Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)
Месторасположение СОСНОВОБОРСКОГО района на карте
Пензенской области
*ВЕРХНЯЯ
ЛИПОВКА Сосновоборского
р-на. В 1958 г.
среди восьми самых почитаемых в области святых родников упоминается источник в Верхней Липовке. По всей видимости, это тот самый родник, на котором во второй
половине XIX – начале XX
в. Явилась икона Божией Матери (судя по всему,
Казанская).
После явления иконы здесь, в лесу, возник Казанский женский скит (монастырь). К
сожалению, эта обитель – одна из самых малоизученных по области. Известно, что
ее последней настоятельницей была игумения Палладия (Пурысева), назначенная на свою должность Палладием, в
1912-1917 гг. епископом Саратовским и Царицынским. В предреволюционных клировых ведомостях храма в Нижней
Липовке значится «приписная Казанская церковь в
местечке «Городок»». Вероятно, эта запись также относится к скиту, еще официально
не учрежденному. Разогнали его, по всей видимости, в 1929 г.
В 1959 г. Сосновоборский
райисполком сообщал: «Ранее существовавшие «святые места» со святой водой» на
территории Нижне-Липовского сельского Совета в
настоящее время не действуют и заброшены, туда никто не ходит». Отмечалось, что
родник находится на месте бывшего монастыря, посещался на девятую пятницу от
Пасхи. В июле 1961 г.
сообщалось: «В районе села Верхняя Липовка около
родника была сооружена тесовая будка. В настоящее время данная будка снесена»
(под «будкой», очевидно, подразумевалась часовня).
Местные жители до сих пор
показывают у лесного кордона место скита и родники. Их облагородили в начале
2000-х гг., по программе «Родники». В разных источниках в качестве ближайшего
населенного пункта к этим местам указываются Верхняя Липовка, Средняя Липовка и Нижняя
Липовка.
Качимское лесничество Сосновоборского р-на, кв.4, выд.1. Попов родник
обустроен лесником А. Н. Мельниковым в 1996 г.
*РУССКИЙ КАЧИМ Сосновоборского р-на. 1) В XVII веке
в лесной глуши, по преданию, жил то ли одинокий инок, то ли
несколько христиан. Главной их святыней была икона святителя Николая Чудотворца. По первой
легенде, отшельник умер, а икона сохранилась
Божиим Промыслом; по другой – поселенцы, опасаясь, как бы часто нападавшие
татары не уничтожили образа, замотали
его в холстину и залили воском. При нападении все они погибли, следующая партия
колонизаторов нашла на поляне только их скелеты (за что поляну прозвали Ребровской).
Вторичное
обретение иконы произошло, по одной версии, при расчистке озерца для строительства
мельницы; по другому преданию, во сне некоему
больному отставному солдату трижды являлся старец и повелевал на болоте в лесу рыть землю, чтобы получить
исцеления от той вещи, которую он
обретет. Солдат нашел икону Николая Чудотворца, которую отнес в приходской храм, и действительно
выздоровел. А на месте
явления иконы, над Никольским источником,
была сооружена каменная часовня, в 1849 г. замененная на деревянную.
В 1896 г.
сообщалось: «При церкви часовня с
иконою свят. и чудотворца
Николая, по преданию явленною».
Сохранилось
предание о том, как в 1830-х годах двоих мальчиков, заблудившихся
в лесу, в течение трех дней кормил и согревал в своей избушке
некий старичок, в котором они признали Николая Чудотворца, каким
он изображен на качимской иконе.
До
революции ежегодно 8 и 9 мая к часовне совершались крестные ходы.
В
1932-33 г.
часовню разобрали на магазин, празднества, совершавшиеся ежегодно на
Николу Вешнего – 21-22 мая – прекратились, но икона осталась цела.
В 2001-2002 г.
восстановили и часовенку. Места вокруг родника (на левой стороне
речки Качимки, почти сразу за мостом) также
облагорожены, стоят столик, скамейки (2004 г.).
2)
С другим источником в окрестностях села, с которого начинается ручей Явлейка,
связано предание о том, как здесь на рубеже ХVII-ХVIII веков
первопоселенцы-мордва нашли явленную икону
Богородицы.
3)
На источнике Илья Великий,
километрах в трех к северо-востоку от села, в середине дола Кувай, или Ильина дола, когда-то нашли образ Илии Пророка.
В 2002 г.
на этом месте соорудили небольшую часовенку и мост, чтобы
удобнее было переходить через дол. По некоторым сведениям, в начале 2000-х гг.
этот источник иссяк.
*САДОМ-ГЛЯДОВКА Сосновоборского р-на.
В селе, недалеко от церкви, есть святой родник, почитаемый уже свыше ста лет. В 1887 г. над ним была построена деревянная
часовня (упоминается в 1890-х – 1910-х гг.).
СОСНОВОБОРСК.
В северо-западной части поселка, по дороге на село Тешнярь и на правом берегу одноименной речки, за домом №120
по ул. Калинина, существует родник Часовня.
Над ним построена бревенчатая Знаменская
часовня с куполком из теса, что для Пензенской области редкость. Вода вытекает в железобетонное кольцо
под навесом, и ниже, довольно сильным напором – в деревянный желоб. На
праздники здесь проходят службы.
Сосновоборский
р-н. Попов Ключ находится в овраге - левом
притоке Тешняря, в районе сёл Сюзюмского,
Козловки и Щукина.
*ТЕШНЯРЬ Сосновоборского р-на. Источник Святого Духа расположен за околицей
села. Над ним сооружена аккуратная дощатая часовня с иконкой в красном
углу и крестом сверху (к 2005 г.).