Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 19.04.24
22

22.02.2009

 

С 22 февраля начинается третья неделя подготовки к Великому посту

 

С 22 февраля Русская православная церковь отмечает «неделю о страшном суде». В этот день начинается третья неделя подготовки к Великому посту.

По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели уже нельзя есть мясо. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю, в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища - происходит заговенье на мясо.

Название этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном Суде, чем Церковь желает побудить грешников к покаянию. Неделя мясопустная посвящена воспоминанию о Страшном суде для того, чтобы грешники, в надежде на беспредельность человеколюбия Божия, не предались беспечности и нерадению о своем спасении.

Перед воспоминанием Страшного Суда Церковь призывает к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.

Мясопустная неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей, сырной седмицей или Масленицей. В эти дни церковный устав запрещает мясную пищу, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется - молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.

В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов-постников, напоминая тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указывая примеры добродетельной жизни в лице великих постников.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

 

http://apnews.ru/news-5-6137.html

 

23.02.2009

 

Сегодня у православных - «встреча» Масленицы

 

Сегодня – первый день масленичной недели, «встреча», сообщили в Пензенской епархии РПЦ.

Масленица - старинный языческий праздник, разделяющий в народном календаре зиму и весну, один из немногих, адаптированных к христианской традиции и сохранившихся в России. По природе своей масленица – символические проводы зимы. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

Масленица приходится на последнюю неделю, предшествующую Великому посту, и в церковной традиции носит название Сырной недели, Сырной седмицы. Во время масленицы человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица – это, прежде всего обильная и сытная пища. Мясо на Масленицу есть уже нельзя, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется, можно есть молочные продукты и рыбу. Основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много – с четверга по воскресенье. В среду и пятницу Божественная литургия не совершается.

Существовали специальные названия и ритуалы каждого дня недели. Первый день - понедельник - «встреча». Дети делали соломенное чучело Масленицы, наряжали его и возили по улицам. Устраивались общие горы, качели, столы со сладостями. В первый день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Первый блин отдавали нищим — на помин души усопших родичей. На блины приглашали родственников. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.

Масленичный вторник называли «заигрыши». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки - женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда - «лакомка», «теща зятя блинами угощает». В этот день родители жены приглашали в гости молодых (отсюда возникло выражение «пойти к теще на блины»). Четверг называли «широким», или «разгуляй». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке) и кулачные бои.

В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами – этот день так и называли «тещины вечерки». В этот день молодые встречали в своем доме родителей жены. А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка – на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками. В этот день было принято ходить в гости ко всем другим родственникам.

И, наконец, воскресенье («прощеный день», Прощеное воскресенье) было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. В этот день просят прощения у родных и знакомых за вольные или невольные обиды, поскольку Великий пост необходимо начинать с чистым сердцем, с миром в душе, искренне испросив прощения и простив всех.

Прощание с масленицей завершалось в первый день Великого поста – Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

В этом году Великий пост начнется 2 марта и продлится до 19 апреля, когда будет праздноваться Светлое Христово Воскресенье.

 

http://apnews.ru/news-5-6135.html

 

24.02.2009

 

Православные чтят преподобного Димитрия Прилуцкого

 

Сегодня Русская православная церковь вспоминает преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, сообщили в Пензенской епархии РПЦ.

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Принял постриг в одном из Переславльских монастырей.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Под влиянием Радонежского чудотворца, преподобный решил удалиться в глухое место. И вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание его распространилось по всей Руси.

 

http://apnews.ru/news-5-6155.html

 

25.02.2009

 

У православных – день празднования Иверской иконы пресвятой Богородицы

 

Русская православная церковь празднует память Иверской иконы Божией матери.

Иверская икона - покровительница Москвы. Это образ, который уже много веков встречает людей, прибывающих в русскую столицу. Почитаемая в России икона является списком с древнего образа, который хранится в Греции на горе Афон, в Иверском монастыре с 999 года. В 1648 году в Москву был принесен список с этой иконы.

История афонской иконы ведет свое начало с IX века, когда в Византии правил император иконоборец Феофил. Посланные им повсюду истреблять святые иконы воины пришли к одной благочестивой вдове, в доме которой хранилась упоминаемая икона. Один из воинов ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. К его ужасу, из раны потекла кровь. Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени и оставил ересь (а впоследствии принял иночество). Вдова же решила скрыть святую икону, чтобы спасти ее от поругания. Благочестивая женщина пустила ее в море и икона в вертикальном положении поплыла по волнам.

Спустя много лет святая икона явилась «в столпе огненном» вблизи Иверской обители. В это время в Иверском монастыре жил святой старец Гавриил. Богоматерь явилась ему во сне и повелела возвестить настоятелям и братии, что Она желает дать им Свою икону в помощь и заступление, повелев старцу без боязни подойти к иконе по воде. Преподобный Гавриил с верой прошел прямо по воде, взял икону и вынес ее на берег.

На следующее утро монах, зашедший в храм, не нашел иконы на прежнем месте и после долгих поисков обнаружил ее над монастырскими воротами. После этого случая при вратах обители для этой иконы была построена небольшая церковь.

В 1648 году в Москву был принесен список с этой иконы. В Москве икону торжественно встречали Патриарх Иосиф, царь Алексей Михайлович со всем семейством, духовенство, бояре и народ. Затем эту икону взяла в свои палаты царица Мария Ильинична, а по ее кончине икона перешла к ее дочери Софье Алексеевне, принявшей монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре. Там святая икона пребывает и доныне.

В память встречи Иверской иконы у Воскресенских ворот в Москве была построена часовня. Для нее был написан еще один список, получивший наименование Московского. В июле 1929 года часовня была закрыта, а затем разрушена. А в ноябре 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой часовни. В 1996 году работы по восстановлению часовни и Воскресенских ворот были завершены, и в Москву из Иверской обители на Афоне была привезена Иверская икона Божией матери, написанная специально для этого случая.

 

http://apnews.ru/news-5-6173.html

 

27.02.2009

 

Православные празднуют память равноапостольного Кирилла

 

Сегодня Русская православная церковь празднует память святого равноапостольного Кирилла.

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учителя словенские, происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) - самым младшим.

Константин с юности показал блестящие успехи, как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе.

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. Вскоре император вызвал обоих братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Святой Константин приступил к новому подвигу. С помощью Мефодия и учеников он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы.

После завершения перевода святые братья отправились Моравию, где стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало негодование католических епископов. В 867 году Мефодий и Константин вызваны были в Рим на суд. После того, как Кирилл передал папе Римскому найденные им в путешествии мощи Святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке.

В Риме святой Константин тяжело заболел, принял схиму с именем Кирилл. 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской православной церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Для православной России празднование первоучителям имеет особое значение.

 

http://apnews.ru/news-5-6247.html

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг