Поднимать Россию будут... воспитанники
Кирилла и Мефодия
Летом 1994 года
Евдокия Васильевна Литвинова впервые вошла в стены новой Каменской школы № 9.
Кроме стен, ничего и не было: ни учеников, ни коллектива, ни представления, как
управлять этим пока пустым "школьным домом". Только название -
"Каменская средняя общеобразовательная школа №9 имени Кирилла и
Мефодия" Его "в подарок" оставили болгарские строители.
Литвинова уверена, что без этих святых имен им никогда не удалось бы поднять
школу. От себя добавлю: еще и стать уникальным явлением в пензенской и
российской педагогике.
В этом году в рамках
национального проекта "Образование" Каменская школа №9 получила
президентский миллион. Гордиться можно не только этим: ученики проявляют свои
таланты везде – и в спорте, и в искусстве, и в учебе. Но, говоря о школе,
прежде всего хочется рассказать о ее
"изюминке" – воспитательной системе. Аналогов у нее немного: Евдокия
Васильевна говорит, что под такой же вывеской работают еще две школы – в Москве
и где-то в Сибири. Но на российском конкурсе воспитательных систем в прошлом
году второе место заняла наша "школа-землячка". Согласитесь,
результат впечатляет.
Но прежде – история. В
начале 90-х тендер на строительство военного городка в Каменке выиграли
болгары. Они и стали "отцами" микрорайона П,
как его почему-то называли во всех документах. Представьте: в Каменке с ее
одно-двух-этажными строениями вдруг "вырастает" внушительный спальный
район – не хуже, чем в городах-миллионерах. В 1994 году в новые квартиры стали
заезжать семьи военных-авиаторов, а осенью открылась школа.
– Болгары настояли на
том, чтобы школа носила имя их национальных святых Кирилла и Мефодия, –
рассказывает директор школы Евдокия Васильевна Литвинова. – Ну
оставили они нам эти имена и оставили... А оказалось! Это огромный пласт
работы, и я сейчас даже не представляю, как бы мы жили без того, что знаем
теперь.
Когда заходишь в школу,
вас "встречают" светлые, одухотворенные лица славянских
просветителей. Этот черно-белый портрет в полный рост был привезен из Болгарии
в 1995 году. Тогда же в школе началась поисковая работа: и педагоги, и ученики
сначала на факультативах, потом на школьных конференциях обобщали знания о
биографии братьев-славян, их творческом наследии и влиянии на русскую духовную
жизнь. А потом появились и новые имена духовных просветителей более поздних
эпох – Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, великого
князя Владимира. Постепенно формировалось убеждение, какой должна быть новая
школа.
– Доброта, красота и
гармония – вот принципы, на которые мы опирались, – говорит Евдокия Васильевна.
– И со временем у нас появились свои наработки, свои традиции.
Стены стали украшать
картины учеников (ведь, по мнению педагогов, в школе должно быть радостно на
душе), постепенно начал пополняться экспонатами музей русской культуры и быта,
а потом – первыми в области -здесь открылись кадетские
классы.
– Поначалу это был
просто шаг навстречу родителям, – вспоминает Евдокия Васильевна. – Почти каждый
отец хотел передать сыну свое дело. А потом мы поняли, что и это начинание –
огромный простор для воспитательной работы. Я всегда говорю ребятам: гордитесь
своей школой, своим домом, своей страной. И никогда не позволяйте себе даже
плохой мысли о России. У каждого государства есть черные страницы истории, и не
надо за них себя бичевать. У нас же так много всего светлого, доброго: это наши
люди во всем мире поднимают науку – в той же самой расхваленной Америке. А наша
опора – вы. Это вам скоро принимать Россию в руки.
Ежегодно почти половина
мальчишек-выпускников школы поступает в разные военные училища страны. Они
хотят служить и защищать Родину.
– Яркий пример мужества
стойкости и патриотизма заложены и в личностях Кирилла и Мефодия, – продолжает
Евдокия Васильевна. – Они создали алфавит, который стал предшественником нашего, работали над переводом греческих книг на славянский
язык. После смерти Кирилла общее дело продолжал Мефодий, он перенес ужасные
пытки в немецкой тюрьме, но не отступил. Работа во имя славянского просвещения
и культуры – разве не пример для подражания? Понимание со стороны ребятишек
есть, они у нас пытливые, раскованные, тянутся к хорошему.
И если мы будем вкладывать в работу силы и душу, это поколение мы не потеряем.
Миллион только поможет.
Шесть лет назад в школе начал издаваться цветной журнал "Хрустальный
родник". На его страницах дети рассказывают о школьных событиях, учителях,
рассуждают о вечных, непреходящих ценностях русской культуры. Но выходить часто
и большим тиражом не позволяли обстоятельства – из-за отсутствия нужной техники
каждый номер обходился "в копеечку". Теперь приобретут и ее, и новые
компьютеры, и оборудование для профильных кабинетов, Словом, перспективы для
обучения будущих Кутузовых и Суворовых самые радужные.
"Пензенская
правда", №61
Ирина
ПАРШИНА