Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 23.04.24
Риза Богородицы

С 10 по 23 октября 2009 года, по благословлению преосвященнейшего ВЕНИАМИНА епископа Люберецкого, в Пензенскую и Кузнецкую епархию прибывают православные святыни – «Риза Пресвятой Богородицы» и мощи преподобного Пимена Угрешского чудотворца.

Расписание нахождения святынь в храмах Пензенской Епархии.

 

Риза Богородицы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Положение Ризы Богоматери

(икона мастерской Дионисия, ок. 1485 года, ГТГ)

Риза Богородицы — почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование — «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение), совершаемое 2 июля (по юлианскому календарю).

Происхождение реликвии

Согласно преданию, риза Богородицы была обретена двумя византийскими аристократами, родными братьями Галвином и Кандидом, которые в царствование императора Льва I (457474 годы) совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:

Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц — вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё.

— «Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви»

 

 

Деталь иконы «Положение ризы Богоматери, с избранными святыми на полях» (середина XVI века)

Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь.

Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху. После чего, в 458 году, Риза была положена во храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива (Влахернская церковь). В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне».

Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы, вскрытой по решению Шестого вселенского собора. Это обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.

О нахождении Ризы Богородицы в Влахерне свидетельствует русский паломник XIV века Стефан Новгородец:

…пошли мы во Влахерну, в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове ее был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже еще крепче бережется: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно.[4]

— «Хождение Стефана Новгородца»

О своём поклонении в 1387 году Ризе пишет и митрополит Киевский и всея Руси Пимен, сообщая, что он в день положения Ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы.

После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется. Известно о нахождении её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима и ряде других мест.

Чудеса, связанные с реликвией

 

Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери

(фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле, 1644 год)

Наиболее известным чудом, связанным с Ризой Богородицы, является легендарное спасение Константинополя в 860 году от набега русов. Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападавшие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь:

Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…

— Вторая гомилия Фотия «На нашествие росов»

Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский, сообщают, что император Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил Ризу Богородицы в море. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют еще более поздние «Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет».

По церковному преданию, в память об этом событии был написан первый акафист Богородицы, который был впервые прочтён ночью в Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота.[6] Данный акафист стал частью службы Акафистной Субботы — праздника и чинопоследования Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста. Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом Студитом.

Почитание в России

 

Церковь Ризоположения в Московском Кремле

Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке. Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. В честь праздника Ризоположения было простроена множество церквей и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения (в Московском Кремле)). Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына.

После изъятия церковных ценностей советской властью реликвия попала в музеи Московского Кремля. В 2008 году президентом России Дмитрием Медведевым часть Ризы Богородицы в числе прочих реликвий была передана Московской патриархии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B7%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B

 

Церковь во имя преподобного Пимена Угрешского

Церковь во имя преподобного Пимена Угрешского построена в 2002 г. на территории Николо-Угрешского монастыря. Монастырь находится в г. Дзержинский Московской области.

Это каменный одноглавый храм, стилизующий формы XII в., выстроен на месте монастырского братского кладбища, которое в 1925 г. при упразднении обители, было закрыто. Храм сооружен на месте старой разрушенной часовни над могилой преподобного.

Церковь построена в основном на средства ГУИН Министрества юстиции РФ в память погибших сотрудников.

Смотрится она очень изящно и органично.

 

 

30 августа - день памяти (преставления) Преподобного Пимена Угрешского - настоятеля и архитектора Николо-Угрешского монастыря.

 

Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. 
Вместе с игуменом Иларием он приезжает в Николо-Угрешский монастырь, который к середине XIX века приходит в полный упадок: постройки обветшали, а братия монастыря состоит всего из нескольких человек. По поручению отца Илария Петр занимается восстановлением, перестройкой церквей монастыря и его подворья в Москве.
26 марта 1838 года он принял постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском монастыре. 16 октября 1853 стараниями отца Пимена при поддержке Митрополита Московского Филарета, Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители. 
24
августа 1858 за выдающиеся заслуги по устроению монастыря Митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. Трудами отца Пимена было выстроено в монастыре пять церквей и устроен скит. В 1869 году архимандрит Пимен был назначем благочинным общежительных монастырей Московской епархии.

