Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 23.04.24
02

02.11.2009

 

В Пензенской области разбивают семейные яблоневые сады

 

528 семей посадили 12 семейных общественных яблоневых садов в 10 районах Пензенской области. 6 садов было разбито в преддверии Дня Победы в 2009 году, остальные 6 — в октябре этого же года.

Автором и организатором проекта при поддержке Министерства образования и администрации Пензенской области стал союз успешных семей «Мы вместе».

«Это настоящее дело, которое объединяет семьи на долгие годы», — сообщила исполнительный директор союза успешных семей «Мы вместе», член Совета женщин при губернаторе Пензенской области Алла Савосина.

Планируется обустроить эти сады скамьями и беседками для проведения семейных встреч и посиделок. В акции приняли участие главы районов и сел, где были разбиты сады. По словам Аллы Савосиной, данное мероприятие способствовало объединению не только семей, но и власти и общественности.

Источник: Алла Савосина (исполнительный директор союза успешных семей «Мы вместе», член совета женщин при губернаторе Пензенской области). Тел.: 8-961-351-00-22.

http://www.penza-online.ru/news.22808.htm

На фото – Яблоневый сад в Коломенском 40х60 х/м 1997 http://cumakouv.narod.ru/photoalbum2.html

 

02.11.2009

 

В старинном селе угасает жизнь

 

В этом году русскому писателю и актеру Василию Шукшину исполнилось бы 80 лет. Мало кто знает, что далекие его предки жили в селе Шукша Лунинского района Пензенской области. Известный пензенский журналист Александр Бахмутов развивает эту тему на страницах газеты "Репортер (№43) в статье "В старинном селе угасает жизнь".

 

"Василий Макарович родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края, - пишет Александр Бахмутов. - По метрикам, обнаруженным учеными, установлено шесть ветвей его рода по отцовской и материнской линии. Доказано, что предки Шукшина переселились на Алтай в 1867 году из мордовского села Толкаевка Самарской губернии. В научной литературе распространена гипотеза, что во второй половине XIX века его основали выходцы из Пензенской и Тамбовской губерний". И далее цитирует высказывания на эту тему самого Василия Шукшина.

"В «Строельной книге города Пензы», - сообщает Александр Бахмутов, - упоминаются два поселения: мордовская Усть-Шукша и расположенная неподалеку татарская деревня Синорово (простонародное название Татарская Шукша). Позднее Усть-Шукшу заселили служилые русские люди. По храму село стало именоваться Архангельским, а по этническому составу Русской Шукшей.

К сожалению, документы, связанные с пензенской родословной В.М. Шукшина, пока не обнаружены, но река Шукша и деревня с одноименным названием остались. Хранятся здесь и предания о далеких предках Василия Макаровича.

- А как же? - вспомнила 90-летняя жительница села Евдокия Петровна Маланина,- Чай к нам из Пензы с лекцией приезжали. Собирали в клубе народ, сказывали: что здесь жили предки Шукшина. Поэтому, вроде, и село наименовали по ихнему имени.

Эту же легенду поведали другие односельчане, которые интересуются своей историей.

- Лет тридцать назад, я тогда еще пацаном был, приезжали к нам краеведы и рассказывали, что предки Шукшина из здешних мест, - проинформировал местный рыбак Алексей Евсеев".

На фото – В.Шукшин на съемках "Калины красной

http://www.liveinternet.ru/users/2161025/

 

Вторая часть очерка Александра Бахмутова названа "Храм зарос бурьяном" и рассказывает журналист здесь о нынешнем положении дел в старинных шукшинских местах:

 

"Не осталось следов рода Шукшиных на местном кладбище, где на покореженных крестах «древнейшие письмена» о захоронениях датируются тридцатыми годами прошлого века. По официальным данным в 2005 году в селе проживало менее ста человек. Теперь и того меньше. Остались одни старики и старухи. Душ тридцать наберется! Мужики и бабы, что помладше, промышляют на жизнь лесными грибами да ягодами.

Ни школы, ни клуба, ни магазина, ни аптеки в селе нет. Газ – привозной, но топят по старинке, - дровами. Автолавка с хлебом приезжает только раз в неделю, но и такой график не выдерживается.

Словно немым укором стоят в назидание потомкам развалины разрушенного храма в честь Михаила Архангела, сквозь бреши которого просматриваются заросшие бурьяном поля. Только люди туда уже не заходят. Все больше козы и коровы. Удручающую картину дополняют головешки сгоревшей начальной школы.

А рядом, всего в трех километрах, расположен районный центр Лунино, где шумят базары и кипит жизнь.

Незадолго до смерти Шукшин писал: «Завидую моим далеким предкам, их упорству, силе огромной…. Представляю, с каким трудом проделали они этот путь с севера Руси, с Волги, с Дона – на Алтай. Склоняюсь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, которое только удалось сберечь у сердца».

Observers&Co

http://penza-online.ru/news.22811.htm

На фото А.П. – Михайло-Архангельский храм в селе Шукша.

03.11.2009

 

Село долгожителей

 

В село Ахматовка Никольского района зачастили гости. В село, которому более 360 лет, люди приезжают из разных уголков России. Все хотят узнать секрет долголетия местных жителей. Ведь сельчане здесь живут в среднем на 17 лет дольше, чем другие россияне. Чуть ли не половине жителей Ахматовки уже перевалило за 70, а некоторые и вовсе готовятся отметить вековой юбилей.

85 - это не возраст

Первое, что бросается в глаза, когда въезжаешь в Ахматовку, - белокаменная церковь с высокой-превысокой колокольней.

"Разъехались наши старейшины, - говорит настоятель храма Казанской Божьей Матери села Ахматовка отец Владимир. - Вам раньше надо было приезжать. Дети волнуются за стариков, вот и забрали их к себе: кто в Самару уехал, кто в Никольск, кто в Пензу. У нас теперь старейшиной дядя Слава Власов остался. Ему 91 год. Марья Николаевна его догоняет. Ей 90 минуло.

А остальные (кому за 80 перевалило) еще молоды. Хотите секреты долголетия разузнать? Вот Валентина Алексеевна вам поможет. Она тут всех стариков знает".

53-летняя Валентина Малькова вхожа в каждый дом. Она единственный соцработник на селе. По ахматовским меркам Валентина Алексеевна в самом расцвете сил. Ей доверяют, ее уважают. Несмотря на то, что в селе почти все жители почтенного возраста, на попечении соцработницы всего 9 пенсионеров.

"Пойдемте к Николаю Петровичу в гости заглянем, - приглашает нас соцработница. - Он участник войны. Много интересного вам расскажет".

Мы живем правильно

На наш самый первый вопрос о почтенных годах Николай Садовников говорит не лукавя: "Да немного я еще прожил… 85 годков всего".

"Сын меня все в город забрать хочет, - улыбается Николай Петрович. - А я не хочу. Зачем семье мешаться да и село трудно оставлять. Тут каждая травинка родная. К тому же внуки и правнуки наезжают частенько".

Садовников - участник Великой Отечественной. Прошел всю войну, начиная от Киева и заканчивая Чехословакией.

"Я после войны чем только ни занимался, - говорит ветеран. - И в колхозе работал, и учительствовал. Физику да математику ребятишкам преподавал. У меня все село ученики. До 66 лет работал".

Просьба раскрыть секрет долголетия ставит Николая Петровича в тупик.

"Это Бога спросить надо, - говорит он, немного поразмыслив. - Вода у нас хорошая. Говорят, святая. Оттого и живем долго. Ее на анализы возили, признали полезной. Называют теперь наши родники долголетниками. Только вот в соседней Борисовке люди тоже долго живут, а родников у них нет. Они вообще долгие годы воду прямо из речки пили.

Мы жить стараемся правильно. Я вот, например, не курю. 12 лет покурил, прокашлялся и бросил. Спиртным не больно балуюсь. И еда у нас натуральная: картошка да помидоры, все с огорода своего. Мясо тоже без вредных примесей - у соседей покупаю. Все натуральное, все свое, вот и живем долго!"

"У меня родственница из Борисовки, - вступает в разговор Валентина Алексеевна. - Так ей уже 107 лет. Воду она не из родников носила, а из речки. В свои года в полном разуме находится. Только ноги побаливать стали. А так и письма пишет, и звонит частенько".

"Разве можно хвалиться тем, что живем мы долго? - продолжает ветеран. - Стариков-то все равно с каждым днем все меньше и меньше становится, а молодежи не прибавляется. Раньше в селе колхоз был: техника, стадо огромное, поля.

А в 1990-х все развалили. Работы не стало. Вот молодые в город и навострились. От села не осталось ничего, работников нет. Раньше хлебами колхоз славился. В передовиках был. А сейчас и хвалиться разве что своими годами только можно".

До старости без очков

Неподалеку от Николая Петровича живет его ровесница Екатерина Куприянова.

"Надоели мне журналисты уже, - с улыбкой говорит Екатерина Васильевна. - Только за это лето два раза были. Все выспрашивают, как и чем живешь. Господи, да как в деревне жить-то еще можно как не делами своими?! Тут никто сложа руки не сидит. У нас постоянно дела то на дворе, то в избе. Чего тут еще рассказывать?

Встаем рано. Зимой в 5 утра, а летом и в 3 - 4 встать можно. Если б мы рано ложились и поздно вставали, давно умерли бы с голоду, и вам не к кому было бы с вопросами своими приставать.

А за окном посмотрите, красота какая. В городе такого нет. Здесь мы хотим на речку пойдем, хотим - в лес ходим. Грибы-ягоды собираем. У нас ведь клубника, земляника, костяника растут. Ну и в саду смородинка с крыжовничком обязательно есть. Деревенские без варенья жить не могут".

Двадцать лет Екатерина Куприянова проработала учительницей в школе. А потом переехала в Хабаровск и там 20 лет водила трамвай!

"Когда я училась, школа была переполнена, - продолжает Екатерина Васильевна. - Классы по 40 человек были. Помню, окончили мы школу. На выпускной всем классом в лес пошли. Играли, веселились. А когда в село вернулись, нам сказали, что началась война. Все мужское население начиная с 10 класса забрали на фронт… А мы, 17-летние выпускницы, остались вместо своих учителей преподавать в школе.

Первые годы учили своих же ровесников. Пол-урока просмеемся, потом поучимся. Потом судьба меня в Хабаровск закинула. Но я все равно в Ахматовку вернулась".

Сегодня скучать Екатерине Куприяновой не дают лошадь, жеребенок, собака, 12 кур, петух, цыпленок да кот с кошкой.

"Это раньше у меня полон двор скотины был, - вздыхает пенсионерка. - До прошлого года я свиней держала, корова была, овцы. Работать много приходилось. Руки уставать стали. Когда с последней коровой прощались, плакала. Говорю ей, Дочка, расстаемся мы с тобой, а она на меня смотрит, и слезы катятся из ее больших глаз…"

Несмотря на большое хозяйство, успевает Екатерина Васильевна и рукоделием заниматься.

"Вот полотенце вышиваю, - говорит она, без очков вставляя нитку в иголку. - Любимое мое занятие - крестом вышивать. Успокаивает такая работа. Да и время быстрее летит".

Чудодейственные иконы

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был построен в Ахматовке (основал село адъютант Степан Ахматов как сельцо Никольское, Ахматовка тоже) аж в XVIII веке. В советские годы его разорили и стали использовать под колхозный склад. А в 1994 году полностью восстановили.

"Храм возрождали народными силами, - говорит отец Владимир. - Сперва все бабушки помогали. А потом и спонсоры появились".

В 1997 году в церкви случилось чудо. Сначала одной из первых в области замироточила икона. А потом стала самовосстанавливаться другая. Она была привезена со священной горы Афон. Изображение было выцветшим, стертым, а потом неожиданно стало проявляться.

"Волнений сейчас больше стало, - уверен отец Владимир. - Поэтому нынешнее поколение и мрет раньше времени. Раньше когда старуха переживала? Когда корова приболела, да если сено не успевали скосить. А сейчас? Кармелита, Исаев, Каменская, Машенька… И за всех попереживать надо.

Люди старой закваски жили по распорядку. Осенью осенние работы, весной - весенние. Война началась - за своих мужей работать стали. А сейчас наши бабушки на что нервы тратят? Сериалы смотрят, за артистов переживают. Вот и весь секрет".

Сто дворов

Сегодня население Ахматовки меньше 100 дворов.

Водопровод и газ есть не у всех. Некоторые привыкли жить по старинке с печью и газ проводить не стали.

Телевизор - в каждой избе. Правда, ловит он пару каналов, но старикам этого хватает.

Из Никольска в Ахматовку можно попасть 5 раз в неделю. По вторникам и четвергам автобус Никольск - Ахматовка не ездит.

"Если бы не наш батюшка, то до села и вовсе бы не добраться было, а главное, сельчанам в город не попасть, - переживает Валентина Малькова. - В больницу или купить что, надо в город ехать. А власти порешили, если село уменьшается, так и автобус не нужен. Хотели только по понедельникам, средам и субботам его пускать".

Есть в селе и школа. По деревенским меркам крупная - в ней аж 18 учеников и 5 учителей. Директор школы Ольга Советкина свято верит, что село живо, пока есть школа.

В Ахматовке два магазина. Стоят они друг против друга. И конкуренцию выдерживают. В магазины раз в неделю привозят огромную фуру товаров.

А вот с сотовой связью проблемы. Мобильники-то есть в каждой избе, но сигнал они ловят только на пригорке, возле храма. Слава Богу!

О целебной воде

Водица в местных родниках действительно непростая. Специалисты Верхневолжского бассейнового управления выяснили: вода из подземного озера выходит на поверхность через уникальный природный фильтр - пласт диатомита. Эта редкая пористая порода, образованная чешуйками древних водорослей, великолепно очищает воду.

Пелагея СОБОЛЕВА

Молодой ленинец №45 (7455) от 3 ноября 2009 года

http://publish.pnz.ru/ml/index.html#A02

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг