Праздником этим
вдохновлены многие стихотворения русских поэтов нового времени. И каких поэтов! Державин, Пушкин, Цветаева, А Б.Пастернак посвятил этому великому
событию, с которого мы ведём наше летоисчисление, стихотворение «Рождественская
звезда»:
... Светало.
Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды
сметал с небосвода.
И только волхвов из
несметного сброда
Впустила Мария в
отверстье скалы.
Он спал, весь
сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную
шубу
Ослиные губы и
ноздри вола.
Стояли в тени, словно
в сумраке хлева,
Шептались, едва
подбирая слова.
Вдруг кто-то в
потёмках, немного налево
От яслей рукой
отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с
порога на Деву,
Как гостья, смотрела
звезда Рождества.
Столетиями рядом с
Рождественскими праздниками складывались у наших предков-славян народные обычаи,
традиции, радовавшие человека от детских лет до конца дней.
В каждом доме
блистала разноцветными огнями ёлка, под которой скрывались подарки для родных и
близких людей. Зелень нашей лесной
красавицы была символом возрождения, обновления жизни. В морозном воздухе
далеко расплывался колокольный звон. Повсюду
в церквях совершалось торжественное богослужение. С особой проникновенностью описал Рождество русский писатель
Иван Шмелёв: «Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежностъ. Само слово это мне
видится голубоватым... Даже в
церковной песне –
Христос рождается –
славите!
Христос с небес -
срящите! –
слышится хруст
морозный.
... В Сочельник, под
Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с мёдом; взвар – из
чернослива, груши... Ставили под образа, на сено. Почему ?..
А будто дар Христу. Ну... будто. Он на сене, в яслях».
Празднование
проходило чинно и благопристойно. В домах и на улице не встретишь ни подгулявшей
компании, ни выпивохи. Радость
и веселье озаряли лица всех. Люди высказывали доброжелательность друг другу,
проявляли милосердие. По обычаю принято было
после ужина в Сочельник разносить часть кутьи бедным людям, старикам, больным, чтобы в их доме тоже наступил
праздник. А на всю ночь на
подоконнике оставляли горящую свечу, которая как будто указывала путь тем, кто оказался в это время без крова над головой: «Заходи к нам, бездомный путник, тебе
найдётся здесь место и еда, чтобы подкрепить свои силы». На стол ставили
даже лишний прибор с угощением – вдруг
кто-нибудь заглянет на огонёк.
Есть и ещё
замечательный рождественский обычай дарить друг другу подарки, особенно детям. Хорошие родители приучают
самих детей быть с малых лет добрыми, душевно
чуткими к людям.
Приятно, что и
сейчас многие обычаи и традиции не забыты: на Рождество деревенские улицы с
самого утра наполняются гомоном ребятишек. Целыми ватагами ходят они по домам
«славить Христа». Но только уже не увидишь у старшего из них бумажной звезды на шесте – символа
Вифлеемской звезды, возвестившей людям о рождении Христа:
Пришло Рождество!
Начинаем торжество!
С нами Звезда идёт,
Молитву поёт…
Рождество Твое,
Христе Боже наш...
За это детей
награждали деньгами, сладостями, пирогами. Повсюду в селениях раньше в
Рождественские дни чествовали Коляду. Молодёжь ходила по улицам, распевала под окнами
или в избе.
Замечательно, с чувством юмора об этом написал в своей повести «Ночь перед
Рождеством» Н.В. Гоголь: «Шумнее раздавались по улицам песни и крики. Часто
между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел
сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и
ревел во всё горло:
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Горсточку кашки,
Кружок колбаски!
Хохот награждал
затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи
высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки
наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. Парубки, зашедши со всех сторон,
окружали толпу
девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой
всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел
вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролёт готовы были
провеселиться». А Рождественские морозы! Снег так звонко скрипит под ногами, Повсюду
слышен звон, морозный и гулкий, точно серебро. Хочется ещё и ещё вчитываться в строки
Шмелёва, рисующие дивную картину Рождества: «Мороз! Снег синий, крепкий,
попискивает тонко-тонко. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух синий, серебрится
пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые виденья. Звёздный
звон, певучий – плывёт, не молкнет; сонный,
звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних – Рождество. Идёшь из церкви. Всё – другое. Снег –
святой. И звёзды – святые, новые, рождественские звёзды. Рождество!»