О Б У Ч Е Н И Е
Переходя от времен Ветхого Завета к древней Церкви, мы можем
спросить: как появился Великий пост?
Каковы были его изначальная цель и
значение? Великий пост, как мы его
знаем, тесно связан с Таинством крещения.
Крещенское погружение, как учит св. ап. Павел, означает, что мы «сообразни»,
или соединяемся со Христом в Его смерти и
погребении, и посему соединяемся с Ним в Его
Воскресении (Рим. 6,3–5). Поэтому в
Церкви в первые века главным моментом
в году, когда совершалось крещение,
была Пасхальная ночь, во время которой Церковь праздновала погребение и Воскресение Спасителя. Крещение не было узко семейным событием, как часто в наши дни, но было общим празднованием, в котором участвовала вся община.
В
современной православной практике вечерняя
часть древнего Пасхального
богослужения перешла на утро Великой субботы, и вместо нее в Пасхальную ночь
теперь совершается иная вечерняя
служба. Утренняя служба в Великую
субботу – Вечерня и следующая за ней
Литургия св. Василия Великого – все еще носит видимый крещенский характер. Читаются пятнадцать ветхозаветных паримий, и по крайней мере
четыре из них символично указывают на крещение (паримии 4,6, Ни 15).
В древней Церкви во время этих паримий на
Пасхальной заутрене епископ и священнослужители шли в баптистерий с оглашенными и их восприемниками, где оглашенных погружали в купель и миропомазывали. Затем, по окончании паримий новокрещенные, одетые в белые одежды и с зажженными свечами в руках, возвращались с процессией в храм вместе со своими восприемниками и священнослужителями, и все
присутствующие начинали петь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.
Аллилуиа!» (см. Гал.
3, 27).
Этот же прокимен поется сейчас в Великую
субботу на месте Трисвятого. Следующие
за ним Послание и Евангелие, которые читаются сейчас, явно указывают на крещение.
Послание (Рим. 6, 3–11) говорит о
крещении как о смерти и воскресении во Христе, в то время как Евангелие (Мф. 28, 19) оканчивается повелением Господа
проповедовать, идти и обращать все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св. Духа (Мф. 28,19).
Итак, Великий пост в Восточной и Западной христианской традиции
непосредственно связан с периодом последнего приготовления, который приводил к этому великому
празднеству крещения в Пасхальную ночь. В четвертом веке во многих местах оглашенные (те,
которые получали наставления к крещению) проходили время интенсивной подготовки, со строгим
постом, бдениями и молением, с заклинательными молитвами и ежедневными проповедями в течение сорока дней перед
своим введением на Пасху.
В большинстве случаев наставления перед крещением должны
были начинаться за месяцы или даже
годы до того. Во время
заключительных недель все повторялось, и заново расставлялись акценты.
В Иерусалиме в IV веке в течение всех сорока дней
оглашенные должны были
ежедневно приходить в церковь часа на три. Многие ли. из нынешних людей, готовящихся
к крещению, согласились бы
придерживаться такой строгой
дисциплины? В первые века в древней Церкви внутри всей христианской
общины присутствовало живое сознание
взаимной солидарности в такой мере,
какую большинство из нас не может себе вообразить. Верующие ощущали не теоретически, а с острой непосредственностью, что они вместе были членами единого Тела, и что радости и страдания каждого были радостями и страданиями всех (см. 1 Кор.
12,26). И те, кто уже были
крещены, ощущали себя непосредственно
погруженными в то, чем занимались
оглашенные. Они тоже
хотели принять участие в подготовке оглашенных, чтобы с
наступлением Пасхальной ночи они
могли бы обновить свои крещальные обеты в единстве с новопросвещенными.
Таким образом, вся община стала все более и более участвовать в
сорокадневном посте, бдениях,
молитве и наставлениях, которые проходили
оглашенные. Эти сорок предпасхальных дней каждый год становились решающим
событием в личном опыте каждого
христианина, общим событием, временем духовного обучения для всей общины в целом.
