Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)
Месторасположение МАЛОСЕРДОБИНСКОГО района на карте
Пензенской области
*МАЛАЯ СЕРДОБА. 1)
Богомольный источник, или Гремячка,
находится в четырех километрах восточнее села, по направлению к Саполге, на правом берегу
одноименной речки – Саполги. О его появлении
существует несколько преданий.
Согласно
первому, в войну с турками у крестьян-стариков забрали двух сыновей
в армию. Родители долго их ждали, но – увы! – безрезультатно. Отец
как-то пошел в лес по грибы и молился там о возвращении детей. Он так
истово молился и плакал, что натекла лужица от его слез, и в центре пробился
ключ с холодной водой.
Старик
вернулся домой. А там радость: сыновья вернулись, живы и здоровы,
сидят на лавке у стола, а старуха накрывает стол для долгожданных гостей.
Тогда старик на другой день с детьми пошел в лес, они расчистили родник,
повесили глиняную кружку, поставили крест и сруб. Потом стал родник
богомольным.
А
открылся источник в день Рождества Иоанна Крестителя
(24 июня/7 июля), поэтому он связывается с этим праздником. До революции
моления здесь
проходили на Вознесение: после службы верующие шли на родник и были здесь до вечера.
Это
предание, записанное Валентиной Ивановной Манышевой
со слов Василия Алексеевича Любимова, укреплено у входа в
часовенку. Есть и другое – «о том, как барин потерял в поле
часы, а проходивший мужик принял циферблат за лик «явленной» и
побежал за попом».
Действительно,
по другой легенде, на этом месте явилась чудотворная икона. Урядник Сыркин
сообщал: «Этой иконе крестьяне придают свойства исцеления и ежегодно
накануне Вознесения туда стекаются не только местные крестьяне,
но и богомольцы из соседних уездов, где священниками Малой Сердобы
целый день совершается богослужение». Так или иначе, до революции над родником
уже стояла часовня с иконой, и он был широко известен
в округе.
Как
сообщалось в 1924 г.
в петровской уездной газете «Коммуна» (№54), крестьянин из Асметовки Григорий Пчелинцев в
бездождье собирался доползти до Богомольного родника и помолиться
о дожде. В 1932 г.
«председатель коллектива верующих» Малой Сердобы Василий Кузьмич Плотников просил сельсовет
разрешить на праздник – 8 июля – отслужить на роднике молебен и панихиду.
Сельсовет разрешил, но только по окончании посевной.
По
рассказам малосердобинского священника, о. Андрея
Фадеева, у его бабушки еще в молодости стали отказывать ноги. Врачи объявили
состояние безнадежным.
Тогда она проводила детей в школу, и пошла на источник, сказав, что если не вернется сама, чтобы искали ее там. К полудню она только добралась сюда, а домой шла уже почти
здоровой. Она жива и здорова и по
сей день (в 2004 г.
ей исполнилось 83 года).
В
апреле 1959 г.
Малосердобинский райисполком сообщал: «На территории Малосердобинского сельсовета имеется «богомольный родник», у которого один раз в
год в мае месяце отдельные престарелые верующие с. М. Сердобы
собираются у родника. В 1959 году сельсоветом и колхозом будут приняты меры к
тому, чтобы не допустить схода верующих и богослужения у родника. Колхозом
«Россия» у родника будет построен для общественного животноводства водоем и он
будет огражден и закрыт». Отмечалось паломничество и на девятую пятницу от
Пасхи.
В 1959 г. местный колхоз
«Россия», чтобы пресечь паломничества, устроил водопой для скота и огородил
его. В документах 1960-1961 гг. указывается, что паломничество прекратилось.
С конца 90-х гг. Малосердобинская экологическая школа взяла шефство над
родником, расчищают место около него. В 2000 г. был поставлен двускатный навес, столики
– место отдыха, и небольшая кирпичная часовня
с луковичным куполком (внутри сам источник и деревянный барельеф Распятия с надписью «От неимущих
с. М. Сердобы»), из-под нее вода стекает по трубе в
круглое, также вымощенное камнем водовместилище.
На
стене часовни, рядом с легендой, прикреплена надпись: «Всяк,
к роднику приходящий: усталый ли путник, несмышленый
ребенок, зрелый человек, праздно отдыхающий! Прикасаясь к
этой родниковой воде животворящей, бери силу и мудрость недр
земных, а в ответ оставь после себя чистоту и порядок и в мыслях пожелай: «Живи, родник,
живи!» (к 2004 г.)
2)
Недалеко от Богомольного родника есть менее известный родник Саполга. Как
писал уже упоминавшийся урядник Сыркин, кроме Богомольного
родника, «в противоположной стороне в 2-х верстах есть другой
родник, но без часовни, не так чистый, и богослужение на нем совершается,
когда идут с молебствием на Вознесение». Этот источник также существует до сих
пор (2004 г.).
*ОГАРЕВКА
Малосердобинского
р-на. 1) За северной околицей села, на правом берегу речки Колемас (местные называют ее Малой Сердобинкой),
расположен родник Николая Чудотворца. Сюда огаревцы постоянно ходят за водой, особенно на Крещение. В 2005 г. над источником была
поставлена небольшая часовня. Предполагается устроить здесь и купальню.
2) В церковной ограде
есть колодец, над которым в 1999
г. по указанию Владыки
Серафима пензенским мастером-умельцем Н. А. Потаповым была поставлена
бревенчатая восьмигранная часовня. Его
соорудили незадолго до этого, по благословению настоятеля, игумена Кронида (Петрова). Копать начали в юго-западном углу ограды, и сразу же напали на водоносную жилу.
*СТАРОЕ
СЛАВКИНО Малосердобинского
р-на. Родник Лунка, или Богомольный, находится за восточными
задами улицы Малязина, на берегу речки, по тропинке от дома Елены Николаевны Петкилёвой. Над ним сооружен колодец с двускатным
деревянным навесом и четырьмя иконами, убранными
рушниками (к 2004 г.). Сюда ходят и приезжают люди постоянно, особо на Крещение.