29.06.2010
Кто
и зачем вербует паству из наркоманов
Реабилитационные
центры для наркозависимых - давняя тема нашей газеты (КП-ру). До сих пор мы натыкались на «концлагеря» бандитов и
думали, что пытки и наручники - самое страшное, что может ждать больных в этих
заведениях.
Реабилитационный
центр «Исход» оказался раб-центром
Выяснилось, что все давно не так:
сферу наркореабилитации в последние годы подмяли под
себя «нетрадиционные для России религиозные конфессии, финансируемые из-за
рубежа» - так деликатно обозначила проблему Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ). Люди неделикатные
обычно называют эти организации проще: «секты».
«МАМА, Я ПОПАЛ В НАТУРАЛЬНУЮ ГОЛИМУЮ
СЕКТУ...»
- Голод полнейший, - говорит
36-летний Дмитрий Копаев. - Тарелка воды с пакетиком
макарон, два куска хлеба, чай без сахара, соли - когда выпросишь, когда нет.
Добавки не положено. Я ходил, листья жевал с деревьев, корм для кроликов...
Житель подмосковного Королева -
алкоголик. Проходил срочную службу в Нахичевани Азербайджанской ССР и угодил
под жернова первого в Союзе этнического конфликта в Нагорном Карабахе: был
контужен, почти ослеп. Получил вторую группу инвалидности по зрению, лежал в «дурке», стал пить...
Мать Дмитрия, выплакав все глаза и
испробовав все средства, в 2009-м году определила сына в реабилитационный центр
церкви «Исход» в селе Дарьевка Неклиновского
района Ростовской области...
Откуда через полтора месяца алкаш
сбежал.
Шатаясь, он четыре часа пешком шел
до милиции, где, всхлипывая и вытирая незрячие глаза, дал на видеокамеру вот
эти показания.
Дмитрий Копаев:
- Матушке моей эти «исходовцы» присели на уши: «Сына надо спасти, отправим в
центр на Азовском море...» Я спорить не стал: взял плавки, полотенце...
Привезли: моря нет, есть одноэтажный
домик. А в нем 28 «братьев и сестер» (то есть реабилитантов мужеского и женского пола. - Ред.). Нары в два этажа, часть людей на
матрасах спит в проходах... И круглосуточная молитва, аллилуйя, Господь
Бог.
|
Богослужения
протестантов, которые православные называют беснованиями.
1. Прыгают
под музыку, хлопают в ладоши, славят Бога: «Аллилуйя!»
2.
Падают, корчатся, рыдают, сраженные Святым Духом.
3.
Полный экстаз.
Съемка
сделана в 2006 году в Новосибирске.
|
|
Не как по-нашему, православному: ни свеч,
ни икон... Говоришь, что не хочешь молиться - заставляют, давят на мозги так,
что голова лопается.
Из нормального здравомыслящего
человека я за эти 45 дней превратился... У меня с головой стало плохо, я
похудел килограмм на 15! Я объяснял, что прохожу осенью и весной курс лечения
по глазам в Подмосковье, что мне надо уехать, - они: «Уже идет работа над
тобой, ты уже исцелен ранами Иисуса». Я каждый Божий день им всем: «Верните
документы, 21-й век на дворе, какое вы имеете право удерживать?!» Они: «Дорога
тебе одна, в мир тебе не вернуться...»
Людей там сгибают капитально. Даже
по нужде когда идешь, с тобой «укрепившийся» «брат»
или «сестра» (реабилитант, лояльный к правилам
центра. - Ред.). По воскресеньям вывозят в церковь в
Таганрог - они арендуют ДК «Прибой», - тоже все время под надзором.
В центре многие не по своей воле,
но, кто безвылазно по полгода, от безвыходности начинают верить, а может, у них
просто крышу сносит, и тогда пасторы приезжают, забирают этих уверовавших в
библейскую школу или на пастора учиться - то есть от мира тех, кто попал в
«Исход», ограждают полностью.
Один раз звонила мама: «Дима, как
море?» Я: «Мама, какое море, меня засунули в натуральную голимую
секту, изо дня в день талдычат, и у меня уже не
хватает нервов», - бац, - тут они связь разъединили.
Я стал письмо писать печатными
буквами, что у меня плохо со здоровьем, что надо принимать меры, - старший
центра при мне его порвал: «Какое, - говорит, - здоровье, если ты уже
благословенный исцеленный человек...»
Первый раз я убежал - вернули,
напоили чаем, успокоили. И четыре-пять человек стали меня промаливать «иными языками» (члены сей церкви в минуты
экстаза начинают издавать абракадабру вроде «Таламатосотоло»
и утверждают, что это на них сошел Святой Дух. - Ред.).
До такой степени они меня довели, что у меня уже слезы текли... Не знал, что
делать... Я старался, чтобы меня отправляли на работу, чтобы не слышать этот
бред! Второй раз убежал, они сказали: «Тебя что, на цепь посадить?»
Кстати, на работу кого вывозят,
например, грузить цемент, то денег им не платят. И еще кормят тухлятиной: люди травятся - и понос, и глистня...
В ночь на 4 сентября мне удалось
выбраться; пытаюсь бежать, а ноги не слушаются: ослаб, ветром качает. Остановил
машину: «Помогите, я попал в такую-то секту!» - люди в ответ: «Мы не хотим с
ними связываться». Слава Богу, что я сумел дойти до милиции...
Дмитрий повторяет это «Слава Богу»
несколько раз и достает из-под рубашки нательный крестик:
- Отдельно хочу пояснить, что крестик
свой я никогда не снимал, хотя они кричали: «Сними, ты поклоняешься сатане, это
идолопоклонство!» Я им отвечал: веру вашу протестантскую не приму никогда...
Мы приводим этот страшный монолог
без комментариев. Потому что мы не имеем права их давать.
Милиция и прокуратура Ростова чутко
отнеслись к заявлению бедного больного человека: не вернули его в центр, а,
наоборот, вызвали эксперта из местного религиоведческого центра (по
совместительству представителя Русской Православной Церкви) и вместе с ним провели
в Дарьевке проверку. И даже вызволили оттуда еще
одного алкоголика и одного наркомана (оба полностью подтвердили слова первого
беглеца) - но уголовное дело о незаконном лишении свободы и незаконной
предпринимательской деятельности (центр не был зарегистрирован) все-таки не
возбудили.
|
Тот
самый центр «Исход», из которого сбежал алкоголик Дмитрий Копаев.
|
|
Дело в том, что в Ростов примчались
мамочки «взбунтовавшихся» реабилитантов, и главный
свидетель Копаев забрал свое заявление. История
совершенно стандартная: именно по этой схеме разваливается большинство
уголовных дел против реабилитационных центров: наркоман - существо
подневольное, зависимое от родителей. А они вырвут глотку каждому, кто тронет
центр, ведь центр дает надежду на исцеление...
При подготовке этого материала я
дозвонилась матери Дмитрия Копаева Татьяне
Васильевне. Рыдая, женщина кричала на меня:
- Не смейте писать, он все сказал
неправду! Я молюсь за него! У вас есть дети? А он в запое, ногу сломал, и мне
все равно, что они протестанты...
Да, кстати, руководители церкви
«Исход» заявили, что у них в Дарьевке и нет никакого
центра. Там просто религиозная община, не требующая регистрации. Люди со всей
России и Украины съезжаются туда... чтобы изучать Библию.
|
Дмитрий
Копаев показывает православный крест: «Я говорил
этим сектантам: веру вашу протестантскую не приму никогда...»
|
|
ЦЕНТРЫ ТИПА «АЛЛИЛУЙЯ»
О наркоцентрах
от пасторов я впервые услышала в Перми, когда год назад писала об очередном реабилитационном
центре «по понятиям». В числе прочих брала интервью у несчастного отца, который
был уверен: его сына заправляющие центром бандиты забили до смерти, убили.
Мужчина со страдальческой складкой
между бровей показывал мне альбом с фотографиями: на одной его Вова радостно
смеялся в окружении других молодых людей, все были одеты в одинаковые синие
футболки. Отец постарался поскорее перелистнуть
страницу, я в нее вцепилась:
- Это где он?
- Да это у нас на
озере таком-то (географическое название указывать не стану. - Авт.).
Сектанты: мир там, любовь, Христос...
При упоминании имени Спасителя
каждый верующий испытывает благоговение. Я тоже. Именно эта благородная эмоция,
по-видимому, и выключила мне мозги, потому что я немедленно спросила у отца
погибшего ребенка:
- И как, помогло?
Несчастный даже сморщился:
- Куда там, я же говорю, умер
Вова... Пока там, на озере, был, полгода не кололся, о Боге говорил - а потом
по новой...
Это, кстати, к вопросу о
результативности центров типа «Аллилуйя», как их метко прозвали родители
наркозависимых.
Что еще известно?
Центры эти существуют уже лет
десять. В поле зрения властей попадают редко: в центрах от религии, как
правило, не держат в наручниках, не бьют...
Но что потрясает - это цифры. В России создано и действует порядка 350 наркореабилитационных центров нетрадиционных для нашей
страны религиозных или околорелигиозных конфессий.
320 из них принадлежит протестантам (в том числе «Исходу»), несколько десятков
«Наркононов» работает у сайентологов,
есть единичные сведения о наркореабилитации у
«Свидетелей Иеговы» и в организациях неоиндуистского
толка.
Это - по данным самих этих
конфессий.
А теперь - официальная статистика
ФСКН: государственных учреждений данного профиля в стране всего 26!
То есть в России сложная, априори
связанная с криминалом тема наркореабилитации
буквально отдана на откуп...
Мне могут возразить, что
реабилитационные центры есть и у традиционных конфессий: у РПЦ их, по заявлению
члена Общественного совета при ФСКН РФ игумена Анатолия Берестова,
уже около ста...
|
С Александром Дворкиным лидеры разных
религиозных течений предпочитают не связываться.
|
|
К сожалению, в том-то и дело, что и
православные, и мусульмане спешно начали создавать свои центры уже после того,
как вчистую проиграли эту сферу монополистам -
протестантам. Вот, к примеру, Тюмень: православный центр там один, реабилитацию
в нем проходят четыре человека. А протестантских центров - десять, и только в
одном из них сорок «пациентов».
Что творится за закрытыми дверями
«лагерей» от религии?
И кто вообще такие эти
«монополисты»?
ОТ СВЯТОГО ДУХА ГОЛОВА ПОД УТРО НЕ
БОЛИТ
- А! А! А! - оргазмически
кричит женщина.
Пастор расхаживает по сцене с
довольным видом:
- Ой-ой-ой, что у нас здесь
происходит...
Невменяемые люди меленько прыгают,
быстренько помахивая ручонками, согнутыми, точно крылья дохлого
куренка. Смотреть на них страшно и противно, больше того: конвульсии длиною в
час (именно столько длится пленка) это шок.
Но пастор в счастье:
- Ай-ай-ай... Ой-ой-ой... Это Дух
Святой!!!
- Это «неопятидесятники»
или, как их еще называют, «харизматики», - отворачиваясь
от экрана, говорит профессор богословия Александр Дворкин. - Самая крупная
российская «секта» или даже скорее сектоподобное
движение, пришедшее к нам с Запада: сотни мелких организаций, до трехсот тысяч
членов. Сами они зовут себя «христиане веры евангельской», «пятидесятники»,
«протестанты», хотя это неверно, и настоящие протестанты, лютеране, очень
обижаются. Суть: люди на молитве впадают в экстатическое состояние, в
индуцированный массовый психоз - еще помощнее, чем был
на сеансах Кашпировского. И именно эти переживания
объявляются главным религиозным опытом.
Движение очень активное: участвует в
политической жизни, работает с заключенными и наркозависимыми. Занимается
вербовкой новых членов под видом благотворительности...
На экране между тем начинает ходить
журналист JC TV («Джизус Крайст
ТВ», телевидение Иисуса Христа) и тыкать трясущимся-визжащим
микрофон:
- Вы сегодня не пили? А вчера?
Дорогие зрители, они не употребляли наркотики и не пили, им ТАК хорошо, потому,
что в них вошел Дух Святой!
Интервьюируемые заходятся, в подтверждение кричат:
- Хо... хо... ХОРОШО-О-О!!!
Пастор выбрасывает перед камерой
большой палец:
- Дух Святой - это класс!
Журналист - зрителям, доверительно:
- Главное, что похмелья нет, и
голова по утрам не болит...
Есть маленький подвох: пленка,
которую демонстрирует нам религиовед, снята в 90-х на Украине, и нынешние
пятидесятники зовут ее «древней» и «замшелой». Были, мол, отдельные перегибы,
«поднявшаяся пена», но теперь на богослужениях все не так. Нет судорожных корчей
(на языке верующих «молитва мук рождения»), нет длительного бессмысленного
смеха («Торонтское благословение»)...
Сразу скажем: мы просмотрели записи
и современных служб. Люди также прыгают, раскачиваются, падают на пол...
Сильной разницы мы не заметили (вы тоже можете убедиться в этом, посмотрев
видео на нашем сайте).
|
По мановению
руки пастора люди на богослужениях падают в обморок.
|
|
НУ И КОГО ЖЕ СЧИТАТЬ СЕКТОЙ?
Хорошо профессору Дворкину!
Он - президент Центра
религиоведческих исследований, созданного по благословению Святейшего Патриарха
Алексия II, заведующий кафедрой Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, входящего в систему православного образования, да
еще алтарник одного из московских храмов.
Организации, которые ученый называет
«сектами», проиграв ряд процессов, с ним почти уже не связываются: просто
говорят, что Дворкин сам неофит и мракобес, а вообще все это, мол,
межконфессиональные дрязги: Русская Православная Церковь
недовольна, что на ее исконной территории проповедуют пришлые миссионеры, и в
этом вся подоплека конфликта.
А вот стоит светской газете
повторить мнение религиоведа о каком-то культе, журналиста тут же с воем
волокут в суд: «Вы оскорбили тысячи верующих, мы зарегистрированная по закону
религиозная организация!» - да еще напомнят о свободе совести.
С другой стороны, что делать-то,
если законного критерия, как определить, «секта» перед тобой или не «секта»,
просто нет?
Государство, которое вроде бы
обязано быть судьей в этом споре, издав пресловутый закон о свободе совести, по
факту разрешило создавать даже культы Чебурашки! И
люди создают... В Москве, к примеру, действует секта народной целительницы
Надежды Антоненко, которая учит, что православный
человек в целях излечения от всех недуг должен ежедневно ставить себе клизму с
«заряженной» водой, после чего испражняться золотыми рыбками...
Что я пытаюсь объяснить?
Понятие «секта» по факту
субъективное. То, что для одного «секта», для другого - религия. Поэтому мы
везде берем это слово в кавычки и употребляем только в значении «по мнению
религиоведа Дворкина».
Полностью игнорировать мнение
религиоведов нельзя: слишком много раз они оказывались правы. Например,
поначалу только Дворкин называл «Свидетелей Иеговы» экстремистской
организацией, а теперь это подтвердили суды трех субъектов Федерации.
«НАЧАЛ РАБОТУ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ
ПРОРОЧЕСКОГО СЛОВА ОТ ГОСПОДА»
Наверное, пора рассказать о случае,
который натолкнул нас на это расследование.
Тем более что он почти
анекдотический.
В один прекрасный день в Общественном
совете при ФСКН РФ выступали руководители реабилитационного центра «Новая
жизнь», что в Кингисеппе Ленинградской области.
- Наша уникальная методика... 60
процентов излечения... 320 тонн моркови, которую вырастили наркозависимые...
Главный редактор нашей газеты, член
Общественного совета при ФСКН, весьма впечатлился и
подошел к товарищам с предложением написать о них. Те согласились охотно!
А дальше началось невероятное.
Три месяца я тщилась пробиться в
Кингисепп. Три месяца шли переговоры с пересылкой факсов («А что именно вы
хотите о нас написать?»). Все попытки приехать разбивались о пресс-секретаря
организации: «Нет, вы перезвоните в начале недели, а уж потом, в конце
следующей...»
Что нужно готовить к визиту
журналиста целых две недели? Прямо теряюсь.
Апофеоз случился в Санкт-Петербурге
на вокзале, куда я все же добралась и где встретившие меня сотрудники «Новой
жизни» с ходу заявили, что их центр НЕ религиозный. Сотрудничает со всеми конфессиями, а если я собираюсь затрагивать в публикации религиозные
вопросы, то я «ангажированный, проданный журналист», которого «Новая жизнь»
заносит в «черный список».
Мои слабые попытки воззвать к
разуму: «У вас же на сайте написано, что центр «Новая жизнь»
и лично директор Сергей Матевосян осуществляют деятельность по святейшему
благословению епископа Ряховского (глава конфессии,
член Общественной палаты. - Ред.). Находятся под духовным окормлением
Российского объединенного Союза христиан веры евангельской», - вызывали
агрессию: «Нет на сайте ничего подобного».
Я (в изумлении): «Но
СМИ широко печатали высказывание Матевосяна, что он начал работу с
наркозависимыми в одной из протестантских церквей после получения пророческого
слова от Господа».
Они: «В первый раз слышим...»
В общем, поговорили. В центр меня, как
вы догадались, не пустили.
История не столько странная, сколько
идиотская, ведь конфессиональная принадлежность
«Новой жизни» доказывается на раз-два: достаточно знать, что это - само по себе название протестантской церкви
в Екатеринбурге, Тамбове, Челябинске и других городах. Или просто ознакомиться
с воспоминаниями наркоманов о том, как к ним приходили волонтеры «Новой жизни»
и с порога заявляли: «Друг, Иисус любит тебя!», как в центре реабилитанты орали песни со словами «Аллилуйя!», как
Матевосян говорил каждому: «Бог начал работу над тобой»...
Фото из материалов прокурорской
проверки центра «Исход» и из архива Новосибирского отделения Центра
религиоведческих исследований.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Руководителям «Дельфина» дали по три
года колонии-поселения
Весной прошлого года мы написали о
скандале в реабилитационном центре «Дельфин» в Краснокамске Пермской области:
тогда в милицию прибежал пациент и сказал: «Спасите, людей там бьют и пытают!»
Здание спецназ брал штурмом.
Оперативники нашли наручники, электрошокеры, биты и
кучу фотографий: наркоманы в костюмах клоунов, прикованные наручниками к
столбу, в короне с надписью «вор»... 17 человек написали заявление, что их
удерживали насильно.
Обвинение по статье «незаконное
лишение свободы» предъявили президенту фонда «Пермь - город без наркотиков»
Александру Шеромову и его помощнику Денису Пантюхину, и вот недавно состоялся суд. Шеромов
получил 3 года 2 месяца лишения свободы в колонии-поселении, Пантюхин - три года.
Центр пока работает, но есть
вероятность, что в ближайшее время самораспустится.
Ульяна СКОЙБЕДА
Вероника
РАНГУЛОВА («КП» - Пермь»)
http://penza.kp.ru/daily/24514/664032/
Кто и зачем вербует паству из наркоманов. Часть 2
«ВСТРЕТИЛ САТАНУ И ГОВОРЮ ЕМУ...»
Тюменская область. Пять гектаров
поля, засаженных картошкой, и симпатичные домики с синими крышами.
Директор реабилитационного центра «Соль
Земли» Андрей Барашков, закусив травинку, рассказывает историю своей жизни:
- В училище поступил: с одной
стороны от корпуса палатка с пивом, с другой - анашу
продают. Вот с этого и началось... Потом таблетки, маковую грязь варили, потом
героин. Колоться считалось еще и престижно: не всем доступно. Мы, пацаны конкретные были, подворовывали, с понятиями жили...
Первые пять лет наркоты у меня еще девушка была, надежды какие-то. Семь - две
попытки суицида, поиски всевозможных клиник... В принципе каждый наркоман
понимает: так жить нельзя. Запаривает каждый день искать, я мечтал поставить
палатку в Чуйской долине... И при этом каждые три месяца ложился в больницу.
Врачиха однажды меня спросила:
«Андрей, что ты мучаешься? Выбери себе оптимальную дозу и доколись».
Я ей: «Вообще-то... детей хочется». До сих пор помню ее глаза: «Андрей, ты
взрослый человек. С таким сроком на игле не живут. Какие дети?»
К счастью, то, что невозможно
человеку, возможно Богу. Десять лет я кололся, потом одиннадцать лет назад
прошел реабилитацию в этом самом центре. У меня четыре дочки.
Облака лениво плывут над высаженными
на территории сосенками. Каждое деревце символизирует спасенную жизнь.
Центр начинался с одного дачного
домика пять на пять метров, приобрела его для больных протестантская церковь
«Свет миру» - реабилитанты готовили на костре и
работали по двенадцать часов в сутки: строили корпуса, потому что тогдашний
директор сказал: «К нам стоит очередь, еще двадцать человек. Если будем
работать медленно, они могут умереть».
|
Реабилитационный
центр «Соль Земли». В руках у 15-летнего реабилитанта
- Библия.
|
|
Теперь здесь баня,
лесопилка, мужской и женский бараки, маленькая свиноферма, теплицы и вафельные тортики на обед. Что заставляет нынешнее руководство - тех самых первых реабилитантов - скучать по экстремальным обстоятельствам.
- Эй, Диман,
помнишь, ты тут с располосованным брюхом стоял? - подначивает
Барашков богатыря Диму.
Мне объясняют:
- Он пузо под кайфом
себе вспорол, отец сразу из реанимации его сюда отправил. И вот очнулся Дима,
кругом лес. Он головой вертит: «Батя, гад... Куда
засунул... Ой, вертолетик летит: зацепиться бы за
лесенку...»
Парень хотел уйти, подвязав
послеоперационные швы полотенцем, но товарищи спрятали его обувь: испугались,
что не дойдет. До города сорок километров, а транспорт решившему прервать
реабилитацию наркоману никто выделять не станет...
Теперь этот молодец - руководитель
филиала в Кургане. Здоровый и румяный, он вспоминает, как однажды, на
реабилитации, шел по центру, нес парашу и встретил сатану.
- И он мне главное: «Ну, ты черт!» А
я ему: «Сам черт!» - и пошел.
Все хохочут... но это не шутка.
Хотите – называйте встречу галлюцинацией отравленного наркотиками мозга, но в
здешних условиях это реальность.
Из чтения в центре только Библия,
утром и вечером - собрания, на которых кто-то из старших вольно излагает притчи
из Книги книг, щедро сдабривая их историями из своей наркоманской жизни:
- Вот били меня в милиции - так же и
Израиль был поруган и унижен, когда были разрушены стены иерусалимские. Но
Израиль отстроил стены, и мы должны восстанавливать свою жизнь, свое
достоинство...
«Будущее в твоих руках», - написано
над дверью лесопилки...
Воцерковление обязательно: протестанты считают,
что наркомания - демоническая зависимость (все прочие конфессии здесь с ними
согласны), за человека борются дьявол и Господь. Надо поверить в то, что
существует Тот, Ккто создал
тебя, - и тогда Он сможет вылечить тебя от наркотиков...
И не только.
Абсолютно в каждом протестантском
центре вам покажут реабилитанта, у которого был
гепатит В и С, рак или ВИЧ - а потом врачи не
обнаружили этих болезней. В «Соли Земли» это местный бомж дядя Толя: 28 лет на
зоне, инвалидность по туберкулезу, раз в год - обязательный санаторий. То есть
это центр помог старому бездомному зеку оформить эти льготы. И вот поехал
однажды дядя Толя на переаттестацию, а легкие у него - как у младенца.
Вернулся, идет по центру и ругается: «Ну, на фига же Бог меня исцелил?! Ни
пенсии теперь, ни санатория...»
Многое здесь, в Тюмени, как в
ростовском «Исходе», с рассказа о котором мы начали свое повествование (см. начало
расследования в номере за 29 июня с. г.). Без «старшего», то есть
укрепившегося в вере, реабилитанта «младший», то есть
новичок, не может пойти даже в туалет. Всех зовут «братья» и «сестры». «Это же
монастырь!» - сказал мне Рашид, как-то угодивший на
реабилитацию к христианам и выдержавший здесь всего три месяца. Правда,
колоться перестал и начал ходить в мечеть...
Единственное, но очень веское
отличие от «Исхода»: реабилитант может уйти отсюда в
любой момент, достаточно предупредить руководство за неделю.
И люди уходят: 90 процентов
наркоманов сбегают от христианской «монастырской» жизни в первые две недели.
Может быть, еще
поэтому Андрей Барашков категорически не берет платы с родителей: центр живет
на спонсорскую помощь (тюменские предприниматели когда хлеба отгрузят, когда -
стройматериалов) и на прибыль от собственных бизнес-проектов.
Команда бывших реабилитантов центра поделена на две
половины: одна сидит с наркоманами в деревне, другая зарабатывает деньги:
утилизирует картон, кормит людей в столовой в Тюмени...
И при этом, что было для меня самым
удивительным, все эти люди волонтеры. В «Соли Земли» никто не получает денег.
- Это, в общем, довольно трудно:
зарабатывать коммерцией и, пропуская деньги мимо себя, все отдавать в центр, -
признает Барашков. - Для этого нужен стержень. Меня один друг донимал: «В чем замутка? Не может такого быть! Расскажи, какая схема?» Я
терпел, терпел. «Ладно, - говорю, - есть замутка.
Схема такая: зарабатываешь, все до копейки отдаешь в центр, а потом идешь к
Богу на небо - и он воздает тебе в сто раз». Друг аж
плюнул от разочарования: «Тьфу, ексь...» А для меня награда – что вон Танюха три
года не колется (секретарша Таня смущенно улыбается. - Авт.). А до этого с четырехлетним сыном Вовкой жила по
подъездам. Я когда их забирал, мальчика спросил: «Что тебе купить?» Он:
«Хлеба». Или свадьбы наши, когда стоят они перед пастором - в белом платье,
черном костюме. И родители, плачущие от счастья, которые раньше готовы были
УБИТЬ этих наркоманов...
В центре сыграно уже пятьдесят
четыре свадьбы.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАСТОРА
Некоторым читателям картина, которую
я нарисовала, возможно, покажется слишком сладкой. Уверяю, я обошла УВД, ФСБ,
службу по контролю над оборотом наркотиков, медиков, районные власти и даже православных
из такого же реабилитационного центра в поле за перелеском: никто не сказал о
«Соли Земли» дурного слова.
Центр идеальный, обласканный
областной властью: губернатор Владимир Якушев лично распорядился провести сюда
газ, свет и асфальтовую дорогу (всего было потрачено 33 миллиона бюджетных
рублей). «Соль Земли» берет гранты на проведение профилактических мероприятий в
рамках городской антинаркотической пропаганды...
Единственный вопрос, который мучил и
царапал меня всю командировку: почему в этом и подобных ему центрах работают
волонтеры? Зачем? Что за жизнь религиозной коммуной? Почему просто не платить
деньги?
- А как же прокладки покупать? -
приставала я к сотрудницам. - А стиральный порошок? А игрушки для детей?
Оказалось, все закупает центр, а
стирают вообще централизованно, в прачечной. А одежду волонтеру чаще всего
дарят мама с папой. Это притом, что он уже женился и нарожал
детей...
И наконец, до меня дошло: ВЕДЬ все
сотрудники центра - бывшие пациенты. Фактически они так и не выходят в мир, а
остаются в безопасном, свободном от наркотиков протестантском мирке...
- Сны приходят, - разводит руками
Андрей Барашков. - То берешь что-нибудь, то варишь. Просыпаешься в ужасе: ТАК
снова этого хочется и ТАК страшно второй раз рухнуть в ад! Ведь наркотики - это
ад... Я НЕ ХОЧУ второй раз проходить реабилитацию, мне первая тяжело далась.
Вот и вся логика: пусть лучше человек просыпается здесь, в центре, где особо
никуда не ломанешься...
Прибитые они наркотиком так, что
только единицы могут вернуться к действительно нормальной жизни, с работой и
зарплатой. Калечные лечат калечных...
Здесь - слабая точка, в которую со
всей силы бьет протестантов православная церковь.
У православных, и это многократно
заявлял с высоких трибун доктор медицинских наук игумен Анатолий Берестов,
излечившимся считается только наркоман, полностью социально адаптированный, и,
стало быть, излечения в протестантских центрах нет вовсе.
Некоторые «сектоведы»
вообще считают, что, избавляясь от наркотической зависимости, пациент протестантского
центра приобретает другую: зависимость от «секты», от «молитвенного состояния»,
в которое во время службы повергает паству пастор. В ходу термины «перезависимость» и «сектозависимость».
Протоиерей Александр Новопашин, председатель Новосибирского отделения Центра
религиоведческих исследований:
- Еще в 1952 году ученый Хэмфри Осмонд заметил, что
сильнейший галлюциноген мескалин схож с адреналином,
который выбрасывается в кровь при любом стрессе. Экстаз, в который впадает
адепт, это и есть стресс, человек хочет переживать его снова и снова. Потому
единственный выход для «излечившихся» реабилитантов -
остаться при «секте», уйти в служение.
Протестанты на такие обвинения
обычно отвечают на своих порталах в смысле: «Так что? Лучше умереть, но
православным?» - мол, РПЦ и сама ничего не делает, и другим мешает, боится
здоровой протестантской конкуренции, потому что не может предложить людям
ничего, кроме пузатых попов и закосневших догм.
Копья на этом фронте ломаются
нешуточные, градус конфликта вулканический! Насколько ситуация обострена, можно
понять, вспомнив истерику руководителей «Новой жизни» по поводу моего визита...
Да, момент конфессиональной
конкуренции в том, как православная церковь воспринимает протестантов, есть.
Любая религия радуется своей экспансии и сопротивляется чужой.
Протестанты в России, занимаясь наркореабилитацией, и продвигают свою веру, и получают
коммерческий эффект: есть небесплатные центры, да и
сельхозпродукция, которую выращивают реабилитанты,
чего-то стоит. Вон у «Новой жизни» в Кингисеппе собственная рыболовецкая
флотилия на Финском заливе, собственный цех по производству тротуарной плитки и
самая крупная на северо-западе страны кролиководческая ферма. И при всем при
этом протестантские центры еще и получают имидж социально ориентированных
организаций! Тут недалеко и до коридоров власти. Четыре человека от «Новой
жизни», к примеру, осенью уже избраны в Кингисеппе депутатами (один на уровне
района, трое на уровне поселения).
Глава российских протестантов
епископ Сергей Ряховский, которому я изложила в
Москве все эти опасения и рассказала про теорию «перезависимости»,
немедленно вызвал в кабинет пышущую здоровьем красавицу:
- Вот Лена, она семь лет назад
лежала в реабилитационном центре здесь, в Москве, при нашей церкви, семь лет до
этого кололась, теперь родила двоих детей, поет в церкви в группе прославления.
Это как считается - она ушла в служение? Она «перезависима»?
Но - от чего? От Бога? Ведь православные тоже поют в хоре, так в чем же
разница?
|
Рекламные
материалы, которые распространяют в Тюмени протестанты. Конкретно эта церковь
называется «Свет миру», но вообще в области действуют порядка десяти
организаций, где лечат общением с Богом.
|
|
НЕКРАСИВАЯ ИСТЕРИКА
Мы пришли к разговору, которого,
если честно, я надеялась избежать.
Не дело журналиста решать, справедливо
ли православные называют протестантов «сектой». Это дело ФСБ, отделов по борьбе
с экстремизмом МВД, психиатров и прочих специально обученных людей.
Но делать нечего.
Итак, какое первое доказательство у
«сектоведов»?
Странные, богомерзкие,
на взгляд православного человека, службы, где, образно говоря, кто плачет, а
кто скачет.
Епископ Ряховский
моментально парирует:
- Вы были во время службы в мечети?
Вы и не сможете туда войти. Почему? А из-за запаха мужских носков. Никогда не меряйте
своей мерой...
Действительно, первое доказательство
неудачное: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Между прочим, есть еще
и атеисты, которым, наверное, любое богослужение кажется диким.
Второй аргумент «сектоведов»
олицетворяет шведский психиатр Пэр Свартлинг, который
постоянно участвует в их международных конференциях с докладами о том, что
психическое состояние людей, пришедших в «неопятидесятническую»
«секту», резко ухудшается.
90 процентов в течение двух лет
начинают испытывать приступы паники, 77 процентов боятся потерять разум, 63
процента в итоге приобретают психические заболевания. Он, Свартлинг,
установил это, наблюдая группу верующих от их прихода в церковь и до палаты в «дурке», куда попала половина (!) группы.
Серьезная заявка.
Наш собкор в Швеции Наталья Грачева
встретилась в Стокгольме с соратником и супругой господина Свартлинга
Гутрун Свартлинг и
подтвердила: такое исследование действительно было проведено и в 1991 году
опубликовано в авторитетнейшем медицинском издании этой страны. Оно в свое
время наделало много шума.
Правда, есть несколько но:
во-первых, супруги Свартлинг наблюдали группу членов
только одной церкви - «Слово жизни», так что на все остальные общины (которых
сотни) распространять выводы не совсем корректно. Во-вторых, группа та состояла
всего из сорока трех человек. Ну и главное, с 1991 года много воды утекло, и
даже госпожа Свартлинг признала в интервью «КП», что
«в этих организациях что-то могло измениться»...
Тогда - третий аргумент.
По давно известному определению,
«секта» - это разновидность организованной преступности. В организациях,
контролирующих психическое состояние своих членов, всегда убийства,
изнасилования, мошенничества...
И вот тут... Факты, кажется,
«против» протестантских центров.
Новосибирск: в данный момент
слушается уголовное дело о незаконном лишении свободы двух человек в
реабилитационном центре «Новосибирск против
наркотиков», строившем свою работу на пропаганде протестантских взглядов.
Пермь: возбуждено уголовное дело в
отношении руководителей центра «Новое поколение» (церковь «Новое поколение») -
девять потерпевших. Реабилитантов избивали, держали в
наручниках в неотапливаемом помещении, заставляли
учить молитвы; за невыученный стих наказывали... Один парень, не выдержав
издевательств, полоснул себя по шее бритвой, девушка
пыталась спуститься из окна по простыням, упала и повредила ногу; кто-то смог
сбежать и дошел до милиции.
Тюмень: по некоторым данным, у
правоохранительных органов есть вопросы к реабилитационным центрам
«Преображение России» (распространены по всей России, долгое время действовали
как протестантские).
Ростов: попытка возбуждения
уголовного дела против центра церкви «Исход», с которой мы начали свое
расследование...
Кстати, мне показалась очень
странной реакция руководства Российского объединенного союза христиан веры
евангельской на эту историю: ведь Ряховский жаловался
на милиционеров даже Генпрокурору Чайке.
Казалось бы, если у тебя все в
порядке, и ты уверен в абсурдности обвинения - почему не дать органам спокойно
провести проверку? Епископ негодовал, что милиционеры пытались получить списки
верующих церкви «Исход» - но разве это как-то нарушает права верующих граждан?
Я вот не стыжусь никому сказать, что я православная. А протестанты
почему скрываются?
Ведь реабилитант
обвинял руководителей центра в том, что они насильно навязывали людям,
оказавшимся у них в рабстве, свою религию, то есть нарушали гарантированное
Конституцией право на свободу совести. Это очень серьезное обвинение...
Нет, я, кажется, действительно хочу,
чтобы в этом компоте разобралась ФСБ.
НУЖНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ
ФСКН, между прочим, уже делает это: сейчас
в России составляется реестр всех реабилитационных центров: выясняются правила
их работы, этот вопрос будет поставлен на очередном заседании Государственного антинаркотического комитета.
По итогам будут выработаны единые
правила работы, и беззакония в этой сфере, надо надеяться, станет меньше.
В последние годы ситуация с
«сектами» сдвинулась с мертвой точки: долгие годы против этих организаций
выступала только горстка православных «сектоведов», и
вдруг в последние два года после создания отделов по борьбе с экстремизмом МВД
государственная система заработала. Запрещают «Свидетелей Иеговы», активно
выдавливают с территории России сайентологов,
возбуждают уголовные дела против «Наркононов»
(подразделения этой организации для лечения от наркотиков)... Эксперты говорят,
все это связано с окончанием срока негласных социальных договоренностей между
Россией и США (ведь большинство «сект», пришедших к нам в лихие 90-е, - импорт
из этой страны) и с тем, что Россия в экономическом плане встала с колен: почти
никому не должна по кредитам…
Наркозависимость - гигантская проблема нашего
общества, число больных чудовищно: от двух до десяти миллионов.
И этим больным, в общем-то, все
равно, кто их спасет...
Когда я была в «Соли Земли», то
спросила маму одного из волонтеров:
- Вас не смущает, что ваш сын стал
протестантом, то есть, по мнению православных, попал в «секту»?
- Нет, - улыбнулась она, глядя мне в
глаза. - Ведь он остался жив и родил мне двоих внуков. А вот когда я думаю, что
их всех могло не быть...
И тогда женщина заплакала.
КСТАТИ
Внук Маршака тоже предлагает кайф без героина
Получение кайфа
не от наркотика, а от религиозных практик - не эксклюзив. Клиника доктора
Маршака, чью рекламу часто крутили по телевизору, по свидетельству религиоведа
Александра Дворкина, есть российский филиал западной псевдоиндуистской
«секты» Three HO (Три Эйч Оу) и по-другому называется «Центр Кундала».
Внук известного детского поэта Яков Маршак (инициированное имя гуру Джеван Сингх Хальса)
якобы прямым текстом говорил своим пациентам: «Приходите ко мне, я научу вас,
как получать кайф без героина».
Адепты сидят кружком, повторяют мантры, выполняют медитационные
упражнения, и при достижении состояния альтернативного сознания в их мозгу
происходит выброс эндорфина - естественного гормона
радости.
К сожалению или к счастью, медитация
- это определенный труд: достать шприц и уколоться легче. Поэтому, по
свидетельству очевидцев, иной раз вся группа, прошедшая курс реабилитации у
Маршака, отправляется за новой дозой.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В Ставрополе появились наркотические
шампуни и соли для ванн
Когда в стране запретили курительные
смеси, скептики заметили: недолго торговцы дурманом будут без работы. Как в
воду глядели. Новые синтетические вещества психотропного действия обнаружили на
днях в солях для ванн и шампуне, которые продают в Ставрополе. Кстати, в тех же
ларьках, где раньше торговали «Спайсом».
Новый наркотик выявила экспертиза, и он с куда более тяжелыми для организма
последствиями, чем курительная смесь (через кожу всасывается 80% вещества -
риск поражения мозга необычайно высок). Изъять эти шампуни и
соли не так-то просто - нужно, чтобы найденный в них наркотик был включен в
список запрещенных, опасных для жизни. Он пока там не значится.
- Поэтому торговля будет идти, что
называется, до первой жертвы, - говорит руководитель отдела по межведомственной
координации антинаркотической деятельности Ставрополя
Сергей Богомолов. - А владельцы магазинчиков лжебытовой
химии отделаются небольшими штрафами...
Анна ГЛУШКОВА («КП» - Ставрополь»)
http://penza.kp.ru/daily/24515/664607/