12.07.2008
Православные
вспоминают апостолов Петра и Павла
Сегодня
Русская православная церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и
Павла. Подошел к концу Петров пост, в течение которого христиане готовились к
этому дню. Апостол Павел и апостол Петр много потрудились в распространении
Христовой веры, оба они почитаются "столпами" Церкви Христовой. Они
оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память
празднуется в один день. Об этом корреспонденту ИА "Агентство пензенских
новостей" рассказал ключарь Успенского Кафедрального собора Иван Яворский.
Апостол
Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака из Вифсаиды Галилейской и
братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его к Христу. Петр был
женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей
на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и
решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с
апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Сильный и
пламенный духом, он занял влиятельное место среди Христовых апостолов. Он
первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть мессией, и
за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры
Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата
адовы не одолеют.
Свое
троекратное отречение от Господа накануне его распятия апостол Петр омыл
горькими слезами раскаяния, вследствие чего после своего воскресения Господь
вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу
отречений, поручив ему пасти ягнят и овец своих. Согласно преданию, апостол
Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное
отречение от Христа и начинал горько плакать.
Апостол
Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после
сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день
пятидесятницы и обратив 3000 душ к Христу. Спустя некоторое время, исцелив
хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.
Духовная сила, исходившая от апостола Петра, была настолько сильна, что даже
тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их.
Внук
Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после
Р.X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и
заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра,
горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел
Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не
замеченный.
Другие
сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он
проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии. Апостол Петр
проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам
(язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в
первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и
проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и
Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских
христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два
Соборных (окружных) послания апостола Петра.
К концу
жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67
году через распятие вниз головой.
Святой
Павел, первоначально носивший имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и
родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который славился своей
греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города,
происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел
права римского гражданина. Образование он получил в Иерусалиме. Сразу же после
окончания образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и
гонителем веры Христовой. Савл получил власть официально преследовать христиан
даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь,
усмотревший в нем “сосуд избранный Себе”, на пути в Дамаск чудесным образом
призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил
ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: “Я
Иисус, которого ты гонишь”. Приведенный под руки в Дамаск,
ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент
погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником
прежде гонимого учения.
С 45 по
51 год продолжается первое миссионерское путешествие Павла. Апостолы прошли
весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула
Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия
Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах:
Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял
участие в Апостольском соборе в Иерусалиме. Вернувшись в Антиохию, апостол
Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала
он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в
Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. Второе путешествие
длилось с 51 по 54 год. После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел
предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.). В Иерусалиме из-за
возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу
римскими властями и оказался в заточении. Это случилось в 59 году, а два года
спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим
на суд кесаря.
Дальнейшая
судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он
оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64
году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты
своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова
путешествовал на Восток.
После
возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до
смерти. После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский
гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования
Нерона.
Апостол
Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского
учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности,
отличаются большой самобытностью.
Продолжением
праздника Петра и Павла является Собор двенадцати апостолов, отмечаемый в
Русской православной церкви 13 июля.
http://apnews.ru/news-5-2737.html