Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ 26.04.24
Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)

Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)

 

 

Месторасположение ПЕНЗЕНСКОГО района на карте Пензенской области

 

*БОЛЬШАЯ ВАЛЯЕВКА Пензенского р-на. По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери Живоносного Источника (по-другому, Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню (она впервые фиксируется в 1704 или 1705 г.), а затем и переселились сюда. Некий помещик Савичев построил здесь и церковь, а само село первоначально назвал Богородским. Такова основная, самая распространенная легенда, но вот Владыка Серафим, к примеру, упоминал о явлении в Валяевке Самой Богородицы.

Согласно документам, первая церковь Божией Матери Живоносного Источника была построена в 1704-1705 г. Местным помещиком Павлом Валяевым. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню.

Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Савича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. Рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносного Источника. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.

От иконы Живоносной Источницы много раз происходили исцеления, документально подтвержденные. Так, одна больная женщина, уже собравшись в Валяевку, почувствовала себя лучше, а когда отслужили молебен – совсем выздоровела; другая крестьянка, не владевшая ногами, была привезена к источнику на тележке, а от него уже добралась домой на костылях, и вскоре совершенно поправилась. В 1828 г. одна крестьянка из Ермолаевки, болевшая девять лет, исцелилась сразу же после того, как дала обет посетить Валяевку. В 1831 и 1845 гг., во время эпидемий холеры, икона Живоносного Источника переносилась в Пензу, и болезнь отступала.

Среди богомольцев, посещавших Валяевку, в 1820-х – начале 1830-х гг. был и юный Федор Буслаев, будущий ученый-филолог и акакдемик. Когда в конце 1880-х гг., в старости, он писал свои воспоминания, то вспомнил и «село Валяевку, куда ходили на богомолье к источнику святой воды».

Перед революцией в среде студентов, особенно семинаристов, сложилась традиция посещения источника перед экзаменами и после них. Крестьяне соседних уездов приходили сюда сотнями. Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.

В 1920-х гг. в Валяевке служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский. Он также советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.

В 1932-34 г. Храмовый комплекс в Валяевке был закрыт. В храмах разместились колхозная заправка и овощехранилище. Но они уцелели, из всего комплекса снесли только колокольню. Паломничество на 9-ю пятницу продолжалось. Часовня в 1958 г. была даже отремонтирована на колхозные средства. Но уже в мае 1959 г. было намечено отобрать у верующих ключи от часовни. В том же году источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.

В середине 70-х гг. двое валяевцев вспомнили легенду о том, что вода подведена из-под собора по серебряным трубам, и решили их откопать. Под предлогом чистки родника, с помощью глубинного насоса они решили откачать воду и посмотреть, какие же там трубы на самом деле. Но когда вода спала, то раздался взрыв, насос разнесло. Позже появилась легенда, что некто хотел откопать драгоценные трубы, но его тут же разорвало на части.

Только решением облисполкома от 6 июня 1985 г. Животворный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на него прекратились.

В 1996 г. в Валяевке был открыт молитвенный дом и с 1999-го начата реставрация часовни (завершена в 2000), на которой теперь укреплена мемориальная доска с надписью: «В память о прошлом и с верою в будущее свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание часовни «Живоносный источник» внесли генеральный директор «Арко» Кучеренко Иван Павлович с сотрудниками. 7.01.2000 г.».

Чудотворная икона за советские годы была утеряна. Ее чудом сохранившийся список с 50-х годов пребывал в Митрофановском храме Пензы, а крестным ходом 22-25 августа 2000 г. его перенесли в Валяевку.

В конце 2003 г. началось восстановление малой Казанской церкви. Первая архиерейская литургия в ней прошла 16 апреля 2004 г., 2 сентября Владыка Филарет освятил кресты и купола, а 4 ноября, на престольный праздник, протоиерей Сергий Лоскутов с духовенством  провел службу в уже восстановленном храме. За труды по восстановлению церкви Александр Анатольевич Чернышев, директор «Пензтяжпромарматуры», был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. Настоятель храма, священник Алексий Спирин, в 2004 г. был возведен в сан протоирея.