В итоге получилось, что первоначально однонедельный пост перед
Пасхой, соблюдаемый многими
христианами во втором и третьем
веках, развился в четвертом и
последующих веках в сорокадневный Великий пост, как мы его сегодня знаем. Итак, Великий
пост имеет глубоко крещенскую направленность, которую мы часто не замечаем и к которой мы должны возвратиться. Великий пост – это наша сегодняшняя возможность вновь задуматься над центральным положением крещения в нашей христианской жизни, это зов каждому из нас обновить наши крещальные обеты. Во время Великой четыредесятницы мы
обязаны напоминать себе об истине, заявленной
Владимиром Лосским: «Крещенская благодать – присутствие
в нас Святого Духа, от нас неотъемлемое и для каждого из нас личное – есть основа всякой христианской жизни».
Таков смысл Великого поста. По словам св. Марка Монаха, который писал около
пятого века: «Как бы человек не преуспел в вере, каких бы
великих благ он, не достиг... он никогда не обретает, и не сможет обрести,
чего-то большего,
чем то, что он уже таинственным образом получил через крещение...
Христос, будучи совершенным и абсолютном Богом, даровал крещаемому совершенную и абсолютную благодать Духа. Мы же со
своей стороны никоим образом не можем ничего прибавить к этой благодати, но она
проявляется и свидетельствует
о себе все более и более по мере нашего усердия
в исполнении заповедей... Все, что бы мы не приносили Ему после нашего обновления, было сокрыто в нас и изначально от Него произошло».
Вспоминая происхождение Великого поста в древней Церкви, мы постепенно
приходим к осознанию того, что Великий пост не просто праздник десятин, когда мы
приносим наше время Богу, но это так же новое погружение в водах крещения, когда мы вновь
становимся верными Христу Крестителю. Это призыв вновь подтвердить, не только словами, но и делами, нашу укорененность в крещении
как в основе всей христианской жизни, это период самопознания, во время
которого мы начинаем остро ощущать живое присутствие Христа и Святого Духа, живущее в
наших сердцах «тайно» и «мистически» с
момента крещения.
Великий пост –
это время, когда мы должны задать себе вопрос Св. ап. Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.
3, 16). Великий пост – это время,
когда каждый из нас должен стать тем, что
мы есть, носителями Божественной благодати крещения.
В то же время
Великий пост – это нечто большее. Помимо обновления своих собственных крещальных обетов, нужно
спросить себя: «Что я лично
делаю, чтобы привести других к вере и крещению
во Христе?» Сегодня в большинстве
наших церквей нет организованных институтов оглашения. Почему это так? Почему в наших православных общинах так
мало оглашенных? Где они? Находим ли
мы живой миссионерский энтузиазм в
современной Православной Церкви? (Когда я говорю о миссионерской деятельности, я, конечно, имею в виду не прозелитизм среди других
христиан, но обращение неверующих.)
Более того, являемся ли мы священнослужителями или мирянами, каждый из
нас обязан считать
проповедование Евангелия своей прямой обязанностью. Что я лично делаю для проповеди Евангелия «всем народам»?
На литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в будние дни Великого
поста – богослужения, наполненного крещальными темами, во время чтения паримий
выходит священник с
зажженной свечой в руке и говорит: «Свет Христов просвещает всех». Каждый из нас должен спросить себя: «Что я сделал со
времени прошлой Пасхи, чтобы сообщить этот
свет другим?»
Итак, Великий
пост связан с крещением и проповедью. Он означает обновление нашего крещения, оживление возрожденной преданности к проповеди.
Это значит
сказать и: «Кто я?», и «Вот я».
Вспоминая наше призвание как крещенных христиан, мы
спрашиваем себя «Кто я?». И отвечая
на Христово повеление проповедовать,
мы вместе с пророком Исайей заявляем
«Вот я» (Ис. 6,8).
(Далее…)