Вот так начинается эта замечательная
история, больше похожая на добрую волшебную
сказку.
В X столетии христианство было принято на
Руси. Вместе с ним пришли праздники, обряды,
обычаи. Они сливались с древнеславянскими, впитывая в
себя многое от них. Такая судьба
выпала и на долю Рождества, которое слилось с праздником древних славян – святками. До октября 1917 года этот великий
праздник отмечался 25 декабря. Теперь Рождество Христово отмечается после
Нового года – 7 января. Впрочем, некоторые начинают праздновать со «старого Рождества» и заканчивают «старым Новым годом».
Так что «рождественские гуляния» растягиваются на три недели. Поэтому
реальный Новый год оказался в середине. Обычай украшать елку так же
пришел к нам из древней старины. Люди одухотворяли природу, верили, что за
каждым предметом, явлением стоит сверхъестественное
существо – дух. Такие духи обитали и в растениях, и в деревьях. Считалось,
что главным образом духи обитали в вечнозеленых елях,
сохранявших свой зеленый наряд в стужу, в самые лютые морозы. Отсюда и идет
обычай украшать елку. В России он появился
в ХVIII столетии, в
царствование Петра I. Этот красивый обычай очень популярен
и сейчас у христиан. Кого и в наши дни не радует пушистая гостья из леса,
которая входит в дома в дни празднования Нового года?
Дню Рождества предшествует сочельник, с
него и начинаются «рождественские святки», которые продолжаются двенадцать
дней. Это время веселых окрыляющих забот и
забав, наполненных торжественным одухотворением. Человек словно бы и сам обновляется заново, вместе с рождением Божьего
Сына и наступлением Нового года.
Моя бабушка – Анастасия Петровна, жительница
села Скачки, рассказывала мне, что в сочельник ничего не ели до первой звезды
на небе. Вкушали только «сочиво» – рисовый
взвар с медом и пшеничным хлебом. Вечером, пред тем как сесть за стол, моя бабушка со всей семьей выходила
во двор – «глядеть звезды». Высматривали «путеводную», а заодно по приметам
рождественской ночи определяли будущий урожай – главное благополучие в
хозяйстве. Перед трапезой дед, как хозяин дома, брал с руки горшок с кутьей,
трижды обходил с ним вокруг избы.
Возвратившись, несколько ложек выбрасывал на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью «мороз» и
просил его не нападать весной на
посевы.
Кутейный вечер селяне воспринимали как
начало долгого и затейливого праздника.
Женщины нашего села в этот вечер мотали тугие
клубки пряжи, чтобы будущим летом уродились крупные кочаны
капусты. Матери заневестившихся дочерей прислушивались: откуда в кутью лай
собаки, оттуда и свахи будут. И
задумывались, с которого двора? Разговоров хватало на весь вечер.
С утра рождественского дня, после службы
в церкви, начинались «колядования» – малые ребятишки,
парни и девушки, да и взрослые, компаниями
отправлялись по дворам «славить»
Христа.
Мне и самому в
раннем детстве доводилось участвовать в этих торжественных и чинных походах. Мы
переступали порог очередного дома дружной гурьбой и, сдернув шапки, скороговоркой заводили:
Рождество Твое,
Христе Боже наш,
Воссия мирови
свет разума...
Песенка была
короткая, но звучала она искренне и благолепно, и хозяева радушно и
трогательно одаряли нас всех сластями и монетами. То-то радости было!
Звенят колокола...
Большие... Малые.... Звенят колокола. И тянутся люди к
храмам,
чтобы славить рождение Сына Человеческого – Иисуса Христа.
Я вместе с другими
верующими, заполнившими храм, попадаю во власть торжественной обстановки,
которая захватывает, зачаровывает нас. Мы словно видим ярко вспыхнувшую звезду Вифлеемскую, возвестившую миру
о рождении Великого Младенца.
Скоро настанет
святая рождественская ночь. В ее мраке засияют светом Божьим храмы, оживятся снежные тропинки, тысячи
верующих притекут в церкви как бы в пещеру Вифлеемскую, поклониться Святому
алтарю. Загорятся светильники, заструится
фимиам, польются славословия, возрадуются сердца, умилятся лица, тепло, отрадно станет всем, кто с верой и любовью
теснится к яслям Господа – святому престолу, на котором совершится в воспоминание агнца Божия жертва бескровная.
Где нам искать
счастья? Счастье только во Христе, счастье только на пути к Христу, счастье
только в вере во Христа.