Узбеки строят главный храм Никольска
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Собор Воскресения Христова в селе
Никольская Пестровка Городищенского
уезда Пензенской губернии был построен и освящен в 1813 году. Постройка
осуществлялась на средства Николая Алексеевича Бахметева,
владельца стекольного завода. Позже здание собора было дополнено двумя
приделами - в честь святого Николая и преподобного Алексия, Божьего человека. В
1929 году собор закрыли, в 1954 году в его стенах открыли хлебозавод.
Нелегкая дорога к храму
Нельзя сказать, что идея
возрождения городского собора будоражила умы никольчан
в последние годы. С тем фактом, что в бывшем храме расположен жизненно важный
объект - хлебозавод, смирились. И даже построили в начале девяностых годов
небольшую церковь в другом месте. А в конце тех же девяностых контрольный пакет
акций хлебозавода приобрел местный предприниматель Юрий Старкин.
И сразу же стал говорить о восстановлении святыни.
Многие жители города
встретили эту идею скептически - задача казалась неразрешимой. Здание церкви за
многие десятки лет перестало напоминать бывший православный храм даже внешне.
Были разрушены колокольни, центральный купол, внутри неоднократно проводилась
перепланировка, все внутренние помещения буквально пропитались чадом от печей.
Из всего богатейшего внутреннего убранства - витражей, хрустальных паникадил,
образов и киотов чудом уцелела одна икона, сбереженная никольчанами
в годы государственного атеизма. К тому же тогдашнее руководство района
отнеслось к планам Юрия Старкина неодобрительно:
храм-де не у места, рядом школа (хотя она соседствовала с собором и сто лет
назад), и вообще - зачем нам две церкви?
Несмотря на отсутствие
поддержки от местной власти, непонимание части земляков, Юрий Старкин начал реставрировать собор. Хлебопекарное
производство перевели в пустующий корпус кондитерского цеха, вывезли
оборудование и ... столкнулись с неожиданной проблемой - кадровой. Созданная на
хлебозаводе небольшая строительная бригада просто физически не могла справиться
с огромным объемом работ. К тому же собор восстанавливается хотя и без чертежей (они не сохранились), но максимально приближенно к
первоначальному виду, по немногочисленным фотографиям и свидетельствам
старожилов. А это означает - большой объем ручных работ, включая такие непростые, как, например, криволинейная кладка и
штукатурка сводов. Так на строительной площадке появились узбеки.
Восточный мотив
Смуглых парней на
территории хлебозавода видно сразу - их около двадцати человек. Работают уже
третий год, приехали из узбекского города Андижана. О причинах приезда в Россию
на заработки говорят уклончиво: работа, мол, есть и на родине, строительство
ведется, но чувствуется избыток рабочей силы. Вообще разговорить
их трудно: хотя русским владеют неплохо, однако без бригадира готовы обсуждать
все что угодно (например, какой фотоаппарат у корреспондента), но только не
условия работы и причины, заставившие их приехать на заработки. А бригадира, Шакира Мавлатова, и вовсе трудно
вывести на разговор - несмотря на солидную комплекцию, он постоянно снует по
площадке и отдает распоряжения, которые выполняются немедленно и
беспрекословно. Однако кое-что выяснить все же удалось.
Работают узбекские
строители "от зари до зари", не наблюдая часов и дней недели. Их
задача - выполнить как можно больше работы до осени. В холода узбеки работать не намерены. К тому же на родине у многих остались
большие семьи. Это, пожалуй, и есть главная причина, по которой они приехали к
нам. Никаких конфликтов с местными жителями и руководством хлебозавода у
узбеков нет. Юрий Старкин работой "восточных
гостей" доволен. Размер их заработка, понятно, коммерческая тайна.
Наблюдая за работой
узбекских строителей, автор заметил интересную деталь. Несмотря на летнюю жару,
они работали в куртках, спецовках, а кое-кто и в свитерах. Оказалось, узбеки
боятся... простудиться. Это совсем не похоже на поведение наших строителей,
которые в жару раздеваются "до трусов", однако более соответствует
нормам техники безопасности.
Деликатный вопрос: а как
они, мусульмане, относятся к тому, что приходится строить христианский храм, никакого
замешательства не вызвал. "Бог один и у христиан и у мусульман", - в
один голос утверждали мои собеседники. И выражали надежду: "будем жить
дружно, как раньше жили"….
"ЛГ - Пенза", №25
Владимир
ЦАРАН, Никольск