10.06.2010
В Пензе прошёл окружной семинар по вопросам
довузовского образования
Увеличение
количества малых предприятий на базе образовательных учреждений, вовлечение
большего числа учащихся в предпринимательство, эффективное расходование средств
на развитие бизнеса. Эти и другие вопросы, касающиеся системы довузовского образования, обсудили участники окружного
семинара в Пензе в четверг, 10 июня.
Первокурсники Мокшанского аграрно-технологического колледжа на базе
учебного заведения организовали крестьянско-фермерское хозяйство. Деньги на
приобретение 250 голов птицы выделили преподаватели. Заниматься откормом гусей
и дальнейшим развитием хозяйства доверили воспитанникам. Троим работникам,
включая директора, не исполнилось еще и 18 лет. Однако возраст не помешал
ребятам составить и защитить бизнес-план, и приступить к его осуществлению. «В
день гусята съедают 7
килограммов комбикорма, так же и травку съедают, много
воды пьют. Будем стараться ради них. Интересно возиться, кормить, поить их. Это
просто счастье», – отметила учащаяся Мокшанского
аграрно-технологического колледжа, член крестьянско-фермерского хозяйства
«Гусиные лапки» Мадлен Зальцзеллер.
Крестьянско-фермерское
хозяйство уже на третий день своей деятельности стало объектом пристального
внимания. Познакомится с тем, как работает молодежный бизнес, в Пензу приехали
представители 14 регионов Поволжья, а также Москвы и республики Коми. Развитие
малых предприятий на базе образовательных учреждений – основная тема окружного
семинара. «У нас есть методы, способы обучения, но хотелось бы, чтобы это была
система. Потребуется, во-первых, настрой педагогических коллективов, потому что
есть вот эта окостенелость педагогов, что у них все хорошо, пока ничего не
менять, самосознание, естественно, нужна стажировка, самим знать экономические
навыки и знания и налоговую базу», – отметила директор Вятского
государственного аграрно-промыщленного техникума
Кировской области Ангелина Богданова.
Образовательная система в России не соответствует
требованиям современной экономики. Это не вывод, а скорее, девиз
семинара. Его озвучили на заседании в правительстве Пензенской области.
Адаптировать образование под запросы рынка труда, выстроить многоступенчатую
систему подготовки кадров и организовать сетевое взаимодействия между
учреждениями профессионального образования и школой. Такие задачи поставил
перед министром образования России премьер, такие задачи стоят сегодня перед
каждой школой, колледжем, училищем. «Школа, а дальше система НПО, СПО и высшая
школа, все вокруг одного – человек за эти годы должен почувствовать в себе
очень важный стрежень, на который все будет нарастать. А этот стержень связан с
ремеслом, связан с профессиями», – отметила исполняющая обязанности министра
образования Пензенской области Светлана Копешкина.
В рамках
образовательной инициативы «Наша новая школа» к 2012 году все старшеклассники
должны учиться в профильных классах. Если между профильным образованием и
профессиональной подготовкой не поставить знак равенства, усилия будут напрасны
– уверена министр образования региона.
Репортаж: Наталии Карпеевой, Анатолия Вольникова, Игоря Рожко
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=1906&cid=7
Похожие новости:
http://www.tv-express.ru/news_info/13818/
09.06.2010
В пензенских вузах сократилось количество бюджетных
мест
До начала работы
приёмных комиссий в пензенских высших учебных заведениях остаётся меньше недели.
В 2010 году количество бюджетных мест в государственных вузах резко
сократилось. Об этом заявил министр образования России. Коснулось это и
Пензенского региона.
Многим студентам
придётся менять выбранную специальность из-за сокращения бюджетных мест в
государственных вузах. В ПГУ это существенно отразилось на очной и заочной
формах обучения. «Сокращение по сравнению с прошлым годом по очной форме на 290
человек. У нас нет приема на специальность «профессиональная педагогика».
Профессиональное обучение по отраслям и остальные специальности присутствуют,
хотя снижение идет и по техническим направлениям», – сказал первый проректор
ПГУ Виктор Мещеряков.
Бесплатные места в
вузах сокращают по нескольким причинам – в 2010 году в Пензенской области
намного меньше выпускников школ – практически на 2 тысячи. Играет роль и невостребованность специальностей с одной стороны и
переизбыток кадров с другой. Всего в 2010 году в ПГУ на бюджетную основу
планируют принять около 1200 человек, вместо прошлогодних 1,5 тысячи. Такое
сокращение отразится и на преподавателях. Увольнений не будет, но ставки
уменьшат. «Мы финансируемся из госбюджета по коэффициенту 1 к 10. 10 студентов
и одна преподавательская ставка. Значит 290 снижение по первому курсу, значит
29 преподавательских ставок за счет 1 курса мы потеряем», – пояснил Виктор
Мещеряков.
В пензенском
архитектурно-строительном университете профильные специальности остались
нетронутыми. Из-за сокращения пострадали экономические. «Это специальности
«менеджмент организации», «маркетинг», «экономика и управление на предприятии»,
2 специализации в строительстве и на транспорте. На маркетинг вообще ни одного
бюджетного места нам не дали, то есть наша лицензия позволяет поступить только
на договорной основе», – сказал проректор ПГУАС Виктор Каледа.
В 2010 году, по
словам проректора, в строительном университете Пензы заявляли 523 бюджетных
места, получили лишь 496. Экономические специальности под угрозой оказались и в
педагогическом вузе. «Мы заказывали 1100 бюджетных мест по заявке на
размещение. В конкурсе среди государственных вузов получили всего 873 бюджетных
места. Сокращение произошло экономических наук, где мы вообще не получили
бюджетных мест, как непрофильный вуз. Небольшое сокращение по блоку
гуманитарных дисциплин», – сообщил ректор Пензенского государственного
педагогического университета имени В.Г. Белинского Владимир Коротов.
Всего 28 льготных
мест в 2010 году педуниверситет получил на 3
гуманитарные специальности – юриспруденция, перевод и переводоведение
и журналистика. Правда из-за нехватки корреспондентов в районных СМИ удалось
получить еще 10 бесплатных мест на этот факультет.
Приемная комиссия
начнёт работу во вторник, 15 июня. Тогда и станет известно, что предпочтут
абитуриенты.
Репортаж: Олеси Вишняковой, Александра Толкачева,
Игоря Рожко
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=1766&cid=7
10.06.2010
Если школа станет автономным
учреждением
Российскую школу опять лихорадит. Еще не утихли страсти вокруг новой системы оплаты труда
педагогов, прокатившейся оптимизации и ЕГЭ, уже принят новый Закон «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии
с которым нашу школу в самом ближайшем будущем ожидают серьезные перемены.
КАЗЕННЫЕ, БЮДЖЕТНЫЕ, АВТОНОМНЫЕ…
В СМИ сразу же началось муссирование
вопроса о возможном платном образовании и его доступности для российских школьников.
Тема больная, потому как трудно найти сейчас такого школьника, который не
обращался бы к услугам репетиторов. Занятия вне школы давно уже стали нормой.
Вопроса о том, во сколько обходится эта самая школа каждой семье: приобретение
полного школьного снаряжения, учебников и канцелярки,
— лучше вообще не касаться. Влетает в копеечку! А тут еще за что-то придется
платить? По-видимому, придется.
С введением нового закона должна
повыситься эффективность деятельности образовательных учреждений, изменятся механизмы
их финансирования. У школы появится возможность более гибко распоряжаться
имеющимися ресурсами: закрепленным за учреждением движимым имуществом,
денежными средствами. Образовательные учреждения смогут заниматься
деятельностью, приносящей доходы, и самостоятельно ими распоряжаться.
По закону не позднее 1 июля 2012
года все бюджетные учреждения будут преобразованы либо в казенные, либо в
бюджетные или автономные. (Обычным школам предстоит сделать выбор между
бюджетным (БУ) или автономным учреждением (АУ) как новой
организационно-правовой формой.) Казенные будут финансироваться по смете,
бюджетные и автономные станут получать средства в виде субсидий.
ЗА ЧТО ПРИДЕТСЯ ЗАПЛАТИТЬ?
Субсидии школам будут поступать от
учредителя — муниципалитета.
Это финансирование будет
распространяться только на так называемый госзаказ — перечень обязательных
предметов, заложенный в государственном стандарте образования. Это бесплатный
образовательный минимум, который гарантируется государством. В него входят все
те предметы, которые родители сегодня могут увидеть в расписаниях уроков,
дневниках своих чад.
Платить же родителям придется лишь
за те услуги, которые не входят в утвержденную государством образовательную
программу. Например, родители могут пожелать, чтобы их ребенок занимался
иностранным языком сверх положенных по программе двух часов, еще один час. Вот
за этот час и придется заплатить. Своей школе, а не репетитору. Впрочем,
решение — кому же все-таки платить — здесь останется за родителями. (Подобные
платные услуги школа могла предоставлять и до принятия нового закона, но в
сегодняшней школьной практике услуги репетиторов востребованы больше.)
С родителями будут заключаться
договоры на предоставление платных услуг с указанием прав и обязанностей обеих
сторон. Дополнительные платные услуги — своего рода узаконенное репетиторство в
стенах школы. «Деньги в обмен на обязательства», — кратко пояснил в одном из
телевизионных интервью министр образования Андрей Фурсенко.
ЧТО ОБРЕТЕМ, ЧТО ПОТЕРЯЕМ?
Помимо платных образовательных услуг
— что больше всего волнует родителей — часто раздаются вопросы и о качестве
предоставляемых образовательных услуг: как и кем оно будет отслеживаться, и об
объемах финансирования школы — не уменьшится ли оно (ведь субсидии будут идти
от муниципалитета)?
Специалисты Департамента образования
разъясняют, что контроль над качеством образования в соответствии с
образовательными стандартами будет, как и прежде, осуществлять Департамент
образования: отслеживать результаты обучения, соблюдение требований к условиям
обучения.
Объем финансирования по каждому
образовательному учреждению по сравнению с 2010 годом не уменьшится. (Расходы
на образование по России за последние десять лет выросли больше чем в три раза:
с 215 млрд. рублей до 726 млрд. в год.) Расчет субсидий будет осуществляться на
нормативной основе.
Да и школа начнет зарабатывать
деньги сама. Помимо предоставления платных услуг, есть возможность сдавать
площади в аренду: спортивные залы и площадки, бассейны, компьютерные классы.
Закон предполагает еще в большей
мере активизировать школьное самоуправление. Наблюдательный совет школы будет
участвовать в принятии решений о дополнительных образовательных услугах.
«Положительные моменты есть», —
осторожно замечают руководители, познакомившись с законом. Но прогнозировать,
как все будет на практике, пока сложно.
Никто из школьных руководителей еще
не проявил инициативу, чтобы школа приобрела новый статус — БУ или АУ. В
Пензенской области опыта школ — автономных учреждений нет. Теперь должны будут
появиться — так диктует закон.
Впрочем, время для размышлений и
необходимой подготовки еще остается. Федеральный закон вступает в силу 1 января
2011 года, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период.
По информации полученной в
Департаменте образования, в Заречном опыт перехода в автономное учреждение
планируется начать с дошкольных учреждений. Двум детским садам — №№13 и 17 уже
предложено рассмотреть вопрос о смене статуса — на автономное учреждение.
Среди учреждений дополнительного
образования, по-видимому, первопроходцами будут Детско-юношеский центр «Юность»
и Детский оздоровительно-образовательный центр.
Арина Родионова.
http://zarpressa.ru/newspaper.php?news=11
10.06.2010
«Утечка мозгов»:
как это бывает
Вспоминаю свою знакомую. Она
переводчик и в свои тридцать сделала безукоризненную карьеру финансового
директора одной из фирм. Когда я с ней познакомилась, она уже успела
обзавестись квартирой в кредит, стройной фигурой и рыбкой в аквариуме.
Представляете, каково было удивление, когда столь постоянная коллега
написала заявление об увольнение в связи с переездом в США на ПМЖ и при этом
выглядела не менее счастливой, нежели ребёнок, которому разрешили не идти в
школу. Спустя полгода ко мне на электронный ящик пришло письмо с её свадебными
фотографиями. Похоже на давно известную истину: хорошо там, где нас нет,
а вот как с этим «хорошо» жить нашему человеку за бугром ....
Заграница, как много в этом звуке...
У каждого есть свои причины для
эмиграции, тем более в период всемирного кризиса. Статистика утверждает, что
более 50% мигрирующих стремятся найти хорошо оплачиваемую работу. Чтобы
обеспечить светлое будущее себе и своей семье. Бесплатные страховки и обучение,
социальные программы и материальная помощь при безработице, перспективы
получения этих благ влекут многих наших граждан за рубеж. В результате в
последние время возраст иммигрантов помолодел на 8 лет, теперь он составляет 33
года.
28% от общего количества
иммигрантов, принявших решение уехать за бугор, предпочитают стать полноценными
гражданами Соединенных штатов Америки. Каждый год все, кто въехал в страну по
не иммиграционным визам и попросил политического убежища, кто вступил в брак с
американскими гражданами, не подпадают ни под какие квоты. Но далеко не каждый
может получить гостевую визу или американское гражданство. Обладатели неиммиграционной визы по истечению определённого срока
должны покинуть страну, им не приходится рассчитывать на получение гражданства
в отличии от тех, кто въехал по иммиграционной визе. Если же ты стал
обладателем «Green Card»,
то вправе считать себя счастливчиком. Гринкарта
выдаётся определённым категориям, которые подразделяются на несколько групп:
1. Несостоящие
в браке дети американских граждан старше 21 года.
2. Супруги, а также не состоящие в
браке дети лиц, легально проживающих в США (владельцев грин-карт).
3. Высококвалифицированные
профессионалы, а также лица, обладающие выдающимися способностями в искусстве и
в науке, чья деятельность может внести значительный вклад в экономику, культуру
и благосостояние страны и в чьих услугах нуждается американский работодатель.
4. Состоящие в браке дети постоянных
резидентов США.
5. Братья и сестры граждан и
постоянных резидентов США.
6. Квалифицированные и
неквалифицированные работники, на труд которых спрос не удовлетворяется
полностью населением США.
Получив гринкарту,
вы сможете жить в стране в статусе постоянного резидента столько, сколько
пожелаете. Именно при наличии этого кусочка пластика розового
цвета (заметьте, не зелённого!) тебе открываются возможности пользоваться всеми
правами, которыми обладают граждане США, за исключением права участвовать в
выборах. По истечению пяти лет ты имеешь право просить о предоставлении
гражданства Соединенных Штатов.
Глазами иммигранта...
По словам закоренелого иммигранта,
который живет 12 лет в США, Америка единственная страна, очень снисходительна к
иностранным гражданам по любому принципу: языковому, расовому, культурному.
В чём заключается снисходительность
американцев?
Во-первых, они никогда не станут ухмыляться если человек с ними будет говорить на ломаном
английском.
Во-вторых, они никогда не будут
лично высказывать свою приверженность той или иной религии либо расе, либо
политической силе (хотя общественности они могут заявлять об этом разными
способами).
И, в-третьих, они чтут культурные
обычаи тех, кто проживает на их территории. Один из примеров - поздравление
еврейской общины с Песахом, или представителей
мусульманства с Рамаданом от самого президента.
Иммигранты часто возвращаются на
родину так как всё же не смогли адаптироваться и стать «своими»... Почему так
происходит?
У каждого, кто приезжает в другую
страну, тем более развитую, появляется комплекс «аутсайдера». Возникает
культурный шок, но, скорее, даже не на фоне разной ментальности, а от незнания,
как оперировать элементарными вещами. Не знаешь, как проехать в лифте, потому
что, чтобы выйти, нужно было нажать определённую кнопку. Не знаешь, как
выписывать чеки, а уж тем более делать покупки в магазине без кассира... Трудно
привыкнуть к прогнозам погоды. 352 градуса по Фаренгейту: это много или мало? А
50 миль
- это далеко или близко? По началу американская манера общаться вызывает у
некоторых соотечественников агрессию... На центральной улице Нью-Йорка с вами
здороваются какие-то незнакомые люди, демонстрируют свои улыбки. Тоже самое -
на паркингах, на заправках.... Хочется сказать: идите вы со своими «привет, как
дела»…. А потом начинаешь замечать подобную манеру уже за собой. Если человек
действительно хочет стать «своим», ему нужно будет хорошо постараться и многому
научиться.
Есть ли сложности с официальным трудоустройством?
Для американцев, если ты окончил хороший
университет, то это действительный показатель твоего профессионализма.
Существует проблема языкового барьера. Например, у одного из приехавших был
хороший английский, но очень «жесткий акцент». Ему приходилось читать много
лекций, и чтобы его понимали все, поступили следующим образом: мигрант читал
лекцию на английском, а ассистент переводил эту лекцию на тот же английский, но
с другим акцентом.
В целом проблем для человека,
который приехал по трудовой визе, нет.
Перенимают ли мигранты какие-либо традиции от американцев?
Конечно. Например, День
независимости Америки празднуют практически все. Многим вообще импонирует
система американских ценностей, где на первом месте семья. Свои уик-энды они
полностью посвящают своим детям и женам.
Как складываются личные отношения, дружба?
Если говорить о дружбе, то, по
мнению многих из переехавших в Штаты, она для американцев на десятом месте в
рейтинге ценностей, и дружат они с теми, с кем ходили в детский сад. У них даже
есть поговорка: «Те люди, с которыми ты обедаешь, не всегда те, с которыми ты
ужинаешь».
Кроме миграции в США есть также
много желающих уехать из стран бывшего СССР в Израиль. Для многих, в принципе,
это означает вернуться на родную землю. Так было в 90-х годах, когда сотни
тысяч русскоязычных репатриантов хлынули на «земли обетованные», и это вполне
удобно и оправданно. Упрощенная процедура получения паспорта: как говорится, не
отходя от кассы. Если ты потомственный еврей, нет проблем. В аэропорту
Тель-Авива тебе выдадут новый паспорт, пускай даже временный, но это уже намёк
на постоянство. Еврейское агентство «Сохнут» поможет тебе устроиться на работу
или усовершенствовать твои знания за счёт государства.
В любом случае тебе нужно точно знать, зачем тебе это нужно.
Если твоя бабушка не прятала
еврейского мальчика во времена Великой Отечественной войны у себя на чердаке,
если твой дедушка не был евреем, если ты не имеешь мужа еврея, если ты не
преследуешь цель – обрезание, если все твои корни СНГовские,
тогда туристической поездки на землю обетованную к Мёртвому морю вполне будет
достаточно для душевного успокоения.
Готовясь стать иммигрантом,
однозначно нужно понимать все трудности будущего пути и помнить, что не место
красит человека, а человек место. И только тебе решать, где сегодня будет
родина…
По
материалам сайта http://subscribe.ru/group/mastera-i-ucheniki-pera/50964/
http://www.penza-online.ru/news.24069.htm
11.06.2010
Образование должно иметь дух предпринимательства
Наиболее острые вопросы современного
довузовского образования 11 июня обсуждали
представители 14 регионов Приволжского федерального округа, Республики Коми и
гости из столицы.
Знания, полученные студентами
средних специальных образовательных учреждений, должны помочь им стать
успешными в жизни. Такую цель преследуют сейчас едва ли не в каждом колледже
или техникуме. Но пути ее достижения совершенно разные. Эти и другие вопросы стали
предметом обсуждения участников Учебно-методического объединения Приволжского
федерального округа. Такие встречи проводятся 2 раза в год и каждый раз все
новые наработки изучаются, перенимаются и в большинстве случаев реализуются в
жизнь.
Главное содержание разговора - как привнести в ССУЗы
дух предпринимательства. Учеба должна включать себя не только знания по
специальности, но и понимание как с их помощью можно заработать. Эту работу можно и нужно начинать
загодя, еще в школе, что молодым людям пойдет только на пользу.
http://www.tv-express.ru/news_info/13823/