22.02.2009
С 22 февраля начинается третья неделя подготовки к Великому
посту
С 22 февраля Русская православная
церковь отмечает «неделю о страшном суде». В этот день начинается третья неделя
подготовки к Великому посту.
По-другому она называется
мясопустной, так как с этой недели уже нельзя есть мясо. В воскресный день,
начинающий мясопустную неделю, в последний раз перед Великим постом вкушается
мясная пища - происходит заговенье на мясо.
Название этой недели также связано с
темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией
читается притча Спасителя о Страшном Суде, чем Церковь желает побудить
грешников к покаянию. Неделя мясопустная посвящена воспоминанию о Страшном суде
для того, чтобы грешники, в надежде на беспредельность человеколюбия Божия, не
предались беспечности и нерадению о своем спасении.
Перед воспоминанием
Страшного Суда Церковь призывает к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия.
Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о
Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской
родительской (мясопустной) субботой, когда совершается поминовение всех
почивших православных христиан.
Мясопустная неделя или неделя о
Страшном Суде называется еще сырной неделей, сырной седмицей или Масленицей. В
эти дни церковный устав запрещает мясную пищу, но пост на остальные скоромные
продукты в среду и пятницу отменяется - молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все
другое можно. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За
вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема
Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
По старому русскому обычаю, в это
время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.
В сырную субботу Церковь воспоминает
всех преподобных отцов-постников, напоминая тем самым о предстоящем подвиге
Великого поста и указывая примеры добродетельной жизни в лице великих
постников.
Последнее воскресенье перед началом
Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня
заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным
воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается
особый чин прощения, когда священослужители и
прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий
пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
http://apnews.ru/news-5-6137.html
23.02.2009
Сегодня у православных - «встреча» Масленицы
Сегодня – первый день масленичной
недели, «встреча», сообщили в Пензенской епархии РПЦ.
Масленица - старинный языческий
праздник, разделяющий в народном календаре зиму и весну, один из немногих,
адаптированных к христианской традиции и сохранившихся в России. По природе
своей масленица – символические проводы зимы. В традиционном быту всегда
считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет
неудачлив в течение всего года.
Масленица приходится на последнюю неделю,
предшествующую Великому посту, и в церковной традиции носит название Сырной
недели, Сырной седмицы. Во время масленицы человек отводит душу в преддверии
тяжелого и длительного Великого поста. Масленица – это, прежде всего обильная и
сытная пища. Мясо на Масленицу есть уже нельзя, но пост на остальные скоромные
продукты в среду и пятницу отменяется, можно есть молочные продукты и рыбу.
Основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут
каждый день с понедельника, но особенно много – с четверга по воскресенье. В
среду и пятницу Божественная литургия не совершается.
Существовали специальные названия и
ритуалы каждого дня недели. Первый день - понедельник - «встреча». Дети делали
соломенное чучело Масленицы, наряжали его и возили по улицам. Устраивались
общие горы, качели, столы со сладостями. В первый день начинали печь блины на
заготовленной с вечера опаре. Первый блин отдавали нищим — на помин души
усопших родичей. На блины приглашали родственников. Блины ели со сметаной,
яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши». В этот день начинаются веселые игры. С утра
девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а
девушки - женихов (причем свадьбы игрались только
после Пасхи).
Среда - «лакомка», «теща зятя
блинами угощает». В этот день родители жены приглашали в гости молодых (отсюда
возникло выражение «пойти к теще на блины»). Четверг называли «широким», или
«разгуляй». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам
прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на
санках и шумные пирушки. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание
на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке) и кулачные бои.
В пятницу наступал черед зятьям
угощать тещ блинами – этот день так и называли «тещины вечерки». В этот день
молодые встречали в своем доме родителей жены. А в субботу приглашала к себе
родных молодая невестка – на «золовкины посиделки».
Невестка одаривала золовок подарками. В этот день было принято ходить в гости
ко всем другим родственникам.
И, наконец, воскресенье («прощеный
день», Прощеное воскресенье) было посвящено подготовке к Великому Посту, перед
которым надлежало очиститься духовно. В этот день
просят прощения у родных и знакомых за вольные или невольные обиды, поскольку
Великий пост необходимо начинать с чистым сердцем, с миром в душе, искренне
испросив прощения и простив всех.
Прощание с масленицей завершалось в
первый день Великого поста – Чистый понедельник, который считали днем очищения
от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а
женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков
скоромного.
В этом году Великий пост начнется 2 марта
и продлится до 19 апреля, когда будет праздноваться Светлое Христово
Воскресенье.
http://apnews.ru/news-5-6135.html
24.02.2009
Православные чтят преподобного Димитрия
Прилуцкого
Сегодня Русская православная церковь
вспоминает преподобного Димитрия Прилуцкого,
Вологодского чудотворца, сообщили в Пензенской епархии РПЦ.
Преподобный Димитрий
Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в
Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался
редкой красотой. Принял постриг в одном из Переславльских
монастырей.
