09.03.2009
Грех ли, если священник нарушил тайну исповеди? Можно ли принять
Таинство Крещения в брюках?
Протоиерей Всеволод Чаплин продолжает отвечать на вопросы читателей
"Комсомольской правды"
В нашу
редакцию продолжают поступать вопросы заместителю председателя Отдела
внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерею Всеволоду
Чаплину. Священнослужитель откровенно отвечает на
них, старается помочь вам разобраться и дать разумный совет
в затруднительных жизненных ситуациях.
Ирина:
-
Если священник нарушил тайну исповеди, это грех? И как быть человеку, который
доверился этому священнику?
- Это,
конечно, грех. Я практически не знаю случаев, когда священник нарушал бы тайну
исповеди. По крайней мере, живя в церкви уже почти 30 лет – с 1981 года, когда
я начал ходить в храм, - мне неизвестно ни одного случая, чтобы священник
нарушил бы тайну исповеди. А если такое когда-то происходило, это грех.
И такого
священник делать не должен. Есть спорные случаи. Например, один из таких
случаев описывается в Основах социальной концепции Русской православной церкви.
Священник узнает из исповеди о том, что кто-то готовит против другого человека
преступление – например, серьезно хочет кого-то убить.
Священник
не должен раскрывать о том, что ему было сказано и кем ему было сказано, но он
может предпринять какие-то действия для того, чтобы предупредить прямо или
косвенно того человека, которому угрожает опасность. И, самое главное, он должен
постараться во время исповеди сделать все, чтобы остановить того, кто замышляет
зло. Но тайна исповеди при этом все равно не должна нарушаться.
Елена:
Очень
хочу покреститься. Но из-за травмы все время хожу в брюках. Могу ли я в брюках
присутствовать в церкви и принять крещение?
- Обычно,
когда человек крестится, он снимает с себя верхнюю одежду, надевает сначала
какое-то покрывало, потом крестильную рубашку. Я не знаю, насколько серьезна
ваша травма и можете ли вы оставаться без вот этой одежды. Но в любом случае в
купель нужно входить уже без брюк.
Так или
иначе, вам нужно прийти к священнику, объяснить все сложности, которые есть, и
я уверен, что вас не отринут. Если вы живете в Москве, приходите в наш храм на
Карамышевской набережной, 15, это в Хорошево. И вас очень внимательно
выслушают, войдут в ваше положение. Если вы живете в другом городе, я думаю,
что любой священник в любом храме выслушает вас внимательно и поможет.
Галина:
Что
за безнравственность? «Свечи, купленные не в нашем храме, жертвой Богу не
являются». Такие объявления висят при каждом храме.
- Свеча –
это жертва на храм. Поэтому, естественно, было бы странно, если бы вы, купив
свечу в магазине, приносили ее в храм и там ставили перед иконой. Свеча – это
действительно жертва на храм. И в этом ее главный смысл. Это символ молитвы,
символ почтения к святому, к Божьей Матери, перед иконами которых вы ставите
эту свечу. Но в первую очередь главное значение этой свечи – это жертва на
храм.
-
Дроздов Вадим:
Почему
православная церковь принимает от власти иконы, конфискованные на таможне? Ведь
это на 95 процентов старообрядческие иконы.
- Это не
на 95 процентов старообрядческие иконы. Это, как правило, иконы, похищенные из
наших храмов – храмов Русской Православной Церкви в период государственного
безбожия или в последние годы. Известно, что сегодня большое количество храмов
грабятся, особенно в регионах Центральной России,
в бедных регионах, где живет мало людей. Если действительно иконы находятся
старообрядческие, созданные в старообрядческих общинах, то их стараются
возвращать именно старообрядцам. И за последнее время, по крайней мере недавно,
большое количество старообрядческих икон было таможней возвращено старообрядцам,
что я считаю совершенно справедливым.
Екатерина
РОЖАЕВА
http://penza.kp.ru/daily/24256/454010/
Андрей
Гневный:
Недавно
побывал на Валааме. Меня смутило очень многое. Монахи разъезжают на джипах.
Стесняюсь спросить, откуда у священников деньги на это? Кстати, на чем ездите
вы?
- Народ
жертвует. И жертвует немало. Между прочим, такие святые, как Святой Иоанн
Кронштадтский, вообще имели даже личные пароходы. Люди жертвуют. Что
ж, им отказывать в этом возможности пожертвовать что-то ради монастыря, ради
устроения там монашеской жизни? Это ведь не личное имущество монахов.
Я, кстати
говоря, тоже езжу на казенной машине. У меня своей нет, она мне не нужна. В
выходные дни я езжу на метро. В церквях должна, конечно, быть какая-то
инфраструктура, какое-то хозяйство. Если люди, в том числе представители
крупного предпринимательства, жертвуют что-то монастырю, какие-то машины в том
числе, наверное, отвергать этот дар не нужно. Тем более что Валаам
– это действительно большая территория. И там монахи на чем-то должны ездить.
Как же без этого?
Татьяна:
Очень
хочу создать семью. Но сталкиваюсь с проблемами: как переключиться и достичь
своей цели?
- Надо
искать того единственного человека, который вам нужен. Молить Бога о том, чтобы
Господь вам его послал. Смотреть вокруг себя не только в узком кругу, но и
обращаться к разным кругам людей.
Может
быть, среди прихожан храма, среди членов какого-то клуба, среди тех сред
общения, в которых вы раньше не бывали. И, конечно же, просить у Господа
молитвой о том, чтобы он помог. И Господь обязательно поможет, если вы только
верите, в Божью помощь и сами стараетесь принимать Божью волю так, как Господь
вам ее открывает.
Лариса:
Можно
ли освятить квартиру, если в доме кошка или собака?
- Можно.
На простой вопрос – простой ответ.
-
Андроний:
Как
вы относитесь к произведениям русских писателей? Ведь у Ахматовой, Некрасова, Лермонтова,
а тем уж паче у Толстого множество кощунства, гордыни, несмирения?
- В любой
культуре, в любом народе часто присутствуют вера и неверие, добро и зло, правда
и ложь. Поэтому относиться к тому, что в русской культуре были разные явления,
разные мысли, разные идеи, разное отношение к вере, можно только следующим образом,
по-моему. В обществе есть разные люди.
В
искусстве, в литературе есть разные люди. Есть смиренные, и есть гордецы. Есть
люди, которые созидают, и люди, которые разрушают. Люди, которые верят, и люди,
которые не верят. Такие люди всегда есть вокруг нас. Есть они и среди писателей
XIX века, живших в России. И среди нынешних писателей. Где-то, конечно, было
больше доброго, меньше злого.
В
каких-то культурных пластах – больше злого и меньше доброго. Но, так или иначе,
в любом направлении искусства, в любую эпоху есть все, что есть в обществе.
Потом что всегда есть добродетель и есть грех. Есть вера, и есть неверие. Даже
в самом христианском обществе в какой-нибудь Византийской империи было. Был
грех, были ереси, были столкновения, были религиозные споры, были войны, было
коварство, убийство, интриги. Так же, наверное, есть в любом другом обществе в
любую другую эпоху истории.
Гостья:
- Можно
ли нам с молодым человеком обручиться уже сейчас, хотя пожениться мы планируем
в следующем году? как сейчас проходит обряд обручения?
-
Обручиться можно. Есть специальный богослужебный чин обручения. И вы можете
попросить священника вас обручить. Можно это сделать практически в любом храме.
Гость:
- На
сороковой день после смерти душа человека предстает перед Богом и определяется
ее дальнейший путь – в ад или в рай?
- Да,
именно так. В сороковой день после кончины человека его душа предстает на Суд
Божий. Это предварительный суд. Общий суд над всеми нами произойдет тогда,
когда окончится нынешняя фаза земной истории, произойдет второе пришествие
Христово. И вот тогда уже окончательно Господь будет судить всех людей.
А почему
так происходит? Потому что плоды наших деяний – хороших или плохих –
проявляются часто не в момент нашей жизни, а после ее окончания. Иногда через
годы, иногда через века, и после окончания всей истории нынешнего земного мира,
нынешнего человечества, Господь произнесет окончательный суд над всеми людьми,
над каждым из нас.
http://penza.kp.ru/daily/24252.5/450802/