28.06.2008
«Покайтесь, епископ!»
Вчера
Архиерейский cобор Русской
православной церкви (он прошел на этой неделе в Москве, в храме Христа
Спасителя) решил лишить сана епископа Анадырского и
Чукотского Диомида, затеявшего новую смуту в РПЦ.
Епископ Диомид вызвал возмущение священнослужителей после того, как
начал призывать к восстановлению в России монархии, к отказу от диалога
православных с «богоборческим государством» и другими конфессиями.
Священник также настаивал на отказе от современных паспортов и мобильных
телефонов. Все это, по его мнению, вредно для христианина, так как «идет от
лукавого».
Однако
архиереи, съехавшиеся на Собор, посчитали, что призывы Диомида
идут вразрез с волей священноначалия и дурно влияют на простых верующих.
Теперь, если епископ не покается и не прекратит раскольничество, решение Собора
вступит в силу.
Ольга ВАНДЫШЕВА
http://penza.kp.ru/daily/24121/343239/
Определение Архиерейского
Собора о деятельности епископа Анадырского и
Чукотского Диомида,
Освященный
Архиерейский Собор, движимый заботой о верных чадах Русской Православной Церкви
и заботой о свидетельстве миру об Истине Христовой,
внимательно рассмотрел деятельность Преосвященного епископа Анадырского
и Чукотского Диомида.
Начиная
с января 2007 года, от имени Преосвященного Диомида
стали распространяться публичные обращения, которые нарушили мир в Церкви,
смутили верующих, явившись для них соблазном, а также вызвали недоумения у внешних.
Преосвященный
епископ Диомид отсутствовал на Архиерейском Соборе
без уважительной причины. Его ссылка на болезнь не была подтверждена
официальным медицинским заключением. В то же самое время публичные деяния
Преосвященного в преддверии Собора, включая проведение им епархиального
собрания, свидетельствуют о физической способности его приезда в Москву.
Не имея
возможности выслушать собрата лично, Собор, тем не менее, счел необходимым высказать
свое суждение в связи с его деятельностью. Собор ознакомился с письменными
обращениями епископа Диомида, а также со
свидетельством церковных представителей, вступавших с ним в диалог. Особое
внимание было уделено богословско-каноническому анализу, предоставленному
Синодальной богословской комиссией, а также посланию Духовного собора
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, увещевательному письму Преосвященного епископа Сергиево-Посадского Феогноста, комментариям преподавателей
Московской Духовной академии и оценкам многих других членов Церкви.
По исследовании всех документов, свидетельств и обстоятельств
дела самую тяжкую вину Преосвященного епископа Диомида
Освященный Собор усматривает в том, что своими обращениями и заявлениями он
культивирует дух раскола в Церкви, разрушая ее единство, заповеданное Самим Господом (Ин. 17, 21). Нам особенно больно об этом
свидетельствовать после восстановления единства внутри Поместной Русской
Православной Церкви 17 мая 2007 года. Именно в это время враг рода
человеческого, недовольный вновь обретенным братским общением, возбуждает дух
разделения.
Отдельные
утверждения и выражения, присутствующие в обращениях епископа Диомида, ведут к конфронтации Церкви с государством и
обществом. Некоторые высказывания претендуют на исключительную правоту
воззрения автора по поводу тех вопросов, в отношении которых в Церкви всегда
допускалось разномыслие, - в частности, по вопросам, затрагивающим политическое
устройство общества. В результате делается попытка отожествить Святое Православие
с определенным политическим выбором.
Высказывая
свои мнения по актуальным проблемам церковной жизни, которые сами по себе
заслуживают обсуждения, епископ Диомид делает это не
в духе братской любви, а в форме грубых обличений своих собратьев. Угрожая
расколом Церкви, автор обращений вынуждает принять его точку зрения, а не
проявляет заботу о соборном выявлении истины, основанной на Священном Писании и
Священном Предании Святой Церкви.
Адресовав
свои обращения ко всей Церковной Полноте, Преосвященный Диомид
превысил канонические права епархиального архиерея и проявил посягательство на
те полномочия, которые в Русской Православной Церкви принадлежат Архиерейскому
Собору, Священному Синоду и Святейшему Патриарху. Поступая
таким образом, епископ Диомид нарушил 34 правило
Святых Апостолов и действующий Устав Русской Православной Церкви (X.15).
В
обращениях Преосвященного Диомида Собор нашел много
примеров клеветы, дезинформации и прямой лжи относительно действий Предстоятеля Церкви и отдельных архипастырей.
Охранение
чистоты Святого Православия не может совершаться с помощью вышепоименованных
поступков. Ибо, как говорит Господь Иисус Христос, "по плодам их узнаете
их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?" (Мф. 7, 16). Волнующие совесть вопросы необходимо ставить в
установленном порядке на Архиерейском Соборе, перед Священным Синодом,
Святейшим Патриархом. Иерарху, вступающему в дискуссию со своими собратьями,
необходимо соблюдать смирение, уважение и братскую любовь, не пытаясь заранее
предопределять решений Церковной Полноты по тому или иному вопросу. Епископ Диомид несет полную ответсвенность за соблазн некоторых членов Церкви,
приведший их к конфронтации со Священноначалием и настоящим Освященным
Архиерейским Собором, и признан виновным за раскол, нестроения и развал
пастырской деятельности во вверенной ему епархии.
Мы
молимся о примирении душ и водворении единомыслия в Анадырско-Чукотской
епархии, призываем ко всеобщей молитве о сохранении
единства нашей Матери-Церкви.
В то же
самое время, осознавая ответственность перед Богом, Собор считает необходимым
действовать твердо, чтобы не допустить разрастания раскольнического духа.
В виду
серьезности проступков Преосвященного епископа Диомида
и группы клириков Собор постановляет:
1.
Решительно осудить деятельность Преосвященного епископа Анадырского
и Чукотского Диомида, содержащую в себе нарушение
канонических норм (34 Апостолького правила, 6 правила
II Вселенского Собора, 13,14 и 15 правил Двукратного собора, 9 правила Антиохийского собора) и вносящую соблазн в церковную жизнь.
2. За
совершение канонических преступлений, выразившихся в клевете и лжи в адрес
Священноначалия, за возбуждение раскольнических настроений и действий епископ Диомид извергается из священного сана.
3. Желая
содействовать исправлению и духовному исцелению собрата, Собор призывает
епископа Диомида к немедленному прекращению
деятельности, соблазняющей чад Церкви и провоцирующей раскол, и к принесению
покаяния за содеянное перед всей Церковной Полнотой в
лице Священного Синода на его ближайшем заседании.
4.
Священному Синоду в случае раскаяния епископа Диомида
иметь суждение о его дальнейшем служении.
5.
Решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступает в силу в случае его отказа выполнить указания,
содержащиеся в пункте 3 настоящего определения.
6. За
уклонение в раскол игумена Илию (Емпулева) лишить
священного сана. Протоиерея Владимира Мордвова, иерея Иоанна Балицкого, иеромонаха
Антония (Шляхова) запретить в священнослужении
впредь до раскаяния.
ИНТЕРФАКС-РЕЛИГИЯ
27 июня 2008 г.