Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 18.04.24
08

08.03.2009

 

Православные празднуют Торжество православия

 

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое Торжество православия, установленное в Греции в X веке по поводу окончательной победы церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон.

Торжество Православия - это торжество победы церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. В храмах после Божественной литургии в этот день совершается особый чин Торжества Православия, на котором церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед церковью.

В России чин Православия был введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением имен «новых еретиков» и государственных преступников. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

http://apnews.ru/news-5-6463.html

 

07.03.2009

 

Православные вспоминают великомученика Федора Тирона

 

Сегодня Русская православная церковь празднует память великомученика Федора Тирона. День памяти великомученика – переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста.

В городе Амасии, в Понтийской области, время гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу, а позднее приговорен к сожжению.

Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с медом. В память этого события православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья.

http://apnews.ru/news-5-6454.html

 

09.03.2009

 

Православные вспоминают обретение главы Иоанна Предтечи

 

Сегодня Русская православная церковь воспоминает 1-е и 2-е обретение главы пророка и Крестителя Господня Иоанна.

Первое (IV век) и второе (452 г.) обретение честной главы Иоанна Предтечи совпадают по времени, они произошли в разные века, но в одно время, и празднуются в один день. Иоанн Предтеча - пророк покаяния, поэтому обретение его главы церковь празднует обычно в покаянное время, время Великого поста или в преддверии поста.

Усекновение главы великого пророка Иоанна Предтечи – одна из трагических евангельских историй, которая рассказывает, как в день своего рождения Ирод, правитель Галилеи, устроил пир, а Саломия, дочь Иродиады, своей пляской угодила Ироду и его гостям, и Ирод клятвенно разрешил ей просить у него все, что она захочет. Дочь Иродиады, наученная матерью, попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя на блюде. Ученики Иоанна тайно погребли тело. Голову же Иоанна Крестителя Иродиада скрыла в своем дворце.

Предание сохранило рассказ об обретениях главы пророка Иоанна сначала на горе Елеонской, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил строить храм, а потом глава была обретена архимандритом Маркеллом в монастыре близ города Емессы.

http://apnews.ru/news-5-6464.html

 

10.03.2009

 

Православные сегодня чтят память святителя Тарасия

 

Сегодня Русская православная церковь празднует память святителя Тарасия, патриарха Константинопольского.

Святитель Тарасий происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780-797) и его матери, святой царицы Ирины (797-802), и достиг звания сенатора. В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел, не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя - Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.

Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Все свое имение он истратил на богоугодные дела. Святой Патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной. Святитель Тарасий скончался в 806 году, был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У его гроба совершались многие чудеса.

http://apnews.ru/news-5-6481.html

 

 

12.03.2009

 

Православные вспоминают преподобного Прокопия Декаполита

 

Преподобный Прокопий Декаполит жил в VIII веке в области Декаполиса или Десятиградия, к востоку от озера Галилейского. Оставив мир, Прокопий принял в одной обители иноческий чин и проводил все время в молитве и посте.

Святой Прокопий вместе со своим сподвижником святым Василием и другими ревнителями Православия мужественно противостал возникшей в то время иконоборческой ереси. По приказу императора Льва Исаврянина (716-741) преподобный Прокопий был схвачен, предан жестокому бичеванию и брошен в темницу, где вместе со святым Василием томился до самой смерти царя-мучителя, после чего преподобные исповедники были выпущены на свободу.

Остальное время жизни преподобный Прокопий провел мирно, в иноческих подвигах, наставляя многих на путь добродетели и спасения. Скончался он в глубокой старости, около 750 года.

http://apnews.ru/news-5-6502.html

 

13.03.2009

 

Сегодня РПЦ чтит память священномученика Арсения, митрополита Ростовского

 

Арсений, митрополит Ростовский (в миру Александр Мацеевич) был последним противником церковной реформы Петра I. Он родился в 1697 (по другим данным в 1696) году во Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.

Получив образование в Киевской духовной академии, в 1733 году он был уже иеромонахом. Вскоре он совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заточенными там староверами; по поводу этой полемики он написал «Увещевание к раскольнику».

В 1734-37 годах отец Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году он был прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу отца Арсения. Посвященный в 1741 году в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, владыка Арсений защищал в Сибири права новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство - от вмешательства светского суда.

Суровый сибирский климат вредно отразился на здоровье владыки и вскоре по воцарении Елизаветы Петровны он был переведен в 1742 году на кафедру в Ростов с назначением членом Синода.

Строгий к подчиненным, владыка становится в резкую оппозицию и к светской власти. Он настаивает перед императрицей Екатериной II на удалении светских чинов из состава Синода, утверждает, что Синод вообще не имеет канонической основы, и делает вывод о необходимости восстановления Патриаршества. Записка владыки «О благочинии церковном» явилась первым протестом Российской иерархии против синодальной системы.

Еще более обострились отношения владыки со светской властью, когда в конце царствования Елизаветы Петровны, затем при Петре III и Екатерине II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.

9 февраля 1763 года владыка в Ростове совершает «Чин отлучения» с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри», «принимающих данныя тем от древних Боголюбцев имения».

В марте владыка подал два донесения в Синод, который доложил императрице о том, что святитель Арсений является «оскорбителем Ея Величества». Екатерина предала его суду Синода, который длился 7 дней: владыка был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в Карельский Николаевский монастырь.

Но и в ссылке святитель не переставал обличать действия властей в отношении церковного имущества, выражал сомнение в правах Екатерины II на престол, сочувствие Великому князю Павлу Петровичу. Делу владыки был дан политический характер и в конце 1767 года он был лишен монашества и приговорен к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате, где и умер 28 февраля 1772 года.

Причислен к лику святых для общецерковного почитания на юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

http://apnews.ru/news-5-6541.html

 

13.03.2009

 

Сегодня православные чтят преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество.

После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников.

Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства - искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417 - 419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

http://apnews.ru/news-5-6544.html

 

12.03.2009

 

Большинство жителей Заречного Пензенской области Великий пост не соблюдают

 

Идет вторая неделя Великого поста. Для верующих людей пост - это способ укрепления своего духа, путь самосовершенствования, а для людей сугубо светских пост, зачастую,  лишь дань политкорректности или разгрузочная диета.

Как показал опрос ТРК «Заречный», большинство респондентов пост не соблюдают. Люди старшего поколения, полностью или частично отказываются от поста по состоянию здоровья, а молодые зареченцы просто не считают нужным поститься.

По словам священника Воскресенской церкви, иерея Владимира, пост – величина дифференцированная. «Один пост для монаха и иной пост для военнослужащего, солдата. Один пост для ребенка и другой совсем пост будет для больного человека. Если православный имеет какие-то недуги или хронические заболевания, то необходимо подойти в божий храм к священнику с тем, чтобы взять у него благословления на послабление поста. Но в любом случае пост должен присутствовать в жизни православного христианина», - считает священник.

Важно понимать, что пост - это не просто отказ от определенных видов пищи, это, прежде всего, путь совершенствования своего духа.

http://apnews.ru/news-5.html?page=2

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг