04.08.2009
Два фронта
отца Иосифа
Настоятель
церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы отец Иосиф…
Отец-игумен
Иосиф (Микора) служил в Боснии и Герцеговине, где молитвами вдохновлял на тяжелый
труд российских миротворцев
Глава международного
штаба миротворцев
Настоятель пензенской
церкви Введения во храм пресвятой Богородицы встречает меня возле церкви в
восемь утра. Крепкий, смуглый, с орлиным носом. Из-под рясы выглядывают
камуфляжные брюки. Отец-игумен говорит с акцентом, делая ударение на первом
слоге:
- Пойдем в храм.
Отец Иосиф (Микора)
служил в Боснии и Герцеговине, в церкви святого Александра
Невского в городке Углевик, где стояли миротворческие войска ООН. Зураб Церетели
в свое время подарил этому храму иконы, а Юрий Лужков
- колокола. Среди прихожан были и русские солдаты-миротворцы, и американцы, и
шведы, и местные сербы. Молились все вместе.
- Я поразился тому,
какими верующими были американцы, - признается отец-игумен. - Многие из них
носили на руке четки.
Был даже один православный американец русского происхождения. Американцы,
шведы, французы - все помогали нам, русским, если попросим. И лекарствами, и
машинами, даже печку раздобыли. Один американец, сержант Савва, косил рядом с
церковью траву. А мусульмане относились по-разному. Среди них, как у всех, были
и хорошие люди, и … другие. Но когда нужно было покинуть часть, я надевал
военную форму. Так безопаснее.
Однажды отцу Иосифу
довелось побыть начальником штаба миротворческих войск ООН.
Целую минуту.
- Были сборы у всех
капелланов. Пришли 50 протестантских священников, 4 католика и один
православный - я. Переводчик мой опоздал, английского языка я не знаю. Я сел на
место начальника миротворческих войск. Смотрю на него, а он - на меня. Вокруг
шепчутся, я ничего не понимаю…. Но начальник штаба не обиделся, принимал меня
потом очень хорошо.
Русские пели на
клиросе, а сербы слушали
Сербский язык очень
похож на русский, через день-два его полностью понимаешь, так что общались
православные прихожане между собой свободно. И обряды совсем не отличаются.
История православной церкви тоже похожа: в советской Югославии при Тито так же,
как в СССР, разрушали храмы и запрещали богослужения. Так что уровень познаний
в церковной жизни у русских и югославских верующих примерно одинаковый.
Местные православные
сербы приходили в храм по воскресеньям и в праздники.
- Они шли потому, что
в нашем храме были лучшие в округе песнопения и иконы, - рассуждает настоятель.
- На клиросе стояли солдаты-миротворцы, пели на церковнославянском языке по
традиционным русским канонам. Сербы
поют в церкви в унисон, их манера больше похожа на обычные гражданские песни.
Иконы у них тоже довольно примитивно сделаны, как будто ученику 8 класса дали
задание написать портрет. А в нашем храме были канонические иконы.
Женщинам там давно
разрешается приходить в храм в брюках и в шортах: влияние Запада.
- У нас тоже
потихоньку начинается «отепление». Но если женщина постоянно приходит без
платка, в шортах, это надо пресекать, - считает отец Иосиф.
Иосиф Микора прожил в
Боснии и Герцеговине ровно год. Это самый большой срок среди российских
священников в миротворческих войсках: обычно они сменялись через три месяца.
- Но в отпуске я
бывал, - вспоминает священнослужитель.
На очередной срок
службы он приехал на месяц раньше, чем солдаты. Чтобы иметь уважение среди
молодых. А уехал с начальником тыла на машине своим ходом. Российские
миротворцы еще оставались в «горячей точке».
Отец Иосиф до сих пор
навещает своих друзей-десантников в Пскове, Рязани, Москве.
А тот храм, где он
служил последнее время, сгорел. Возможно, новый батюшка допустил оплошность:
например, оставил в деревянной церкви горящую свечку. Американцы на святыни не
поднимут руку, а мусульман в Углевик миротворческие войска не допускали.
Второй фронт
В Пензе отец Иосиф
сначала служил в церкви Петра и Павла, а потом архиепископ Пензенский и
Кузнецкий Филарет назначил его настоятелем Введенского храма.
Разрушенная церковь
выглядела как после бомбардировки. По сути это был остов. Вокруг храма работал
сельскохозяйственный рынок, копошилась местная барахолка. В здании хранились
буровые установки. Все это пришлось расчищать, вывозить.
- Когда я пришел,
прямо перед входом в церковь стоял грузовик, с которого продавали свиней, -
вспоминает настоятель.
Вот уже семь лет
верующие восстанавливают храм своими силами. Люди, не называя своих имен и
координат, привозят кирпич, песок, щебенку, доски. Приходят помогать сами
(плотницкие, штукатурные работы, кладут кирпичи). Вдоль дорожки, идущей мимо
церкви, на месте бывших торговых рядов сейчас растут березки. Деревья посадил
сам игумен. У входа в храм цветет мальва.
В помещении, где
молятся прихожане, обстановка деревенского дома: коврики, половики, вышитые
салфетки. Так принято на Западной Украине,
где родился настоятель, в Сербии
и Боснии.
Зимой храм, который
был частично восстановлен и где уже молились люди, пытались передать от отца
Иосифа другому священнику. Однако приход отстоял своего пастыря.
Отец Иосиф днюет и
ночует в храме. По субботам и воскресеньям служит. По будням занимается
хозяйством. Чтобы церковь работала каждый день, нужно восстановить из руин
внутренние помещения, привести в порядок внешний облик храма. Купол и кресты
уже готовы. В середине августа их установят на кровле.
Если вы хотите помочь восстановлению церкви Введения во
храм Пресвятой Богородицы,
обращайтесь по телефону
8-906-159-37-89 (отец Иосиф).
http://penza.kp.ru/daily/24337/528355/