2 мая 2003 г., 2 сентября 2004 г., 6 мая 2005 г. и 28 апреля 2006 г. Валяевку посещал архиепископ Филарет. В 2005 г. о Валяевских святынях был издан красочный буклет. 23 декабря отмечалось 300-летие основания комплекса. Торжественный вечер, посвященный этому, прошел в рамках фестиваля «Золотой венок Пензенского района».

С 2006 г. началось восстановление и самого собора Божией Матери Живоносного Источника. Его планируется завершить в 2008 г.

 

*ВАРЫПАЕВО Пензенского (бывш. Кондольского) р-на. Святой родничок находится в лесу в километре к востоку от села, тропинка к нему идет от храма на Поповке, по правой стороне пруда и ручья. Говорят, когда здесь явился женский образ (скорее всего, Параскевы Пятницы). Ежегодно на девятую пятницу от Пасхи (а также на Крещение) сюда приходят люди. В свое время водосвятные молебны здесь служил на Пятницкий праздник сам Иоанн Оленевский, он всем советовал брать целебную воду из родника. Сейчас здесь стоит два креста – над верхним и нижним родничками, столик со скамейками. Последние два года молебны проводил кондольский протоиерей Димитрий Кошолкин2004 г.).

 

*ВОЕЙКОВО Пензенского р-на. Святой источник расположен к востоку от селения – между Воейковым и Ферлюдинкой, в лесу, на левом берегу р. Пензы. Когда-то на нем совершались моления о дожде во время засухи. Сейчас он очень зарос, посещается мало, обустроен только дощатым коробом сверху.

 

ВОСКРЕСЕНОВКА Пензенского р-на. Попов родник находится в окрестностях Воскресеновки, на левом берегу р. Шиловки. По легенде, в конце XVIII века некий старик-крестьянин нашел здесь икону Николая Чудотворца. До того он страдал глазной болезнью, а после дивного обретения иконы исцелился. В начале XIX века икона и источник стали известны всей округе. Помещица Ребровская построила здесь часовню, которую разобрали по указанию епископа Иринея (1825-1830 гг.).

Другой источник, Семь родников, или Федора Ивановича, расположен в двух километрах к югу от Воскресеновки. Он получил свое название по имени одного воскресеновца, постоянно ходившего сюда молиться, выдержавшего все посланные ему диаволом искушения, кроме последнего: надо было войти в пещеру по битому стеклу, а Федор Иванович был бос. Так он и не достиг святости.

Ныне поляна у источника – излюбленное место отдыха местных жителей, родник официально именуется Отдых, в 1986 г. лесничество поставило на нем сруб, затем местные жители устроили двускатную крышу, как у колодца, и лавочку.

 

ЗАСЕЧНОЕ Пензенского р-на. Божий родник находится в ста метрах западнее дороги из Пензы к Сурскому гидроузлу, за ответвлениями на Шемышейку и турбазу «Солнышко», напротив поста №1 Сурского водохранилища. Решением облисполкома от 6 июня 1985 г. он объявлен водным памятником природы.

 

Золотаревка Пензенского р-на. Боголюбовка, Попов родник.

 

*КОНСТАНТИНОВКА Пензенского р-на. За селом, у речки, существует святой родник. К 2004 г. он никак не обустроен, но предполагалось поставить на нем часовню. В том же 2004 г. в селе возродился приход Троицкой церкви.

 

КУЧКИ Пензенского р-на. В 1946 г. сообщалось, что после всенародного моления с образом пророка Илии на Холодном роднике пошел долгожданный дождь, которого не было почти все лето. Кроме того, известно, что ниже села есть Божий родник – вероятно, он-то и имелся в виду.

 

ЛЕНИНО Пензенского р-на. В двухстах метрах к востоку от села, на берегу р. Ардым, близ Ардымского шихана, расположен Прощеный родник. С ним связано несколько поверий: родник обладает свойством «прощать» грехи и исцелять болезни, посланные за них. Но обращались к источнику за помощью только в крайних случаях, когда другие средства не помогали. После омовения взрослого одежду с больной части тела бросали по течению, а с ребенка оставляли пеленку. Главное же – не оглядываться при приближении и уходе с родника.

Родник заключен в невысокий сруб. По сведениям сельсовета, раньше в окрестностях села было два родника, но второй высох к 2002 г.

 

Малая Валяевка Пензенского р-на, Попов родник.

 

Мастиновка Пензенского р-на, Монастырские ключ и овраг.

 

*МАСТИНОВКА Пензенского р-на. В 1959 г. указывается, что на девятую пятницу от Пасхи к святому роднику в Мастиновке бывает «небольшое паломничество из близко расположенных селений пожилых женщин».

Известно, что недалеко от Мастиновки есть Монастырские ключ и овраг. Возможно, речь идет как раз о святом роднике.

 

*МАТВЕЕВКА Пензенского р-на. 1) Нежилое ныне село Матвеевка, от которого остался ныне только храм (действующий), расположено на берегу р. Пензы, между Ермоловкой и Черенцовкой, в 3.5 км к западу от первой. Севернее церкви, на спуске к реке, здесь был святой родник Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, эта икона когда-то явилась на источнике, и в честь этого события и была построена в Матвеевке Тихвинская церковь. Нынешнее ее здание относится к 1805 г., следовательно, источник почитается уже более двух столетий.

На роднике проходили молебны, здесь молились о дожде во время засухи; по словам местных жителей, «какое прошение – идут к роднику».

В советское время, когда Матвеевка перестала существовать (формально только с 1990-х), на лугу радом с церковью постоянно пасли скот. Источник был заключен только в низенький сруб, и в него как-то свалилась корова. Дабы предотвратить повторение такого случая, директор совхоза велел засыпать родник. Один пастух засыпал его, но не прошло и года, как он умер – утонул.

Местные богомольцы долго не могли найти место Тихвинского источника, но весной 2004 г. обратили внимание на квадрат более высокой травы, которая выросла как раз на месте сруба. Место и можно различить только по высохшей траве.

2) К западу от церкви находится сад, а за ним, на склоне, под ветлой, – другой святой родник, который цел и доныне. По приделу церкви он может называться Никольским. Не так давно источник был заключен в маленький, полуметровый сруб, на дереве над ним укреплен навес под иконку (к 2004 г.).

 

МИЧУРИНСКИЙ Пензенского р-на. На Святой колодец во время засухи ходили молиться о дожде, а не так давно по настоянию верующих один пензенский священник освятил его. Источник пользуется большой известностью среди мичуринцев.

 

*ОЛЕНЕВКА Пензенского р-на. В овраге, за околицей села, существует источник св. Иоанна Оленевского, он же Святой или Чистый родник. Рассказывают, что старец открыл его, подобно Сергию Радонежскому (или же просто любил ходить на него молиться, или ключ забил в год его рождения); в любом случае, батюшка Иоанн считал этот родник «своим» и советовал приходящим к нему брать отсюда святую целебную воду.

Родник расположен на той же улице, где и келья старца, он оборудован каменным колодцем со сливной трубой. На дороге из Пензы в Соловцовку в Оленевке есть специальный указатель на келью. В 2005 г. решением Законодательного Собрания Пензенской области келья и источник признаны историко-культурными памятниками.

 

ПАНОВКА Пензенского р-на. Когда-то на роднике была часовня, теперь остался только сруб. Напор воды здесь очень сильный: она постоянно бурлит, и сразу набирается ведро.

 

РАМЗАЙ Пензенского р-на. Святой родник Песошный находится в трех километрах от железной дороги, в конце улицы Курмыш, около Карлина пруда. Из этого родника берет начало речка Пензятка. По преданию, когда-то один пастушок нашел здесь икону. У ветлы, над родником, был установлен сруб с иконкой. На источник совершались крестные ходы.

 

СОЛОВЦОВКА Пензенского р-на. В лесу к югу от села расположен источник св. вмц. Параскевы Пятницы, или просто Святой родник (иногда называемый Большим). По первому преданию, когда-то здесь явилась сама Параскева, ударила в землю посохом, и из-под земли забил родник; позднее, во время оскудения веры, стали говорить, что явилась не сама Параскева, а лишь ее икона. К 1917 году над источником построили каменную часовню.

По другой версии, в годы барина Александра Соловцова (отца построившего в 1896 г. церковь) на 10-ю пятницу от Пасхи икону Параскевы Пятницы нашли на опушке девушки, и когда они ее подняли, из-под земли забил источник. Девушки испугались, оставили икону и рассказали обо всем барыне. Образ продали в Пановский монастырь под Колышлеем (взорван в 30-х), но вскоре он снова явился – уже на другом, Малом, роднике.

По третьему преданию, в сельском храме издавна хранилась чтимая икона Параскевы Пятницы, но потом барин отдал ее в Пановку. Соловцовцы погоревали, а спустя какое-то время икону нашли на источнике.

Согласно четвертой легенде, источник был облагорожен помещиком Александром Соловцовым в царствование Александра III после того, как его жена привезла ему в подарок из Пановского монастыря икону. С тех пор здесь стояли деревянный шалаш и маленькая купальня.

Так или иначе, но в 1896 г. уже отмечалось, что в Соловцовке «имеется каменная часовня».

А когда в 30-х (по-другому, в начале 70-х) шла повсеместная борьба с религией, часовню решено было снести и источник засыпать. Но никто из сельчан не решался это совершить, опасаясь Божией кары. Один молодой тракторист взялся уничтожить родник. Он завалил его землей, а через некоторое время тяжело заболел и ослеп. (По другому преданию, и завалить родник ему не удалось: трактор заглох, одна из его гусениц слетела, комок грязи попал безбожнику в глаз, и он заболел.)

Тогда во сне ему явилась суровая, величественная женщина в белом – Параскева Пятница, и сказала, что болеть он будет до тех пор, пока не раскопает ее источник. Но больной не поверил сну. Его дед, желая помочь внуку, сам откопал родник. Но это не помогло. Вскоре тракторист умер в мучениях, а источник так и остался на своем месте. Но грех остался неискупленным: сын того тракториста спился, дочь тяжело больна, а внук недавно пропал без вести.

В июне 1996 г. часовня над ним была восстановлена и заново освящена, рядом с ней устроены купальни; сюда ведет асфальтированная дорога. В часовне, рядом с иконой мц. Параскевы, укреплена металлическая доска с тропарем, который следует читать перед тем, как пить воду и умываться: «Премудрая и всехвальная Христова Мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же слабость отвергши диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите: аз бо радующиеся иду ко Христу, Жениху моему: тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша».

Ежегодно на десятую пятницу от Пасхи на источнике совершается молебствие. В 1996-1998 и последующих годах от храма на источник на 10-ю пятницу от Пасхи совершается крестный ход.

По дороге между Соловцовкой и Параскевинским родником, у пруда, в четырехстах метрах от церкви, есть еще один, Малый родник. Он заключен в сруб с деревянным двускатным навесом и скамеечкой рядом. По одной легенде, здесь также явилась св. Параскева, но позже, чем на первом, Большом источнике (или вторично была обретена ее икона), по другой этот родник носит имя Николая Чудотворца, по третьей – Сергия Радонежского.

 

СОСНОВКА Пензенского р-на. В 1896 г. отмечалось, что в Сосновке (тогда Мертовщина) есть «при церкви часовня во имя св. великомученицы Параскевы». Скорее всего, часовня была поставлена на святом источнике, ибо именно Параскеве Пятнице чаще всего посвящались святые родники.

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг