02.11.2009
В Пензенской области
разбивают семейные яблоневые сады
528 семей посадили 12 семейных
общественных яблоневых садов в 10 районах Пензенской области. 6 садов было
разбито в преддверии Дня Победы в 2009 году, остальные 6 — в октябре этого же года.
Автором и организатором проекта при
поддержке Министерства образования и администрации Пензенской области стал союз
успешных семей «Мы вместе».
«Это настоящее дело, которое
объединяет семьи на долгие годы», — сообщила исполнительный директор союза успешных
семей «Мы вместе», член Совета женщин при губернаторе Пензенской области Алла Савосина.
Планируется обустроить эти сады
скамьями и беседками для проведения семейных встреч и посиделок. В акции
приняли участие главы районов и сел, где были разбиты сады. По словам Аллы Савосиной, данное мероприятие способствовало объединению не
только семей, но и власти и общественности.
Источник: Алла Савосина
(исполнительный директор союза успешных семей «Мы вместе», член совета женщин
при губернаторе Пензенской области). Тел.: 8-961-351-00-22.
http://www.penza-online.ru/news.22808.htm
На фото – Яблоневый сад в
Коломенском 40х60 х/м 1997 http://cumakouv.narod.ru/photoalbum2.html
02.11.2009
В старинном селе угасает жизнь
В этом году русскому писателю и актеру Василию Шукшину
исполнилось бы 80 лет. Мало кто знает, что далекие его предки жили в селе Шукша Лунинского района
Пензенской области. Известный пензенский журналист Александр Бахмутов развивает эту тему на страницах газеты
"Репортер (№43) в статье "В старинном селе угасает жизнь".
"Василий Макарович
родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края,
- пишет Александр Бахмутов. - По метрикам,
обнаруженным учеными, установлено шесть ветвей его рода по отцовской и
материнской линии. Доказано, что предки Шукшина переселились на Алтай в 1867
году из мордовского села Толкаевка Самарской губернии. В научной
литературе распространена гипотеза, что во второй половине XIX века его
основали выходцы из Пензенской и Тамбовской губерний". И далее
цитирует высказывания на эту тему самого Василия Шукшина.
"В «Строельной
книге города Пензы», - сообщает Александр Бахмутов, -
упоминаются два поселения: мордовская Усть-Шукша и
расположенная неподалеку татарская деревня Синорово
(простонародное название Татарская Шукша). Позднее Усть-Шукшу заселили служилые русские люди. По храму село
стало именоваться Архангельским, а по этническому составу Русской Шукшей.
К сожалению, документы, связанные с
пензенской родословной В.М. Шукшина, пока не обнаружены, но река Шукша и деревня с одноименным названием остались. Хранятся
здесь и предания о далеких предках Василия Макаровича.
- А как же? - вспомнила 90-летняя
жительница села Евдокия Петровна Маланина,- Чай к нам
из Пензы с лекцией приезжали. Собирали в клубе народ, сказывали: что здесь жили
предки Шукшина. Поэтому, вроде, и село наименовали по ихнему имени.
Эту же легенду поведали другие
односельчане, которые интересуются своей историей.
- Лет тридцать назад, я тогда еще пацаном был, приезжали к нам краеведы и рассказывали, что
предки Шукшина из здешних мест, - проинформировал местный рыбак Алексей
Евсеев".
На фото – В.Шукшин на съемках "Калины
красной
http://www.liveinternet.ru/users/2161025/
Вторая часть очерка Александра Бахмутова названа "Храм зарос бурьяном" и рассказывает журналист здесь о нынешнем положении
дел в старинных шукшинских местах:
"Не осталось следов рода
Шукшиных на местном кладбище, где на покореженных крестах «древнейшие письмена»
о захоронениях датируются тридцатыми годами прошлого века. По официальным
данным в 2005 году в селе проживало менее ста человек. Теперь и того меньше.
Остались одни старики и старухи. Душ тридцать наберется! Мужики и бабы, что
помладше, промышляют на жизнь лесными грибами да ягодами.
Ни школы, ни клуба, ни магазина, ни
аптеки в селе нет. Газ – привозной, но топят по старинке, - дровами. Автолавка
с хлебом приезжает только раз в неделю, но и такой график не выдерживается.
Словно немым укором стоят в
назидание потомкам развалины разрушенного храма в честь Михаила Архангела,
сквозь бреши которого просматриваются заросшие бурьяном поля. Только люди туда
уже не заходят. Все больше козы и коровы. Удручающую картину дополняют
головешки сгоревшей начальной школы.
А рядом, всего в трех километрах,
расположен районный центр Лунино, где шумят базары и кипит жизнь.
Незадолго до смерти Шукшин писал:
«Завидую моим далеким предкам, их упорству, силе огромной…. Представляю, с
каким трудом проделали они этот путь с севера Руси, с Волги, с Дона – на Алтай.
Склоняюсь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, которое только
удалось сберечь у сердца».
Observers&Co
http://penza-online.ru/news.22811.htm
На фото А.П. – Михайло-Архангельский храм в селе Шукша.
03.11.2009
Село долгожителей
В село Ахматовка
Никольского района зачастили гости. В село, которому более 360 лет, люди
приезжают из разных уголков России. Все хотят узнать секрет долголетия местных
жителей. Ведь сельчане здесь живут в среднем на 17 лет дольше, чем другие
россияне. Чуть ли не половине жителей Ахматовки уже
перевалило за 70, а некоторые и вовсе готовятся отметить вековой юбилей.
85 - это не
возраст
Первое, что бросается в глаза, когда
въезжаешь в Ахматовку, - белокаменная церковь с
высокой-превысокой колокольней.
"Разъехались наши старейшины, -
говорит настоятель храма Казанской Божьей Матери села Ахматовка
отец Владимир. - Вам раньше надо было приезжать. Дети волнуются за стариков,
вот и забрали их к себе: кто в Самару уехал, кто в Никольск, кто в Пензу. У нас
теперь старейшиной дядя Слава Власов остался. Ему 91 год. Марья Николаевна его
догоняет. Ей 90 минуло.
А остальные (кому за 80 перевалило)
еще молоды. Хотите секреты долголетия разузнать? Вот Валентина Алексеевна вам
поможет. Она тут всех стариков знает".
53-летняя Валентина Малькова вхожа в каждый дом. Она единственный соцработник
на селе. По ахматовским меркам Валентина Алексеевна в
самом расцвете сил. Ей доверяют, ее уважают. Несмотря на то, что в селе почти
все жители почтенного возраста, на попечении соцработницы
всего 9 пенсионеров.
"Пойдемте к Николаю Петровичу в
гости заглянем, - приглашает нас соцработница. - Он
участник войны. Много интересного вам расскажет".
Мы живем
правильно
На наш самый первый вопрос о почтенных
годах Николай Садовников говорит не лукавя: "Да немного я еще прожил… 85
годков всего".
"Сын меня все в город забрать
хочет, - улыбается Николай Петрович. - А я не хочу. Зачем семье мешаться да и
село трудно оставлять. Тут каждая травинка родная. К тому же внуки и правнуки
наезжают частенько".
Садовников - участник Великой Отечественной. Прошел всю войну, начиная от Киева и
заканчивая Чехословакией.
"Я после войны
чем только ни занимался, - говорит ветеран. - И в колхозе работал, и
учительствовал. Физику да математику ребятишкам преподавал. У меня все село
ученики. До 66 лет работал".
Просьба раскрыть секрет долголетия
ставит Николая Петровича в тупик.
"Это Бога спросить надо, - говорит он, немного поразмыслив. - Вода у нас хорошая.
Говорят, святая. Оттого и живем долго. Ее на анализы возили, признали полезной.
Называют теперь наши родники долголетниками. Только
вот в соседней Борисовке люди тоже долго живут, а родников у них нет. Они
вообще долгие годы воду прямо из речки пили.
Мы жить стараемся правильно. Я вот,
например, не курю. 12 лет покурил, прокашлялся и бросил. Спиртным не больно
балуюсь. И еда у нас натуральная: картошка да помидоры, все с огорода своего.
Мясо тоже без вредных примесей - у соседей покупаю. Все натуральное, все свое, вот
и живем долго!"
"У меня родственница из
Борисовки, - вступает в разговор Валентина Алексеевна. - Так ей уже 107 лет.
Воду она не из родников носила, а из речки. В свои
года в полном разуме находится. Только ноги побаливать стали. А так и письма
пишет, и звонит частенько".
"Разве можно хвалиться тем, что
живем мы долго? - продолжает ветеран. - Стариков-то все равно с каждым днем все
меньше и меньше становится, а молодежи не прибавляется. Раньше в селе колхоз
был: техника, стадо огромное, поля.
А в 1990-х все развалили. Работы не
стало. Вот молодые в город и навострились. От села не
осталось ничего, работников нет. Раньше хлебами колхоз славился. В передовиках
был. А сейчас и хвалиться разве что своими годами только можно".
До старости
без очков
Неподалеку от Николая
Петровича живет его ровесница Екатерина Куприянова.
"Надоели мне журналисты уже, -
с улыбкой говорит Екатерина Васильевна. - Только за это лето два раза были. Все
выспрашивают, как и чем живешь. Господи, да как в деревне жить-то еще можно как
не делами своими?! Тут никто сложа руки не сидит. У
нас постоянно дела то на дворе, то в избе. Чего тут еще рассказывать?
Встаем рано. Зимой в 5 утра, а летом
и в 3 - 4 встать можно. Если б мы рано ложились и поздно вставали, давно умерли
бы с голоду, и вам не к кому было бы с вопросами своими
приставать.
А за окном посмотрите, красота какая. В городе такого нет. Здесь мы хотим на речку
пойдем, хотим - в лес ходим. Грибы-ягоды собираем. У нас ведь клубника,
земляника, костяника растут. Ну и в саду смородинка с крыжовничком
обязательно есть. Деревенские без варенья жить не
могут".
Двадцать лет Екатерина Куприянова
проработала учительницей в школе. А потом переехала в Хабаровск и там 20 лет
водила трамвай!
"Когда я училась, школа была
переполнена, - продолжает Екатерина Васильевна. - Классы по 40 человек были.
Помню, окончили мы школу. На выпускной всем классом в лес
пошли. Играли, веселились. А когда в село вернулись, нам сказали, что
началась война. Все мужское население начиная с 10 класса забрали на фронт… А мы, 17-летние выпускницы, остались вместо своих учителей
преподавать в школе.
Первые годы учили своих же
ровесников. Пол-урока просмеемся, потом поучимся.
Потом судьба меня в Хабаровск закинула. Но я все равно в Ахматовку
вернулась".
Сегодня скучать Екатерине
Куприяновой не дают лошадь, жеребенок, собака, 12 кур, петух, цыпленок да кот с
кошкой.
"Это раньше у меня полон двор
скотины был, - вздыхает пенсионерка. - До прошлого года я свиней держала,
корова была, овцы. Работать много приходилось. Руки уставать стали. Когда с
последней коровой прощались, плакала. Говорю ей, Дочка, расстаемся мы с тобой,
а она на меня смотрит, и слезы катятся из ее больших глаз…"
Несмотря на большое хозяйство,
успевает Екатерина Васильевна и рукоделием заниматься.
"Вот полотенце вышиваю, -
говорит она, без очков вставляя нитку в иголку. - Любимое мое занятие - крестом
вышивать. Успокаивает такая работа. Да и время быстрее летит".
Чудодейственные
иконы
Храм в честь Казанской иконы Божьей
Матери был построен в Ахматовке (основал село
адъютант Степан Ахматов как сельцо Никольское, Ахматовка
тоже) аж в XVIII веке. В советские годы его разорили и
стали использовать под колхозный склад. А в 1994 году полностью восстановили.
"Храм возрождали народными
силами, - говорит отец Владимир. - Сперва все бабушки
помогали. А потом и спонсоры появились".
В 1997 году в церкви случилось чудо.
Сначала одной из первых в области замироточила икона.
А потом стала самовосстанавливаться другая. Она была
привезена со священной горы Афон. Изображение было выцветшим, стертым, а потом
неожиданно стало проявляться.
"Волнений сейчас больше стало,
- уверен отец Владимир. - Поэтому нынешнее поколение и мрет
раньше времени. Раньше когда старуха переживала? Когда корова приболела, да если сено не успевали скосить. А сейчас?
Кармелита, Исаев, Каменская, Машенька… И за всех попереживать надо.
Люди старой закваски жили по
распорядку. Осенью осенние работы, весной - весенние. Война началась - за своих
мужей работать стали. А сейчас наши бабушки на что
нервы тратят? Сериалы смотрят, за артистов переживают. Вот и весь секрет".
Сто дворов
Сегодня население Ахматовки меньше 100 дворов.
Водопровод и газ есть не у всех.
Некоторые привыкли жить по старинке с печью и газ проводить не стали.
Телевизор - в каждой избе. Правда,
ловит он пару каналов, но старикам этого хватает.
Из Никольска в Ахматовку
можно попасть 5 раз в неделю. По вторникам и четвергам автобус Никольск - Ахматовка не ездит.
"Если бы не наш батюшка, то до
села и вовсе бы не добраться было, а главное, сельчанам в город не попасть, -
переживает Валентина Малькова. - В больницу или купить что, надо в
город ехать. А власти порешили, если село уменьшается,
так и автобус не нужен. Хотели только по понедельникам, средам и субботам его
пускать".
Есть в селе и школа. По деревенским
меркам крупная - в ней аж 18 учеников и 5 учителей.
Директор школы Ольга Советкина свято верит, что село
живо, пока есть школа.
В Ахматовке
два магазина. Стоят они друг против друга. И конкуренцию выдерживают. В
магазины раз в неделю привозят огромную фуру товаров.
А вот с сотовой связью проблемы.
Мобильники-то есть в каждой избе, но сигнал они ловят только на пригорке, возле
храма. Слава Богу!
О целебной
воде
Водица в местных родниках
действительно непростая. Специалисты Верхневолжского бассейнового управления
выяснили: вода из подземного озера выходит на поверхность через уникальный
природный фильтр - пласт диатомита. Эта редкая пористая порода, образованная
чешуйками древних водорослей, великолепно очищает воду.
Пелагея СОБОЛЕВА
Молодой ленинец №45 (7455) от 3 ноября 2009 года
http://publish.pnz.ru/ml/index.html#A02