15.03.2009
Православные вспоминают святителя Арсения, епископа Тверского
Сегодня Русская православная церковь
празднует память святителя Арсения, епископа Тверского, чудотворца.
Святитель Арсений, епископ Тверской,
родился в Твери. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого
имения, он обратил дом свой в приют для странников и бедных, чем навлек на себя
поношение сродников. Услышав во сне голос, звавший его
в Киев, юноша тайно оставил Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и
принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок обратил на себя внимание
проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя
Московского.
В то время в Твери возникли сильные
разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным
епископом Тверским Евфимием. Епископ Евфимий был несправедливо лишен кафедры и
сослан в Чудов монастырь в Москве, где вскоре скончался. На место епископа
Евфимия митрополит Киприан назначил своего архидиакона Арсения.
Вступив на архипастырскую кафедру,
святитель Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в
родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя
Иоанна Михайловича с братом его Кашинским князем Василием Михайловичем.
Святитель Арсений ревностно проповедовал слово Божие и во всем являл пример
достойного архипастыря.
В течение многих лет епископского
служения святитель Арсений построил и освятил соборы в честь архангела Михаила
в Старице и Микулине, в честь святителя Николая в Старице, обновил каменный
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери и заложил новую соборную
колокольню. В 20 верстах от Твери в 1397 году на реке Тме им был создан Саввин
Сретенский монастырь. Не забыл святитель Арсений и обители Киево-Печерской, где
начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки в 1394 году основал он
монастырь, где построена была деревянная церковь во имя преподобных Антония и
Феодосия Печерских.
К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в
1406 году был сделан список с Киево-Печерского Патерика, самая древняя из
дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности
(первого сборника житий русских святых), получившая в науке название
Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения,
сохранились до нашего времени две рукописных “Лествицы” преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 годов).
Кончина святителя Арсения
последовала Великим постом 1409 года. Мощи святителя Арсения
были обретены нетленными в Желтиковом монастыре в 1483 году. С того же
года в Твери было установлено празднование ему по благословении Тверского
епископа Вассиана. Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском
Соборе 1547 года. Ко второй памяти святителя Арсения, в первое воскресенье после
29 июня, ныне приурочено празднование Собора тверских святых.
http://apnews.ru/news-5-6597.html
15.03.2009
Сегодня – празднование иконе Пресвятой Богородицы «Державная»
«Державная» икона Божией матери
явила себя 2/15 марта 1917 года, в день отречения Николая II от престола,
сообщили в Пензенской епархии РПЦ.
Как пояснили корреспонденту ИА
«Агентство пензенских новостей», жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии
Адриановой во сне был голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее
нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина
отправилась в Коломенское. По ее просьбе настоятель
храма принялся за поиски образа и нашел в подвале среди старых досок и рухляди,
в пыли. Когда большую, узкую, почерневшую от старости икону промыли, открылось
изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная
была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове
и скипетром и державой в руках - откуда и произошло название «Державная».
Всю Россию облетело известие о том,
что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. В
Коломенское толпами стекались богомольцы; чтобы дать
всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным
храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные
и праздничные дни. Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной»,
были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие
святитель Тихон.
По записям в своих книгах
Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде
принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была
передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. После революции
она хранилась в запасниках Исторического музея, а сейчас вернулась в Коломенское, где и пребывает в Казанском храме.
http://apnews.ru/news-5-6595.html
14.03.2009
Сегодня РПЦ празднует память святой преподобномученицы Евдокии
Святая Евдокия была самарянкой по
рождению и жила в Илиополе Финикийском. Отличаясь в
молодости редкой красотой, Евдокия вела греховную жизнь. Один престарелый инок
посетил местность, где жила Евдокия. И Евдокия случайно услышала, когда он
читал предсказания о Втором пришествии Христа и о
Страшном суде. Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так
как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в
Библии.
Уверовав во Христа всем сердцем,
Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла
монашеский постриг в ближайшем монастыре. Живя много лет в этой обители,
Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы. С годами она достигла духовной
зрелости и была возведена в игуменьи своей обители.
Евдокия 56 лет подвизалась в добрых
делах и иноческих подвигах. При императоре Антонине она мученически закончила
свою праведную жизнь – за распространение христианской веры Евдокию оклеветали
в колдовстве и обмане, после чего казнили.
http://apnews.ru/news-5-6587.html
17.03.2009
Сегодня РПЦ празднует память святого благоверного князя
Даниила Московского
Святой благоверный князь Даниил
Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном Александра
Невского.
В 1272 году благоверный князь Даниил
получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями.
Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в
честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника.
Московское княжество было в те
времена маленьким и незавидным. Князь Даниил укрепил и увеличил его, но не
путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием.
В 1302 г. Московское княжество
увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества.
В 1303 году святой Даниил тяжело
заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в
Даниловом монастыре. Скончался благоверный князь на
42-м году жизни.
Не прошло и 30 лет со времени
преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель
была в 1330 году переведена в Кремль. Церковь превращена в
приходскую, а кладбище стало мирским. В 1652 году благоверный князь
Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей.
http://apnews.ru/news-5-6616.html
17.03.2009
Православные празднуют память преподобного Герасима
Иорданского
Преподобный Герасим Иорданский был
родом из г. Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже и
юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу.
В Иорданской пустыне преподобный
Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам
настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и
воздержания.
Однажды святой подвижник встретил в
пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу
как домашнее животное до самой его кончины.
http://apnews.ru/news-5-6617.html