 

В Акафисте преподобному Пимену Угрешскому он назван обители Угрешския возобновителем

 

Праведная кончина архимандрита Пимена последовала 17 августа 1880 года.

(Источник - http://www.ugresh.ru/vera/istoria.htm, фото - http://www.proza.ru/2008/10/05/397)

 

Из книги Бориса Шеватова "У Николы на Угреше": Свой приют он нашел на братском кладбще, которое в 1925 г. при упразднении обители, было закрыто, часовня над его могилой разрушена. В мае 2000 г. Пимен причислен к лику местночтимых святых. В монастыре хранятся мощи Преподобного. А на месте старой часовни уже в наши дни поднялась изящная церковь в память Угрешского преподобного.

http://www.liveinternet.ru/community/893123/post109298673/

 

 

 

Расписание нахождения святынь:

«Ризы Пресвятой Богородицы»

и мощей преподобного Пимена Угрешского чудотворца

в храмах Пензенской Епархии

 

Расписание архиерейских служб 10 – 23.10.2009 г.

 

 

СБ 10 октября 2009г. 8-30 – храм Св. блгв. кн. Александра Невского (при Артиллерийском институте). Божественную Литургию совершает преосвященный епископ Вениамин Люберецкий.

17-00 – Успенский кафедральный собор г. Пензы. Всенощное бдение совершает епископ Вениамин Люберецкий

 

ВС 11 октября 2009г. – 9-00 – Божественную Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий в Михайло-Архангельском соборе г. Сердобска.

ВС 11 октября 2009г.ВТ 13 октября 2009г. до 15-30 – нахождение святынь в Успенском кафедральном соборе г. Пензы

 

ВТ 13 октября 2009г. с 16-00 СБ 17 октября 2009г. до 14-00 – нахождение святынь в храме Св. первоверховных апостолов Петра и Павла г. Пензы.

 

ВТ 13 октября 2009г. – Покровский архиерейский собор. Всенощное бдение совершает епископ Вениамин Люберецкий

СР 14 октября 2009г. – Покров Пресвятой Богородицы. Христорождественский храм в р.ц. Земетчино. Божественную Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий

 

ПТ 16 октября – Божественную Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий в честь иконы Трубчевской Божией Матери в Троице-Скановом женском монастыре в с. Сканово Наровчатского района.

 

СБ 17 октября 2009 г.в 9-00 – Божественную Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий в храме Св. первоверховных апостолов Петра и Павла г. Пензы.

 

СБ 17 октября 2009г. с 16-00 – ПН 19 октября 2009г. – нахождение святынь в Вознесенском кафедральном соборе г. Кузнецка.

СБ 17 октября 2009 г. Всенощное бдение совершает епископ Вениамин Люберецкий

ВС 18 октября Божественную Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий

 

Вт 20 октября 2009г. с 8-00 – нахождение святынь в Вознесенском храме г. Спасска. Божественную Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий

 

СР 21 октября 2009г. с 8-00 – нахождение святынь в Успенском храме г. Нижний Ломов. Божественную Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий

 

СР 21 октября 2009г. с 17-00 ЧТ 22 октября 2009г. до 14-30 – нахождение святынь в Воскресенском молитвенном доме г. Заречный

 

ЧТ  22 октября 2009г. с 8-00 – г. Заречный. Божественную Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий

 

ЧТ 22 октября 2009г. перемещение святынь в Успенский кафедральный собор г. Пензы

 

ЧТ 22 октября 2009г. 15-00 – Малая вечерня с чтением акафиста св. Иннокентию Пензенскому и Саратовкому в Успенском кафедральном соборе г. Пензы

 

ЧТ 22 октября 2009г. – 17-00Всенощное бдение совершает епископ Вениамин Люберецкий в честь св. Иннокентия Пензенского и Саратовского в Успенском кафедральном соборе г. Пензы

 

ПТ 23 октября 2009 г.  9-30 – Божественную Литургию совершает епископ Вениамин Люберецкий в честь св. Иннокентия Пензенского и Саратовского в Успенском кафедральном соборе г. Пензы

 

ПТ 23 октября 2009г. отбытие святынь.

 

Редакционно-издательский отдел

Пензенского Епархиального Управления

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг