Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)
Месторасположение ШЕМЫШЕЙСКОГО района на карте Пензенской
области
*АЗРАПИНО Шемышейского р-на. В селе издавна
чтится святой источник. Над ним устроена небольшая деревянная часовенка (к 2006 г.).
*СЕМИКЛЮЧЬЕ Шемышейского р-на. Вряд ли найдется на Пензенской земле
православный, не слышавший об этом святом месте. Оно расположено в
нескольких километрах от Русской Норки, на левом берегу Узы. По преданию,
на рубеже ХVII-ХVIII
веков здесь жили благочестивые монахи, спасаясь в глуши от суеты мира. Во время
очередного набега кочевников семеро из них
были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. Так Семиключъе стало свято. По прошествии времени (возможно, в
середине XVIII
века) на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Нашедшие ее люди трижды
пытались переносить икону в храм соседней Русской
Норки, и трижды она возвращалась на Семиключье. Тогда
здесь поставили часовню, а на девятую пятницу от Пасхи ежегодно совершались
богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи.
В начале 30-х всех их
разогнали, само Семиключье было разорено, власти, чтобы пресечь паломничества, сливали в
воду бензин, хотели построить
санаторий, а в конце 50-х устроили, как и на Салолейке.
пасеку. Но все равно верующие продолжали посещать это место – и в 40-х,
и в 50-х, и позже, а в 1944 г. сельсовет даже
обустроил его.
В
марте 1959 г.
райисполком сообщал, что для пресечения паломничества к Семи
Ключам предполагается занять территорию под пастьбу колхозного стада и устроить
карду с навесом. Однако уже в мае уполномоченный Совета по делам РПЦ С.С. Попов
писал: «Первоначально намечалось… организовать там постоянную стоянку скота. Однако
сейчас от этого намерения отказались. Будем искать другие пути «закрытия» этого
источника. Трудности при этом заключаются в том, что Семи
Ключи расположены в лесу, в 7 клм. от населенных
пунктов. Использование этого родника под хозяйственные цели, а земельного
участка под посевы и другие цели полностью исключено».
20
мая 1959 г.
Семиключье посетил инспектор Совета по делам РПЦ К.Г.
Иванов из Москвы. Вот как он описывает свои впечатления: «На роднике были 3
женщины, прибывшие к источнику из населенных пунктов соседнего района. В беседе
они нам рассказали, что они этот источник посещают ежегодно и считают его
целебным. Кроме того, сообщили, что сейчас они приехали потому, что 21 мая «Никола».
Нам удалось выяснить, что к источнику привозят юродивого из села Терновки, Пензенского района гр-на Шумилина Михаила,
инвалида с детства.
Затем
мы поехали в церковь в селе Русская норка, Шемышейского
района. В этой церкви в день 9-й пятницы после Пасхи проводятся церковные
службы в течение двух дней в честь явленной на водном источнике 7 ключей иконы
Тихвинской божией матери.
В
беседе с местными жителями, работниками сельского совета и настоятелем церкви
села Русская норка священником Калмыковым Д.М. нам удалось установить, что
паломничества к водному источнику «Семь ключей» действительно имеет место в 9-ю
пятницу, в течение двух дней в церкви проводятся церковные службы, посвященные
Тихвинской божией матери и
безусловно это способствует посещению паломников в эти дни к так называемому «святому
источнику»…
Священник
Колмыков Д.М. письмо Патриарха Алексия и правящего
архиерея не зачитывал перед верующими и не разъяснял. В результате этого
верующие не знают содержания письма по линии церкви по вопросу пркращения паломничества к так называемым «святым местам». Нами
рекомендовано священнику Колмыкову зачитать письмо
Патриарха и правящего архиерея и сделать необходимые разъяснения с амвона перед
верующими, чтобы они не ходили к истоку. Надо думать, что при этих случаях
паломничество к источнику «Семь ключей» уменьшится». Иванов указывает, что на
10-ю пятницу к Семи Ключам собирается 200-300 человек.
К
этому С.С. Попов добавляет: «В церкви с. Р-Норка Шемышейского района, расположенной в 5-6 км от родников Семи Ключи, хранится копия иконы «Тихвинской божией матери», которая якобы 200 лет тому назад «явилась»
на этом роднике. Настоятель этой церкви свящ.
Калмыков с целью побуждения хождения верующих к родникам Семи
Ключи в течение 2-х дней в день «9 пятницы» устраивая торжественные службы в
честь этой «явленной иконы» Тихвинской божией матери».
Верующие, прибыв в церковь для почитания этой иконы, после церковной службы
естественно направлялись и к месту, где эта икона якобы явилась, т.е. шли к
родникам Семи Ключи. Такими действиями Калмыков
способствовал паломничеству верующих к роднику Семи
Ключи». Священник был переведен из Русской Норки в Головинскую
Варежку.
К
концу мая 1959 г.
«в целях прекращения паломничества к роднику Семи
Ключи Шемышейский райисполком разместил на этой
территории пасеку и производит ее ограждение. Доступ к роднику будет закрыт».
Служба в церкви на праздник также не совершалась. Паломничество на девятую
пятницу сократилось, и в 1959
г. сюда пришли только 220-240 (или 150-200) человек
против тысячи в прежнее время. В мае-июне 1961 г. на Семиключье все-таки была построена пасека, место огорожено.
Райисполком издал постановление о запрете паломничества. Тихвинская икона Божией Матери, явившаяся на роднике, из церкви Русской
Норки была передана в Пензенский Успенский собор. По оценкам Попова, в этом же
году паломничество прекратилось полностью.
С 2000 г. Семиключье
снова благоустраивается. Главный родник заключен в небольшой сруб, от него
проложен настил к купальне. Из-под горы бьют не менее
пятнадцати родников, а тот, на котором явилась Тихвинская икона,
отмечен железным крестом. Выше стоят лавочки, беседка, указатель.
12 августа 2001 г.
источник посетил Преосвященнейший епископ Филарет. В последние годы
прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена
просторная купальня. 8 июня 2007
г. освящена бревенчатая часовня.
Добраться до Семи Ключей
можно только по грунтовой дороге, через Русскую
или Мордовскую Норку, но и в дождливое время поток паломников не прекращается.
СТАРАЯ ЯКСАРКА Шемышсйского р-на. Местный родник
называется Керемгау, он
связан с иконой Божией Матери Млекопитательницы. Источник считается «молочным»,
к нему прибегают за помощью женщины, не
имеющие материнского молока. Чуть подальше есть еще множество отдельных родничков с беловатой, «млечной»,
водой.