С 10 по 23
октября 2009 года, по благословлению преосвященнейшего
ВЕНИАМИНА епископа Люберецкого, в Пензенскую и Кузнецкую епархию прибывают
православные святыни – «Риза Пресвятой Богородицы» и мощи преподобного Пимена Угрешского чудотворца.
Расписание нахождения святынь в храмах Пензенской Епархии.
Риза Богородицы
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Положение Ризы Богоматери
(икона мастерской Дионисия, ок. 1485
года, ГТГ)
Риза Богородицы — почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование — «Положение
честно́й Ризы Пресвятой
Богородицы во Влахерне» (Ризоположение),
совершаемое 2 июля (по юлианскому календарю).
Происхождение реликвии
Согласно преданию, риза Богородицы была обретена двумя
византийскими аристократами, родными братьями Галвином
и Кандидом, которые в царствование императора Льва I (457—474
годы) совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег
в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со
множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с
чем связано такое почитание этого места они услышали
следующую историю:
Здесь мною хранится риза родившей
Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась
от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц
— вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная
риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все
дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего
рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой
Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство
своё.
— «Сказание о положении честной
ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской
церкви»
|
Деталь иконы «Положение ризы
Богоматери, с избранными святыми на полях» (середина XVI
века)
Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья
измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый
покров на него. На обратном пути в Назарете они
подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь.
Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили
её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили
их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому
патриарху. После чего, в 458
году, Риза была положена во храме Божией Матери,
построенном на берегу Влахернского залива (Влахернская церковь).
В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положение Ризы
Пресвятой Богородицы во Влахерне».
Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы, вскрытой по решению Шестого вселенского собора. Это
обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей
два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.
О нахождении Ризы Богородицы в Влахерне
свидетельствует русский паломник XIV
века Стефан
Новгородец:
…пошли мы во Влахерну,
в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров,
который на голове ее был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в
ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже еще крепче бережется:
приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно.[4]
— «Хождение Стефана Новгородца»
|
О своём поклонении в 1387
году Ризе пишет и митрополит Киевский и всея Руси Пимен, сообщая, что он в
день положения Ризы Богоматери был во Влахерне и
целовал там раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы.
После пожара 1434
года, уничтожившего Влахернскую церковь,
местонахождение Ризы теряется. Известно о нахождении её частиц в разных местах:
в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской
базилике Рима и ряде других мест.
Чудеса,
связанные с реликвией
Чудесное спасение Константинополя
при помощи Ризы Богоматери
(фреска из церкви Ризоположения
в Московском Кремле, 1644
год)
Наиболее известным чудом, связанным с Ризой Богородицы,
является легендарное спасение Константинополя в 860
году от набега русов. Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми
патриарх Фотий
обратился к жителям Константинополя во время его осады русами
и вскоре после их отступления. Вторая гомилия
предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы
покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападавшие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о
причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они
не взяли Константинополь:
Ибо как только облачение Девы обошло
стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены
от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным
оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…
— Вторая гомилия
Фотия «На нашествие росов»
|
Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев
Грамматик и Феодосий
Мелитенский, сообщают, что император Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва
пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к
Богу, погрузил Ризу Богородицы в море. Внезапно поднялась сильная буря и
разметала суда русов, после чего те бежали. Эту
легенду повторяют еще более поздние «Брюссельская
хроника» и «Повесть временных лет».
По церковному преданию, в память об
этом событии был написан первый акафист Богородицы, который был впервые прочтён ночью в Влахернском храме после чудесного избавления города от
неприятельского флота.[6]
Данный акафист стал частью службы Акафистной Субботы — праздника и чинопоследования
Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста. Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом
Студитом.
Почитание в
России
Церковь Ризоположения
в Московском Кремле
Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV
веке. Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским
в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией
московских великих князей. В честь праздника Ризоположения
было простроена множество церквей и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения
(в Московском Кремле)). Другая часть Ризы в XVII
веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына.
После изъятия церковных
ценностей советской властью реликвия попала в музеи Московского Кремля. В 2008
году президентом России Дмитрием Медведевым часть Ризы
Богородицы в числе прочих реликвий была передана Московской
патриархии.
Церковь во имя преподобного Пимена Угрешского
Церковь во имя
преподобного Пимена Угрешского построена в 2002 г. на территории Николо-Угрешского монастыря. Монастырь находится в г. Дзержинский Московской области.
Это каменный
одноглавый храм, стилизующий формы XII в., выстроен на месте монастырского
братского кладбища, которое в 1925
г. при упразднении обители, было закрыто. Храм сооружен
на месте старой разрушенной часовни над могилой преподобного.
Церковь
построена в основном на средства ГУИН Министрества
юстиции РФ в память погибших сотрудников.
Смотрится она очень
изящно и органично.
30 августа - день
памяти (преставления) Преподобного Пимена
Угрешского - настоятеля и архитектора
Николо-Угрешского монастыря.
Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников)
родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Достигнув семнадцатилетнего
возраста, Петр окончательно утвердился в мысли отказаться от мира.
Вместе с игуменом Иларием он приезжает в Николо-Угрешский монастырь, который к середине XIX века
приходит в полный упадок: постройки обветшали, а братия монастыря состоит всего
из нескольких человек. По поручению отца Илария
Петр занимается восстановлением, перестройкой церквей монастыря и его подворья
в Москве.
26 марта 1838 года он принял постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском
монастыре. 16 октября 1853 стараниями отца Пимена при поддержке Митрополита
Московского Филарета, Николо-Угрешский монастырь был
преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан
игумена и назначен настоятелем обители.
24 августа 1858 за выдающиеся заслуги по устроению монастыря Митрополит
Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. Трудами отца
Пимена было выстроено в монастыре пять церквей и устроен скит. В 1869 году
архимандрит Пимен был назначем благочинным
общежительных монастырей Московской епархии.
В Акафисте преподобному Пимену Угрешскому он назван обители Угрешския
возобновителем
Праведная кончина
архимандрита Пимена последовала 17 августа 1880 года.
(Источник - http://www.ugresh.ru/vera/istoria.htm,
фото - http://www.proza.ru/2008/10/05/397)
Из книги Бориса Шеватова "У Николы на Угреше":
Свой приют он нашел на братском кладбще,
которое в 1925 г.
при упразднении обители, было закрыто, часовня над его могилой разрушена.
В мае 2000 г.
Пимен причислен к лику местночтимых святых. В
монастыре хранятся мощи Преподобного. А на месте
старой часовни уже в наши дни поднялась изящная церковь в память Угрешского преподобного.
http://www.liveinternet.ru/community/893123/post109298673/
Расписание
нахождения святынь:
«Ризы
Пресвятой Богородицы»
и
мощей преподобного Пимена Угрешского чудотворца
в
храмах Пензенской Епархии
Расписание
архиерейских служб 10 – 23.10.2009
г.
СБ 10 октября
2009г. 8-30 – храм Св. блгв. кн. Александра Невского
(при Артиллерийском институте). Божественную Литургию совершает преосвященный епископ Вениамин Люберецкий.
17-00 – Успенский
кафедральный собор г. Пензы. Всенощное бдение
совершает епископ Вениамин Люберецкий
ВС 11 октября 2009г. – 9-00 – Божественную
Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий в
Михайло-Архангельском соборе г. Сердобска.
ВС 11 октября 2009г. – ВТ 13 октября 2009г. до 15-30 – нахождение святынь
в Успенском кафедральном соборе г. Пензы
ВТ 13
октября 2009г. с 16-00
– СБ 17 октября
2009г. до
14-00 – нахождение святынь в храме Св. первоверховных апостолов Петра и Павла г. Пензы.
ВТ 13 октября 2009г. – Покровский архиерейский собор. Всенощное бдение
совершает епископ Вениамин Люберецкий
СР 14 октября 2009г. – Покров Пресвятой
Богородицы. Христорождественский храм в р.ц. Земетчино. Божественную
Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий
ПТ 16 октября – Божественную
Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий в честь иконы Трубчевской Божией Матери в Троице-Скановом
женском монастыре в с. Сканово Наровчатского
района.
СБ 17 октября 2009 г.в
9-00 – Божественную Литургию совершает епископ Вениамин
Люберецкий в храме Св. первоверховных
апостолов Петра и Павла г. Пензы.
СБ 17 октября 2009г.
с 16-00 – ПН 19 октября 2009г. – нахождение
святынь в Вознесенском кафедральном соборе г. Кузнецка.
СБ 17 октября 2009 г. –
Всенощное бдение совершает епископ Вениамин Люберецкий
ВС 18 октября –
Божественную Литургию совершает епископ Вениамин
Люберецкий
Вт 20 октября 2009г. с 8-00 – нахождение святынь в
Вознесенском храме г. Спасска. Божественную Литургию совершает епископ Вениамин
Люберецкий
СР 21 октября 2009г. с 8-00 – нахождение святынь в
Успенском храме г. Нижний Ломов. Божественную Литургию совершает
епископ Вениамин Люберецкий
СР
21 октября 2009г. с 17-00 – ЧТ 22 октября
2009г. до 14-30 – нахождение святынь в Воскресенском
молитвенном доме г. Заречный
ЧТ 22 октября
2009г. с 8-00
– г. Заречный. Божественную Литургию совершает епископ Вениамин
Люберецкий
ЧТ 22 октября 2009г. перемещение святынь в Успенский кафедральный собор
г. Пензы
ЧТ 22 октября 2009г. 15-00 – Малая вечерня с чтением акафиста св.
Иннокентию Пензенскому и Саратовкому в Успенском
кафедральном соборе г. Пензы
ЧТ 22 октября 2009г. – 17-00 – Всенощное бдение совершает
епископ Вениамин Люберецкий в честь св. Иннокентия
Пензенского и Саратовского в Успенском кафедральном соборе г. Пензы
ПТ 23 октября 2009 г. – 9-30 – Божественную
Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий в честь св.
Иннокентия Пензенского и Саратовского в Успенском кафедральном соборе г. Пензы
ПТ 23 октября 2009г. – отбытие святынь.
Редакционно-издательский отдел
Пензенского Епархиального Управления