема - около 8,5 метров в секунду.
Строительство шло
быстро, несмотря на то и дело возникавшие трудности с финансированием. Бюджет
Нью-Йорка в 1965 -1970 гг. составлял 6 биллионов долларов. Чтобы добыть деньги
для инвестиции в строительство Торгового Центра, город выпустил облигации с
гарантией их погашения. Но в 1970
г . Нью-Йорк постиг финансовый кризис. Подошел и срок
выплат по облигациям. Стройку едва не заморозили. Для спасения положения
пришлось ввести новые, повышенные налоги в сфере предпринимательства. Был
найден и другой источник поступления денег: начали сдавать в аренду под офисы
будущие помещения Близнецов. А они ожидались огромными - 100 тыс. кв. м. Из
всех затруднений удалось, наконец, “ выкрутиться ”. Северную башню закончили
строить в 1971 г
., южную - в 1973 г
. Торжественное открытие Всемирного Торгового Центра состоялось 4 апреля 1973
года.
Близнецы взлетели на
рекордную высоту в 450 м
. В сечении башни были квадратные, со стороной в 65 м . Каждая башня - в 110
этажей. Фундаменты конструкций ушли под землю на 23 м . На каркасы зданий
истрачено 200 тысяч тонн стального проката, а кабели электрических сетей, общей
мощностью 80 000 киловатт, протянулись на 3 тысячи миль - половину расстояния
от Нью-Йорка до Лондона, через Атлантику. Перечисление количественных данных
вряд ли может наскучить, потому что каждая новая цифра или число говорят о
небывалом размахе созданного.
Структура зданий была
проста и разумна. Фасады выполнены в виде каркасов из стали и монтируемых на
них модульных алюминиевых секций размерами 3,5х10 м, изготовленных заводским
способом штамповки. Такая конструкция сейсмоустойчива и способна противостоять
давлению ветра, очень сильного на огромной высоте. Здание Всемирного Торгового
Центра смогли бы даже выдержать столкновение с самолетом или иным летающим
объектом. Но несчастные Близнецы не устояли при сильнейшем взрыве и возгорании
5 тыс. литров авиационного бензина из баков самолетов-агрессоров.
Обязательное условие
терроризма — резонанс террористической акции в обществе. Общественный резонанс
на террористический акт необходим террористам для изменения общественных
настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические
организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как
собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что
в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не
примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до
своего конца.
Но, с другой стороны, в
настоящее время во всем мире активизируется антитеррористическое движение,
повышается уровень знаний, чтобы решительно противостоять террору всех мастей и
не допустить, ни второго Беслана, ни второго 11 сентября.
Бдительность,
ответственность каждого из нас составляют арсенал антитеррористической
коалиции. Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого
положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии.
Авторы:
Председатель Пензенского
областного Совета ДОСААФ России О.А.Варламов
Председатель правления
Пензенского областного фонда научно-технического развития И.В.Пантюшов
Заместитель
начальника ИПЛ МЧС по Пензенской Области В.В.Кондратьев
http://www.penza-online.ru/news.24593.htm