Великий Пост и
потребительское общество.
Для христианского общества, как на Востоке, так и на Западе, период Великого поста – семь недель
перед Пасхой – традиционно считается высшей точкой церковного года. Это каiros
– время решений и новых возможностей, специально отделенный отрезок
времени. Но специально отделенный для чего? Как мы должны в современном потребительском обществе понимать цель Великого поста, или Великой четыредесятницы, как мы называем этот пост в православии? И какое отношение имеет Великий пост к
экологическому кризису, с которым мы сегодня сталкиваемся?
Епископ Диоклетийский Каллист
В
О З Д У Ш Н Ы Е
З М Е И
Раньше в Греции первый день Великого поста всегда отмечали как самый ранний
уличный праздник в году. Семьи выезжали на природу, лазали по горам, пускали воздушных
змеев. Здесь мы имеем образ начала Великого поста, который можно сравнить
с западными
обрядами Пепельной среды.
Безусловно, эти дни – очень разные по смыслу. Посыпание головы пеплом,
его следы на лбу и все, что
это действие символизирует – память
смертную и раскаяние, – бесспорно,
является одним из основных значений Великого поста. Но не на этом заостряет внимание
Православная Церковь с наступлением поста. Напротив,
нас учат ассоциировать Великий,
пост со свежим воздухом, с ветром, гуляющим по холмам, с приходом весны.
Великий пост – это время
воздушных змеев, время приключений, поисков,
новых надежд и начинаний.
...В этой связи,
очевидно, не случайно, что период Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни
становятся короче, и не посреди зимы, когда деревья стоят голые, и вода
в прудах замерзла, а весной, когда трескается лед и повсюду новая жизнь.
На самом деле изначальным смыслом английского слова «lent» было именно весеннее время, как мы можем увидеть из слов
средневекового английского стихотворения:
Весна пришла с любовью к миру,
с цветением и пением
птиц.
Может показаться странным думать о Великом посте как о времени любви, но
вполне возможно, это одно из его значений. Связь между Великим постом и весенним временем
также очевидна
и в православных богослужебных текстах:
…Наступило весеннее
время поста,
Начал распускаться цветок покаяния
Покаяние – menatonia, «изменение ума» – это не только пепел, но
распускающийся цветок. Именно в таком контексте должно рассматривать Великий пост: он связан с
воздушными змеями и началом весны. Он также связан со свободой. Поразительно, что один из
великих праздников церковного года, Благовещение, приходится почти на середину Великого
поста. Именно в этот праздник мы празднуем свободу выбора, которой воспользовалась
Пресвятая Дева Мария. Когда архангел
Гавриил возвестил Марии о
Божественном намерении, он стал ждать
ее ответа: «Се раба Господня; да
будет мне по слову твоему» (Лк. 1,
38). Ответ Марии не был заранее предрешен,
она могла отказаться. Пресвятая
Троица уважает нашу человеческую
свободу. Как говорится в послании к Диогнету, восходящему
ко второму веку, «Бог убеждает, он не
принуждает, ибо Богу не свойственно принуждение».
Именно так и было с Пресвятой Девой: Бог не стал человеком, не получив сперва
добровольного согласия у
той, которая должна была стать Его матерью.
Ее добровольное согласие было необходимым
условием. «Мы соработники (synergoi) у Бога», – говорит св. апостол
Павел (1 Кор. 3, 9), и это в самую первую очередь относится к Деве
Марии. Во время Благовещения она была synergos, соработницей Бога — не просто послушным орудием, но активной участницей
тайны.
Здесь, таким образом,
лежит другой
ключ к пониманию Великого поста. Будучи одновременно периодом поисков,
духовной весной,
он также связан с нашим умением
пользоваться
свободой выбора. Великий пост – это время, когда мы учимся быть свободными. Ибо
свободе, так же как и непосредственности,
нужно учиться. Если вы меня
спросите: «Ты умеешь играть на
скрипке?», и я отвечу: «Не знаю, я
никогда не пробовал», то, вероятно,
вы почувствуете, что мой ответ немного странен. Я не могу свободно исполнять на скрипке сонаты Баха, если только до этого я не научился игре на
скрипке посредством длительных и напряженных занятий.
На нравственном уровне то же самое необходимо для научения свободе. Как человек, созданный
по образу Божию, я не буду полностью свободен,
пока не научусь пользоваться своей свободой, и этот процесс обучения предполагает послушание, дисциплину и
самоотречение. Свобода – это не
только дар, это задача. Это то, что
в русской духовной традиции называется подвигом. Как верно замечает Николай Бердяев:
«Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода
трудна, она есть тяжелое бремя». Но это также привилегия и радость.
Великий пост не ограничивается лишь едой и питьем. Давайте попытаемся расширить
наше понимание Великого поста, принимая во внимание, во-первых, повеление из
Ветхого Завета, во-вторых, то, как зарождался Великий пост в древней Церкви, и, в-третьих, особую и насущную важность поста в
современном мире. Тогда мы увидим, что Великий пост связан, во-первых, с приношением мира Богу в благодарении,
во-вторых, с принятием Крещения и
миссионерским свидетельством Церкви; и, в-третьих, с Нашим отношением к людям и вещественному миру. Если бы мы захотели тремя словами суммировать значение
Великого поста, то этими словами
могли бы быть: жертва, обучение и общение. (Далее…)