Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ 08.05.24
Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)

Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)

 

 

Месторасположение НИЖНЕЛОМОВСКОГО района на карте Пензенской области

 

*Большие хутора Нижнеломовского р-на. К 1915 г. в селе существовала «часовня на роднике».

 

Гороховщина Нижнеломовского р-на. Церковный родник находится в центре села, обустраивался он колхозом им. Кирова в 1993 г.

 

Ива Нижнеломовского р-на, Попов родник около горы.

 

*КУВАК-НИКОЛЬСКОЕ Нижнеломовского р-на. Весной 1959 г., в ходе кампании по борьбе с паломничеством, были снесены «незаконно существующие часовни» над источниками в Кувак-Никольском, Норовке и Сером Ключе Нижнеломовского р-на. Часовня в Кувак-Никольском стояла у кладбища, после ее сноса «предметы религиозного культа» сдали в церковь.

 

НИЖНИЙ ЛОМОВ. На западной окраине города, на ул. Тархова в районе Норовки, до сих пор сохранились руины Казанского мужского монастыря – остатки от архимандритского корпуса, сада, кладбища. И Монастырский источник, с которого и началась история обители.

По преданию, 8 июля 1643 года казак Андрей Владимирович Набоков нашел на этом роднике Казанскую икону Богородицы, о чем рассказал воеводе Ивану Косагову. Тот сначала ему не поверил, но был наказан болезнью сына, Григория, и тогда доложил обо всем царю. В том же 1643 году по указу царя Михаила Федоровича здесь появилась часовня, на следующий год церковь, а в 1648 г. и монастырь. Икона считалась одной из самых чтимых в губернии, в грамоте Петра Великого она названа «чудотворною и многоцелебною».

На месте явления иконы в 1712-1722 гг. был построен Казанский каменный храм, главный в монастыре.

В 1871 году, во время эпидемии холеры, ее носили по селам уезда и даже в Поим. После разгрома обители чудотворный лик был утрачен, его копии сейчас есть в Петропавловском молитвенном доме г. Пензы и Сергиевском храме Соловцовки.

В монастыре велась летопись чудотворений, происшедших от иконы. В начале XX века она была издана, некоторые случаи исцеления связаны и с источником: «Сего [1898] года некий уроженец Пензенской губернии Михаил Сапожников пишет из Московской губернии и просит отслужить молебен пред Чудотворным образом Казанския Богоматери об исцелении жены его Зинаиды и теперь же заявляет о своем бывшем в [1877] году исцелении, так: будучи трех лет от рождения, левая рука моя была поражена и висела как плеть. Родители мои, отец сельский учитель, мать дочь священника, привезли меня в Казанский Монастырь. Здесь совершено было молебное пение пред Чудотворным Образом Пресвятыя Богородицы Казанския на роднике (что отлично помню) при южной стене Казанского храма. Рука, начиная от пальца мизинца, стала приходить в действие и вскоре совершенно исцелилась».

Послереволюционная «борьба с мракобесием» коснулась, конечно, и святого источника. Верующие пытались сохранить его, в октябре 1927 г. они писали: «В виду исторической ценности просим Нижнеломовский УИК часовню сохранить, как память для верующих о бывшем на этом месте храме». Но в 1938 г. монастырь взорвали. Но почитание источника не прекратилось. Даже в те годы ежегодно на Троицу здесь совершались молебны.

В 1945 г. верующие просили предоставить им под молитвенный дом сторожку Казанской монастырской церкви или колокольню, но облисполком им отказал, мотивировав это главным образом тем, что оба здания не подходили «как помещения, находящиеся в почитаемом верующими месте святости (у монастырского колодца)».

В 1969 г. родник передали водоканалу, и с тех пор здесь расположена насосная станция с производительностью 180 кубометров в час, снабжающая водой весь Нижний Ломов. А доступ к самому источнику, как к режимному объекту, закрыт.

Летом 2002 г. источник по инициативе директора «Нижнеломовских электрических сетей» Александра Петровича Мамыкина снова облагородили, рядом с насосной станцией устроили купальню, а над выходом воды помещены свидетельства о чудесах прошлых веков. В июле 2003 г. отмечалось 360-летие со дня основания монастыря. 25 июня 2003 г. и 21 июля 2004 г. его посещал Владыка Филарет. В 2003-2004 гг. на месте Казанского храма, между св. родником и руинами корпуса, построена небольшая деревянная церковь.

Добраться до Казанского источника удобнее всего по дороге на Пачелму, огибающей Ломов западнее, – церковь с нее видна.

 

*ОВЧАРНОЕ Нижнеломовского р-на. На сельском святом роднике в 1908 г., одновременно с новой Никольской церковью, была построена деревянная часовня.

 

САЛОЛЕЙКА Нижнеломовского р-на. Салолейка, одно из самых известных паломнических мест Пензенской области, находится в четырех километрах к востоку от Лукиной Поляны, в лесу, на правом берегу Мокши, в Барабановском лесничестве. В 60-х годах XVII века здесь возник Успенский женский монастырь, в 1689 г. переведенный в Верхний Ломов.

Затем на этом благодатном месте поселились монахи. По преданию, первым сюда пришел с Тамбовщины монах Серафим. Он искал себе место для уединенной отшельнической жизни и, пораженный красотой пейзажа, решил остаться здесь. Вскоре собрались из окрестных сел иноки, и начали возведение храма и келий. Первым настоятелем монастыря (не позднее 1705) стал иеромонах Гурий (ум. 1751). В 1710/11 году была построена Успенская церковь; в 1752-м весь монастырь сгорел, был восстановлен, а в 1764 г. упразднен.

Но, очевидно, некоторые монашествующие еще оставались здесь, ибо, по легенде, окончательно была разгромлена Салолейка уже пугачевцами. Они убили здесь 40 иноков, и когда мученики были преданы земле, она заплакала горькими слезами – и из нее потекли 40 источников. Если хорошо присмотреться к камням на дне Салолейки, на многих проявляются лики.

Впрочем, это предание не вполне сходится с реальностью, как и другое, подобное ему: согласно ему, все это произошло еще во времена Стеньки Разина, и командовал разбойниками атаман Василий Ус. Поздним вечером разинцы ворвались в обитель, разграбили ее и перебили большую часть иноков, лишь некоторые из них успели укрыться в пещерах, соединявших Салолейку со Скановым монастырем. Разбойники же гуляли несколько дней, после чего погрузили все драгоценности в лодку, убили 40 монахов и подожгли пустынь. Но на Мокше Василия Уса сотоварищи настигли царские войска и разбили их, а лодка с золотом утонула.

С тех пор здесь построили часовню, и почти что постоянно шли к ней паломники, а особенно многолюдно бывало на десятую пятницу после Пасхи, на Духов день и на Успение. В конце XIX в. (1896) на Салолейке стояла деревянная церковь, приписанная к Никольскому храму соседней Лукиной Поляны (где, кстати, тоже был Успенский придел). Салолейскую церковку-часовню в 1930 г. закрыли, а через два года сломали.

К середине XX века отдельных источников осталось 30-35 (по подсчетам 1990-х – 27, сейчас вообще 17). Они стекали по желобкам в особый колодец, над которым был поставлены крест и икона. Напор воды в главном роднике был таким сильным, что человека отбрасывало на несколько метров, а ведро воды набрать было невозможно. Рядом располагалась купальня. В советское время власти неоднократно разбирали все эти сооружения, но они восстанавливались верующими. В засушливые годы с окрестных селений сюда собирались бабы, и с молитвой на коленях ползли в гору. И через некоторое время набегали тучи и начинался долгожданный дождь. Чтобы пресечь поток паломников, в 1959 г. рядом устроили колхозную пасеку.

Решением облисполкома от 12 ноября 1967 г. Салолейская местность была объявлена водным памятником природы. С 1996 г. Салолейка стала постепенно благоустраиваться: летом 1997-го на месте церкви был поставлен камень и крест, в 1998-2000 гг. проложена асфальтированная дорога. Наверху горы в 2003-2004 гг. построена большая деревянная часовня. За последние годы сооружены мостки к каждому роднику через ручей, в который они все сливаются, раздевалка, под одной из струй – купальня, лавочки, две беседки, с западной стороны – вход. Рядом с купальней устроены киоты, где многие паломники оставляют иконы.

Неподалеку сохранились остатки пещер: два входа длиной два-три метра, а также части каменного мельничного жернова.

Внутри на трубах – наносное серебро, залежи которого находятся под горой. Говорят, его содержание в воде так высоко, что после купания на коже остаются «блестки», а воду набирают понемногу из каждой струи. Температура воды неизменна: +8° весь год.

Ныне это одно из самых чтимых святых мест области. На Троицу и Богоявление, чтобы окунуться в Салолейские воды, надо отстоять несколько часов – так велик поток желающих. А купаться, по сказанию, здесь следует нагими – иначе грехи не смоются.

На Салолейку ведет асфальтированная дорога, которая ответвляется от дороги Н. Ломов – Наровчат за Усть-Каремшей и обозначена соответствующим указателем.

 

*СЕРЫЙ КЛЮЧ Нижнеломовского р-на. По легенде, на роднике Серый Ключ в одноименном селе когда-то была обретена чудотворная икона Иоанна Предтечи – Ангела Пустыни, до революции находившаяся в Нижнеломовском Казанском монастыре. Вероятно, именно по этому роднику с песчаным, серым дном получило название и само село.

В 1958 г., наряду с Салолейкой, Семиключьем и земетчинским Молочным родником, Серый Ключ упоминается как одни из самых чтимых источников в области, «куда с наступлением весенне-летнего периода стекается много паломников». В мае 1959 г., в ходе кампании по борьбе с паломничеством, «незаконно существующая часовня» (построенная уже в 50-х гг.) над Серым Ключем была снесена. Иконы из часовни перенесли в церковь в с. Козлятском.

О том, что на месте Святого родника когда-то была церковь, жители помнят до сих пор. Святой источник и сейчас бьет мощными струями и пользуется известностью.

 

СТЯЖКИНО Нижнеломовского р-на. В селе, связанном с именем одного из самых выдающихся священников Пензенской земли – Николая Ивановича Болоховского (1869 – 1926), почитается святой источник, на котором, по преданию, когда-то обрели Владимирскую икону Божией Матери. В 2000 году усилиями прихода Петропавловского молитвенного дома г. Пензы он был благоустроен: поставлен крест, сооружены купальня и мостик через реку, позволяющий добраться до источника с трассы Москва – Самара, сам родник священник Владимир Клюев освятил 31 августа 2000 г.

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг