14.01.2010
Пенза
христианская
Теперь уже можно говорить, что ощущение праздника
появилось. Помните, сколько споров было по поводу того, как россияне воспримут
возрожденные христианские праздники, которые составляют «конкуренцию» всенародно
признанному Новому году? Но, город полон толп празднующих и поздравляющих друг
друга с Рождеством. Пусть медленно, но все возвращается...
В ночь с шестого на седьмое января
православные пензенцы, как и все в России отмечали
праздник Рождества Христова. Как известно, в нашей стране Церковь в начале
20-го века не перешла с Юлианского календаря на новый григорианский, вследствие
чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными
христианами. Рождество как праздник в России значительно отличается от своего
аналога в остальном христианском мире.
Изначально Рождественские праздники
были связаны с множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в
1918 году празднование Рождества было запрещено. Лишь в 1935 году советская
власть вновь разрешила ставить и наряжать елки — правда уже не рождественские,
а новогодние. И звезды на ее верхушке стали по-советски пятиконечными, а вовсе
не семиконечными как ранее, когда им положено было
символизировать ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только
что родившемуся Младенцу Христу волхвов.
Приблизительно, то же самое
произошло и с праздниками – Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года
Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником,
то при советской власти они поменялись местами. СССР оказался единственной
страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь
при этом вполне советским праздником. И после развала Советского Союза обратной
трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным
праздником, в то время как праздновать Рождество начала лишь часть населения
страны, преимущественно православные верующие.
В последние годы, однако, все больше
людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл
праздника.
ВСПОМИНАЯ ТРАДИЦИИ
В Пензе в Успенский кафедральный
собор на торжественное богослужение люди уже традиционно собираются задолго до
начала. Для многих из них встреча Рождества стала таким же важным семейным
праздником, как Новый год. Среди спешащих занять место
в храме, были и те, кто пришел на торжественное богослужение впервые. Елка в
церкви сегодня никого не смущает. Уже традиционно, внутри храма - несколько
рождественских елей. Хвойными ветвями были украшены и иконы с изображением
далекого библейского события. Успенский кафедральный собор с трудом вмещает
всех желающих приобщиться к великому Таинству Рождества Христова. Торжественные
службы были совершены во всех православных храмах России. Праздник Рождества
помогает прихожанам обрести новую надежду на светлое будущее. Те же, кто не
смогли попасть рождественской ночью в пензенские храмы, смотрели прямую
трансляцию из храма Христа Спасителя в Москве. А 12 января в Пензенской
областной филармонии прошли вторые Пензенские Рождественские образовательные
чтения. Главная тема чтений – «Православная культура как основа возрождения
общества». Мероприятие было организовано Пензенской епархией Русской
Православной Церкви при поддержке Правительства Пензенской области. В
Рождественских чтениях приняли участие известные ученые, священнослужители,
деятели культуры, а также представители законодательной и исполнительной власти
региона.
ПРАЗДНИК ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Праздник Крещения Господня - один из
самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника - «Епифания» - явление, или «Теофания»
- Богоявление. Также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто
«Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет
Неприступный.
Все четыре Евангелия свидетельствуют
об этом.
Слово «крещаю»,
«крещу» означает по-гречески «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности
крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом
Завете. Вода - начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим
Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать - как водою великого
потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.
Крещение - это начало восстановления
первоначального образа Божьего в падшем человеке. Крещение, или Богоявление,
празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне
праздника, 18 января установлен строгий пост. В память того, что Спаситель
Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода
освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления - в реках или других
местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для
освящения природных водоемов.
Вечером 18 января, уже традиционно
тысячи пензенцев потянутся к водоемам, чтобы стать
участниками главного обряда Крещения - окунуться в воду. С самого утра многие
пензенские водоемы, как и всегда, в канун Крещения, становится местом особых
приготовлений. В ночь на 19 января здесь соберутся сотни желающих принять
участие в традиционном обряде. Уже не первый год одним из главных организаторов
действа становится известный пензенский политик и предприниматель Вадим Супиков. Первое место - возле плотины ТЭЦ. Второе - это
«Чистые пруды». Здесь же готовятся нести свою службу и сотрудники
поисково-спасательной службы Пензенской области. Традиционно группа спасателей
будет курсировать по местам возможных, но не заявленных официально крещенских
купаний - как правило, это пруд возле шестой больницы и остров Пески. Опасность
тоже традиционная для россиян. Как в любом массовом мероприятии, главное, не
злоупотреблять алкогольными напитками. Там, где много пьяных, ситуация может
стать неконтролируемой, что на льду особенно опасно. В Пензе крещенские
процедуры всегда обходились без чрезвычайных ситуаций, однако как-то, раз возле
острова Пески чуть не случилась беда. Несколько лет назад на Суре, едва не
приключилось крещенское ЧП, спасателям пришлось экстренно эвакуировать людей,
собравшихся возле проруби, толпа была настолько велика, что лед начал просто
трещать и прогибаться. Главными правилами в Крещенскую ночь остаются
благоразумие и предусмотрительность.
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ И СОЧЕЛЬНИК
Четыре дня перед Крещением целиком
посвящены приготовлению к этому празднику. В церковных песнопениях этих дней,
прежде всего, обращается внимание на преемственность Рождества Христова и
Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6
января (по старому стилю). Оканчивая предпразднование
Крещения, Церковь подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и
с Воскресением Господним. В день перед самым Крещением — Крещенский сочельник —
богослужение во всем подобно Рождественскому сочельнику.
КРЕЩЕНИЕ
Что же произошло при Крещении
Господа? Самое главное — это явление Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник
также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын
Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын
принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух
Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную
Троицу и вера в Божество Иисуса Христа. «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане реке», — поют
в храме. Торжество Иорданского события Церковь знаменует особым обрядом
великого освящения воды. Совершается оно дважды — в Крещенский сочельник и в
самый день Богоявления. Благодать освящения воды подается одна и та же,
одинаковы и молитвы, и троекратное погружение в воду Животворящего Креста
Господня. Поскольку значение воды в оба дня одинаково, вовсе не стоит дважды
набирать и раздельно хранить ее в двух сосудах. Подобно тому, как в литургии
продолжается таинство Воплощения, так и Богоявленская вода знаменует
одухотворение и преображение стихий. После грехопадения Адама и Евы в раю
пострадал весь мир, при Пришествии Спасителя также возрадовалась вся природа.
БОГОМОЛЬЦЫ – МОРЖИ?
Есть благочестивый обычай окунаться
в Иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь. Главное, чтобы
для христианина это не стало «спортивным подвигом». Как часто приходится
наблюдать, что кто-то, перекрестившись, хоть и боится мороза, а спускается в
воду, побеждая себя ради Христа. Кто-то, гигикая и
улюлюкая, прыгает в прорубь, и хорошо еще, если не матерится от
восторг. Здесь становится все понятно, как и привычка многих людей после
омовения согреваться не молитвой, а алкоголем. Это омовение не очищает, как
некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе не извиняет участия
в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном
смысле зимних праздников. Все, даже нечасто ходящие в церковь, знают, что
крещенская вода может годами стоять и не портиться. Но многие почему-то думают,
что так происходит из-за ионов серебра, которые попадают в воду при освящении
ее крестом. Это не более чем легенда. Сколько же в реку должно попасть серебра,
чтобы вся вода в ней стала святой? Некоторым людям так сложно дойти до храма,
что они считают, что любая набранная в этот день вода, предположим, из
водопровода, имеет все свойства крещенской воды. Это тоже легенда. В
Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует
употреблять натощак либо по особой необходимости. Кроме того, в день праздника
мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где
живут наши домашние любимцы или, если речь идет о деревне, где стоит скот.
Можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль. А если вы видите, что воды
стало не так много, как хотелось бы, — можно разбавить ее простой чистой водой,
и вся она будет так же полна благодати, как и раньше, и так же не испортится.
Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма в этот день канистру на
десяток-другой литров. Достаточно взять небольшую бутылку — и воды хватит до
следующего Крещения вам и вашим близким.
Николай АНДРЕЕВ
http://www.gazetang.ru/main/5718-penza-xristianskaya.html