23.03.2009
У православных идет четвертая неделя Великого поста
В богослужении этой недели
(воскресенья) Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице
подвижника VI века, преподобного Иоанна Лествичника (память его 12 апреля / 30 марта по старому стилю).
Который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и
в своем творении «Лествица рая» изобразил путь
постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по
лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких ступеней в «Лествице» указано 30 — по числу лет земной жизни Спасителя
до Его выступления на общественное служение человеческому роду. Добродетели в «Лествице» расположены в естественном их порядке: от
приготовительных и низших — к высшим.
В песнопениях четвертой Недели
Церковь, ободряя постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и, побуждая
их к неослабной богоугодной жизни, напоминает верующим, что они впали в грехи,
подобно человеку, впавшему в руки разбойников, и внушает упование на милосердие
пострадавшего за нас Господа.
Великий пост начинается за семь
недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока
дней - и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница
установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а
Страстная седмица - в воспоминание последних дней
земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.
Общее продолжение Великого поста
вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
«Весна постная» - так называет
Православная церковь время Великого поста, lent – (от
древнеанглийского Lencten – весна) называется Великий
пост в англоговорящих странах, напоминая о то, что
пост – это время духовного расцвета и пробуждения.
http://apnews.ru/news-5-6665.html
24.03.2009
Православные вспоминают святителя Евфимия
Сегодня Русская православная церковь
празднует память святителя Евфимия, архиепископа
новгородского.
Святитель Евфимий,
в Крещении Иоанн, родился в Великом Новгороде в
благочестивой семье. Родители святого долго не имели детей и они дали обет:
если родится ребенок, посвятить его Богу.
В 15 лет Иоанн пожелал принять
иноческий чин, который и принял в Вяжицкой обители
святителя Николая Чудотворца. О добродетельной жизни инока Евфимия
узнал архиепископ Симеон и, призвав его к себе,
назначил на должность эконома архиепископского дома. В новой должности святой Евфимий вызывал всеобщее изумление и уважение тем, что,
занимая столь высокое положение, будучи в центре деловой жизни огромного
торгового города, он нес иноческие подвиги так же усердно, как и в дремучих
лесах.
В 1421 году скончался архиепископ Симеон. При новом архиерее Евфимии
I святой Евфимий снова удалился в Хутынский
монастырь, а через некоторое время был назначен игуменом обители Рождества
Пресвятой Богородицы на Лисьей горе.
По преставлении
архиепископа Новгородского Евфимия I в 1429 году
игумен Евфимий был избран архиепископом своего
родного города и 29 ноября вступил в храм Святой Софии. В течение 4 лет
святитель управлял Новгородской епархией, оставаясь нареченным архиепископом, и
только 24 мая 1434 года был посвящен в Смоленске. В течение 29 лет мудро правил
своей епархией святой Евфимий, ревностно исполняя
свой архипастырский долг. Много потрудился святой Евфимий
для построения и возобновления храмов, особенно после опустошительных пожаров
1431 и 1442 гг. Ревностный к славе Божией, святитель Евфимий
заботился об умножении духовных книг.
Святитель Евфимий
преставился 10 марта 1458 года. Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года.
http://apnews.ru/news-5-6688.html
25.03.2009
Католики отмечают сегодня Благовещение
В Евангелии от Луки рассказывается,
как архангел Гавриил был послан Богом возвестить
Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и
родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим.
Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания
и выразила свою веру словами: «да будет Мне по слову твоему».
Начиная, по крайней мере, со II в. Благовещение рассматривалось как
первый акт в христианской истории искупления, в
котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Днем празднования Благовещения было
установлено 25 марта, за девять месяцев до Рождества.
С 4 в. существует и другое
объяснение этой даты: искупление действительно должно было начаться с зачатия
Христа в день весеннего равноденствия, который по традиции считали днем
сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения Христова (т.е. Пасхи). В
Средние века отсчет дней в году нередко вели от праздника Благовещения (в
Англии этот обычай сохранялся до 1752).
Первые изображения сцены
Благовещения относятся к 5 в. (первоначально в традиции иллюминированных рукописей), и впоследствии
Благовещение становится излюбленным сюжетом в христианском искусстве и
постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной
живописи.
Благовещение выпадает либо на дни
Великого поста, либо на неделю пасхальных торжеств (Светлую седмицу). В
зависимости от этого праздник каждый раз имеет особую литургию. Церковное
празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху
(такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»),
и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если
Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется.
Название праздника «Благовещение
Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века
как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее, Католическая Церковь
после 2-го Ватиканского собора вернула ему более
раннее название - «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду
непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник
просто «Благовещением»).
http://apnews.ru/news-5-6734.html
25.03.2009
Православные чтят память святителя Григория Двоеслова, Папы Римского
Сегодня Русская православная церковь
празднует память святителя Григория Двоеслова, Папы
Римского.
Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, родился в Риме около 540 года.
Принадлежал к древнему патрицианскому роду, в котором были христиане, даже
святые. Будущий святитель получил блестящее светское образование, и его ожидала
государственная карьера. Он же вел скромную богоугодную жизнь и всей душой
стремился к иночеству.
После смерти отца Григорий истратил
все свое состояние на строительство 6 монастырей в Сицилии, а в Риме основал
монастырь во имя Андрея Первозванного, где и принял иноческий сан.
В 577 г. св. Григорий был
посвящен в сан диакона. По поручению Папы Римского долго трудился в Византии,
где изучал греческий язык и творения святых отцов Востока, написал «Толкование
на книгу Иова», оказавшее влияние на творения многих крупнейших богословов и
поэтов средневековья.
После смерти Папы Пелагия в 590 г. святой Григорий был
избран на Римскую кафедру. В это время Италия подверглась нашествию варваров.
Святой Григорий проявил себя при этом ревностным архипастырем и выдающимся
государственным и общественным деятелем. В 602 г. он получил признание
главенства Рима над всей Западной Церковью. Он ревностно боролся с ересью донатистов, обратил к истинной вере жителей Британии -
язычников и готов, приверженных к арианской ереси.
Святой Григорий составил на
латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была
известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенском Соборе
в 680 г.
и принят всей христианской церковью.
Святитель Григорий возглавлял
Церковь в течение 13 лет. Скончался святой Григорий в 604 г. Мощи его почивают в
соборе святого апостола Петра в Ватикане.
Святитель Григорий оставил после
себя многочисленные творения. После появления его книги «Беседы, или диалоги, о
жизни и чудесах италийских отцов», Святителя стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником».
Особенной известностью пользуется его «Правило пастырское» (или «О пастырском
служении»). В этом творении святитель Григорий всесторонне описывает образ
истинного пастыря.
http://apnews.ru/news-5-6736.html
26.03.2009
Православные вспоминают святителя Никифора, патриарха
Константинопольского
Сегодня Русская православная церковь
вспоминает перенесение мощей святителя Никифора, патриарха
Константинопольского.
Святитель Никифор происходил из
знатного рода, получил блестящее светское образование, был видным сановником
при дворе императрицы Ирины. Приняв монашество, он прославился благочестием и в
806 году был возведен на патриарший престол. Он мудро управлял церковью и
твердо держался православия.
Святитель был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва
Армянина (813-820) в 815 году был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем - на остров Проконнис
в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой
патриарх Никифор скончался в изгнании.
В 846 году святые мощи патриарха
Никифора были обретены нетленными и благоухающими. Их перенесли из Проконниса в Константинополь и положили на один день в
храме святой Софии, а затем перенесли в храм святых Апостолов. Рука святителя
хранится в Хилендарском монастыре на Афоне.
Святитель Никифор был выдающимся
церковным деятелем своего времени, "украшением века и кафедры" и,
много послужив церкви, оставил обширное духовное наследие - многочисленные
труды исторического, догматического и канонического содержания.
http://apnews.ru/news-5-6760.html