В 1354 году Димитрий
впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль
к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и
сблизился с ним. Под влиянием Радонежского чудотворца, преподобный
решил удалиться в глухое место. И вместе с учеником Пахомием
отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и
хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий,
и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.
Неподалеку от Вологды, в излучине
реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил
создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и
окрестностей с радостью согласились помочь святому. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала
собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда
из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество
сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он
кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися
в утешении, давал советы.
Скончался преподобный
в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание
его распространилось по всей Руси.
http://apnews.ru/news-5-6155.html
25.02.2009
У православных – день празднования Иверской
иконы пресвятой Богородицы
Русская православная церковь
празднует память Иверской иконы Божией матери.
Иверская икона - покровительница Москвы. Это
образ, который уже много веков встречает людей, прибывающих в русскую столицу.
Почитаемая в России икона является списком с древнего образа, который хранится
в Греции на горе Афон, в Иверском монастыре с 999
года. В 1648 году в Москву был принесен список с этой иконы.
История афонской иконы ведет свое
начало с IX века, когда в Византии правил император иконоборец Феофил.
Посланные им повсюду истреблять святые иконы воины пришли к одной благочестивой
вдове, в доме которой хранилась упоминаемая икона. Один из воинов ударил мечом
в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. К его ужасу, из раны потекла кровь.
Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени и оставил ересь (а
впоследствии принял иночество). Вдова же решила скрыть святую икону, чтобы
спасти ее от поругания. Благочестивая женщина пустила ее в море и икона в
вертикальном положении поплыла по волнам.
Спустя много лет святая икона
явилась «в столпе огненном» вблизи Иверской обители.
В это время в Иверском монастыре жил святой старец
Гавриил. Богоматерь явилась ему во сне и повелела возвестить настоятелям и
братии, что Она желает дать им Свою икону в помощь и заступление, повелев старцу без боязни подойти к иконе по
воде. Преподобный Гавриил с верой прошел прямо по воде, взял икону и вынес ее
на берег.
На следующее утро монах, зашедший в
храм, не нашел иконы на прежнем месте и после долгих поисков обнаружил ее над
монастырскими воротами. После этого случая при вратах обители для этой иконы
была построена небольшая церковь.
В 1648 году в Москву был принесен
список с этой иконы. В Москве икону торжественно встречали Патриарх Иосиф, царь
Алексей Михайлович со всем семейством, духовенство, бояре и народ. Затем эту
икону взяла в свои палаты царица Мария Ильинична, а по ее кончине икона перешла
к ее дочери Софье Алексеевне, принявшей монашество в Смоленском Новодевичьем
монастыре. Там святая икона пребывает и доныне.
В память встречи Иверской
иконы у Воскресенских ворот в Москве была построена часовня. Для нее был
написан еще один список, получивший наименование Московского.
В июле 1929 года часовня была закрыта, а затем разрушена. А в ноябре 1994 года
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень
восстанавливаемой часовни. В 1996 году работы по восстановлению часовни и
Воскресенских ворот были завершены, и в Москву из Иверской
обители на Афоне была привезена Иверская икона Божией
матери, написанная специально для этого случая.
http://apnews.ru/news-5-6173.html
27.02.2009
Православные празднуют память равноапостольного Кирилла
Сегодня Русская православная церковь
празднует память святого равноапостольного Кирилла.
Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учителя словенские, происходили из
благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни
(в Македонии). Святой Мефодий был старшим из семи
братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) - самым младшим.
Константин с юности показал
блестящие успехи, как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании.
Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего
времени и многие языки. По окончании учения святой Константин принял сан иерея
и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но,
пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при
Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен
учителем философии в высшей Константинопольской школе.
Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в
монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка.
Вскоре император вызвал обоих братьев из монастыря и отправил их к хазарам для
евангельской проповеди.
Вскоре пришли к императору послы от
моравского князя Ростислава с просьбой послать в Моравию учителей, которые
могли бы проповедовать на родном для славян языке. Святой Константин приступил
к новому подвигу. С помощью Мефодия и учеников он
составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не
могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы.
После завершения перевода святые
братья отправились Моравию, где стали учить Богослужению на славянском языке.
Это вызвало негодование католических епископов. В 867 году Мефодий
и Константин вызваны были в Рим на суд. После того, как Кирилл передал папе
Римскому найденные им в путешествии мощи Святого Климента,
тот утвердил богослужение на славянском языке.
В Риме святой Константин тяжело
заболел, принял схиму с именем Кирилл. 14 февраля 869 года, равноапостольный
Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Папа приказал положить мощи святого Кирилла
в церкви святого Климента, где от них стали
совершаться чудеса.
К лику святых
равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в
древности. В
Русской православной церкви память равноапостольных просветителей славян
чествуется с XI века. Для православной России празднование первоучителям имеет
особое значение.
http://apnews.ru/news-5-6247.html