ВСЕМИРНЫЙ САММИТ РЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ ПРИНЯЛ ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Москва, 5 июля 2006 г.
|
Фото: REUTERS/Sergei Karpukhin
|
На
заключительном заседании Всемирного саммита его участники приняли итоговый документ
— Послание, в котором высказались по основополагающим вопросам межрелигиозного
диалога и сотрудничества.
Текст Послания приводится ниже.
Мы,
участники Всемирного саммита религиозных лидеров — главы и посланцы
христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских
общин из 49 стран, — собрались в Москве в преддверии саммита «Большой
восьмерки». Подробно обсудив вопросы, представляющие взаимный интерес, мы
обращаемся к главам государств, к нашим религиозным общинам и ко всем людям
доброй воли.
Мы
считаем, что человек по природе своей религиозен. С самого начала истории
религия играет ключевую роль в формировании мысли, культуры, нравственности,
общественного уклада. При возрастающей роли веры в современном обществе мы
желаем, чтобы религия продолжала служить прочным основанием мира и диалога
между цивилизациями, а не использовалась в качестве источника распрей и
конфликтов. Религия имеет потенциальную возможность связывать различные народы
и культуры, несмотря на нашу человеческую хрупкость, особенно в сегодняшнем
контексте множественности и многообразия.
Человеческая
жизнь — это дар Всевышнего. Наш священный долг —
сохранить этот дар, что должно быть заботой как
религиозных общин, так и политических лидеров.
Диалог
и партнерство цивилизаций не должны быть просто лозунгами. Нам нужно построить
такой миропорядок, который сочетал бы демократию — как способ согласования
различных интересов и как участие людей в принятии решений на национальном и
глобальном уровне — с уважением к нравственному чувству, образу жизни,
различным правовым и политическим системам, национальным и религиозным
традициям людей. Всесторонние, справедливые и стабильные решения международных
споров должны достигаться мирными средствами. Мы отвергаем двойные стандарты в
международных отношениях. Мир должен быть многополярным и многоукладным,
удовлетворяющим всех людей и все народы, а не подогнанным под безжизненные и
упрощенные идеологические схемы.
Человек
— уникальное создание Творца, бытие которого простирается в вечность. Он не
должен становиться ни товаром, ни объектом политических манипуляций, ни деталью
машины производства и потребления.
Поэтому прежде всего необходимо постоянно утверждать
высочайшую ценность человеческой жизни от зачатия до последнего дыхания и
естественной кончины. Следовательно, семья нуждается сегодня в поддержке, ибо
она является преимущественной средой для формирования свободной, разумной и
нравственной личности. Мы призываем усилить поддержку семьи, особенно в ее
воспитательной миссии, с помощью национального и международного права и
практики государств, различных общественных институтов, религиозных общин и
средств массовой информации. С этим связана наша озабоченность положением
женщин и детей во многих обществах. Помогая развитию уникальной личности
каждого человека, женщин и мужчин, детей и престарелых, а также людей с
ограниченными возможностями, мы видим, что все они обладают своими особыми
дарами. Защита их от насилия и эксплуатации — это общая задача для власти,
общества и религиозных общин.
Человек
— высшее творение Всевышнего. Поэтому права личности,
их защита и соблюдение на национальном, региональном и международном уровне
являются важной заботой для нас. Тем не менее, наш опыт также
показывает, что без морального стержня, без понимания наших обязанностей ни
одна страна или общество не свободны от конфликта и упадка. Грех и порок
разрушают и личность, и общество. Поэтому мы убеждены, что закон и общественный
уклад должны в плодотворном согласии соединить приверженность правам и свободам
с пониманием нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития.
Мы
заявляем о важности религиозной свободы в современном мире. Люди и группы
должны быть свободны от принуждения. Никого нельзя заставлять действовать
вопреки своим собственным убеждениям, касающимся религии. Необходимо также
учитывать права религиозных и национальных меньшинств.
(Далее…)