05.08.2008
Сегодня православные пензенцы почитают Почаевскую икону Божьей
Матери
Сегодня православные пензенцы
почитают Почаевскую икону Божьей Матери. Накануне святыню крестным ходом
святыню доставили в женский Троицкий монастырь, где была отслужена литургия.
Образ Почаевской Богоматери, находящийся в Пензе, привезён год назад по
благословению владыки Филарета.
Почаевская икона Божией Матери
находится в Почаевской обители. На горе, где сейчас расположен монастырь,
поселились два инока в 1340 году. Один инок после молитвы пошел к вершине горы
и, вдруг, увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он
позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн
Босой. Он взбежал на гору, и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла
Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.
В 1559 году Константинопольский
митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля,
недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне
привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы
исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ
инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм,
воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на
содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Чудотворная икона
стала называться Почаевской. Среди многих свидетельств о помощи Царицы Небесной
известно следующее.
Монах Почаевского монастыря был
захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель,
ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при
наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и
слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой
Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.
Почаевская икона Божией Матери
принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему
славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах.
Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы
приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте
Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие
от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах
записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых
недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.
Празднование в честь Почаевской
иконы Божией Матери 23 июля (по старому стилю) было установлено в память
избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.
Летом 1675 года во время Збаражской
войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696),
полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец
подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская
ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты
для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил
братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и
преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно
молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами
преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний
совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми
словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама
Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами,
держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери,
кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за
привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного
Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил
неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих,
они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили
многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и
остались в обители навсегда.
В 1721 году Почаев был занят
униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись
зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время
господства униатов, во второй половине ХVIII века,
например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по
следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что
взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его.
Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь
Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз пытался
выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку.
Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил
себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства
построены Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно
Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки
Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой
за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский
священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по
субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время
управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876)
был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над
татарами, освященный 23 июля (по старому стилю) 1875 года
http://apnews.ru/news-5-3122.html