Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛЕ МИР, В ЧЕЛОВЕКАХ БЛАГОВОЛЕНИЕ.Лк.2:14 26.04.24
Великий Пост и потребительское общество

Великий Пост и потребительское общество.

 

Для христианского общества, как на Востоке, так и на Западе, период Великого поста – семь недель перед Пасхой – традиционно считается высшей точкой церковного года. Это каirosвремя решений и новых возможностей, специально отделенный отрезок времени. Но специально отделенный для чего? Как мы должны в современном потребительском обществе понимать цель Великого поста, или Великой четыредесятницы, как мы называем этот пост в православии? И какое отношение имеет Великий пост к экологическому кризису, с которым мы сегодня сталкиваемся?

 

Епископ Диоклетийский Каллист

 

В О З Д У Ш Н Ы Е   З М Е И

 

Раньше в Греции первый день Великого поста всегда отмечали как самый ранний уличный праздник в году. Семьи выезжали на природу, лазали по горам, пускали воздушных змеев. Здесь мы имеем образ начала Великого поста, который можно сравнить с западными обрядами Пепельной среды.

Безусловно, эти дни – очень разные по смыслу. Посыпание головы пеплом, его следы на лбу и все, что это действие символизирует – память смертную и раскаяние, – бесспорно, является одним из основных значений Великого поста. Но не на этом заостряет внимание Православная Церковь с наступлением поста. Напротив,

 нас учат ассоциировать Великий, пост со свежим воздухом, с ветром, гуляющим по холмам, с приходом весны. Великий пост – это время воздушных змеев, время приключений, поисков, новых надежд и начинаний.

...В этой связи, очевидно, не случайно, что период Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни становятся короче, и не посреди зимы, когда деревья стоят голые, и вода в прудах замерзла, а весной, когда трескается лед и повсюду новая жизнь. На самом деле изначальным смыслом английского слова «lent» было именно весеннее время, как мы можем увидеть из слов средневекового английского стихотворения:

Весна пришла с любовью к миру,

с цветением и пением птиц.

Может показаться странным думать о Великом посте как о времени любви, но вполне возможно, это одно из его значений. Связь между Великим постом и весенним временем также очевидна и в православных богослужебных текстах:

 

…Наступило весеннее время поста,

Начал распускаться цветок покаяния

 

Покаяние – menatonia, «изменение ума» – это не только пепел, но распускающийся цветок. Именно в таком контексте должно рассматривать Великий пост: он связан с воздушными змеями и началом весны. Он также связан со свободой. Поразительно, что один из великих праздников церковного года, Благовещение, приходится почти на середину Великого поста. Именно в этот праздник мы празднуем свободу выбора, которой воспользовалась Пресвятая Дева Мария. Когда архангел Гавриил возвестил Марии о Божественном намерении, он стал ждать ее ответа: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Ответ Марии не был заранее предрешен, она могла отказаться. Пресвятая Троица уважает нашу человеческую свободу. Как говорится в послании к Диогнету, восходящему ко второму веку, «Бог убеждает, он не принуждает, ибо Богу не свойственно принуждение».

Именно так и было с Пресвятой Девой: Бог не стал человеком, не получив сперва добровольного согласия у той, которая должна была стать Его матерью. Ее добровольное согласие было необходимым условием. «Мы соработники (synergoi) у Бога», – говорит св. апостол Павел (1 Кор. 3, 9), и это в самую первую очередь относится к Деве Марии. Во время Благовещения она была synergos, соработницей Бога — не просто послушным орудием, но активной участницей тайны.

Здесь, таким образом, лежит другой ключ к пониманию Великого поста. Будучи одновременно периодом поисков, духовной весной, он также связан с нашим умением пользоваться свободой выбора. Великий пост – это время, когда мы учимся быть свободными. Ибо свободе, так же как и непосредственности, нужно учиться. Если вы меня спросите: «Ты умеешь играть на скрипке?», и я отвечу: «Не знаю, я никогда не пробовал», то, вероятно, вы почувствуете, что мой ответ немного странен. Я не могу свободно исполнять на скрипке сонаты Баха, если только до этого я не научился игре на скрипке посредством длительных и напряженных занятий.

На нравственном уровне то же самое необходимо для научения свободе. Как человек, созданный по образу Божию, я не буду полностью свободен, пока не научусь пользоваться своей свободой, и этот процесс обучения предполагает послушание, дисциплину и самоотречение. Свобода – это не только дар, это задача. Это то, что в русской духовной традиции называется подвигом. Как верно замечает Николай Бердяев: «Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя». Но это также привилегия и радость.

Великий пост не ограничивается лишь едой и питьем. Давайте попытаемся расширить наше понимание Великого поста, принимая во внимание, во-первых, повеление из Ветхого Завета, во-вторых, то, как зарождался Великий пост в древней Церкви, и, в-третьих, особую и насущную важность поста в современном мире. Тогда мы увидим, что Великий пост связан, во-первых, с приношением мира Богу в благодарении, во-вторых, с принятием Крещения и миссионерским свидетельством Церкви; и, в-третьих, с Нашим отношением к людям и вещественному миру. Если бы мы захотели тремя словами суммировать значение Великого поста, то этими словами могли бы быть: жертва, обучение и общение.   (Далее…)

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг