Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ 20.04.24
Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)

Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)

 

Месторасположение ЛУНИНСКОГО района на карте Пензенской области

 

*БЕЛЫЙ КЛЮЧ Лунинского р-на. Святой ключ (или Белый ключ) расположен в лесу к востоку от села и является истоком ручья, давшего название Белому Ключу. Само название это впервые фиксируется в 7195 (1686/87) году: «в Пензенском уезде Шукшинского стану деревня Белый Ключ, на Белом Ключе, а в той деревне за Федором Матвеевым Тоузаковым один двор помещичий с дворовыми людьми и два двора крестьянских...».

Первая церковь в селе была построена незадолго до 1709 г. А еще до нее, по предположению А.И. Дворжанского, в селе уже стояла часовня. Возможно именно над святым источником.

Название ручья – Белый, т.е. светлый, чистый – уже наводит на предположение о его почитании как святого с момента основания села и даже раньше. Но существовали разные версии о происхождении названия – «в верховьях ручья вода имеет беловатый оттенок (по сравнению с речной или озерной водой), заметный даже невооруженным глазом. Таковое свойство воды в ручье объясняется легко тем, что последний берет свое начало в грунте меловой горы и протекает по руслу с меловой почвой (в верхней части)».

Были и другие попытки материалистически объяснить святость источника: будто бы некогда кто-то повесил на дерево над родником икону, а местный крестьянин, увидев в воде ее отражение, рассказал всем о чудесном явлении, с чего и пошла молва и потоки паломников. Но как бы то ни было, а почитание источника в народе остается неизменным. В 1992 г. жители устроили над ним часовенку, и к ней постоянно едут и идут богомольцы. В начале 2000-х, по программе «Родники», часовня снова была отделана усилиями Большевьясского лесхоза.

 

*БОЛЬШОЙ ВЬЯС Лунинского р-на. Пожалуй, наиболее чтимым из лунинских источников является Монастырский родник или Молебный ключ на правом берегу реки Вьяс, между Большим и Лесным Вьясами, в возрождающемся Владимирском монастыре. С этим родником связано само возникновение обители, поэтому о нем стоит рассказать подробнее.

По преданию, в конце XVII века (по некоторым сведениям, именно в 1691 году) в эти края пришли двое старцев – Иоанн и Тихон, которые принесли сюда Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее над ключом. Они поселились здесь, а над иконой и источником была сооружена часовня. Впервые она упоминается в 1677 г.

Все эти места принадлежали тогда графу Гавриилу Ивановичу Головкину. Он и «бил челом» царю Петру Алексеевичу, «а в челобитной его написано: в прошлых годах в Пензенском уезде, в Шукшинском стане, близ вотчины его, села Вьяса, в лесу его построена на ключе в пусте месте часовня, у той часовни живут монахи слепые и хромые и кормятся подаянием мирским, и ныне де он обещался на том ключе, где часовня стоит, построить церковь, во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы». 22 января 1713 г. Петр I своим указом повелел соорудить церковь Живоносного Источника. К апрелю в ней был уже готов иконостас, в 1714 году храм был освящен. Он пришел в ветхость только спустя полтора столетия и тогда, в 1857 г., был заменен новым.

Первый историк этих мест, священник Серафим Степанович Старосивильский, после рассказа о главной святыне Вьясской пустыни – чудотворной Владимирской иконе, писал: «В пустыни есть еще один предмет, достойный благочестивого внимания, – это родник или источник. Этот источник есть тот самый, на котором была поставлена, принесенная сюда икона Владимирской Божией Матери, и который до сих пор составляет предмет благоговейного уважения приходящих в пустынь богомольцев. Возле этого родника устроена церковь Божией Матери Живоносного Источника. Вода из него искусно проведена через трубы под церковь, в которой против царских врат устроено водовместилище в виде бассейна. В этом бассейне вода бьет фонтаном и отсюда выходит за стены храма. Пред выносимою на это водовместилище иконою Владимирской Божией Матери совершаются молебны и акафисты. Вода, почерпаемая из этого источника, считается богомольцами целебною; иногда в этот источник многие немощные погружают свои болящие члены».

В начале XX века храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 года освящен епископом Тихоном (Никаноровым).

После революции пустынь разделила участь большинства обителей: в 1925 г. монахов разогнали, с 1931 г. началось разрушение стен и корпусов, в храмах разместили тракторные мастерские, а в 1950 г. – школу крестьянской молодежи. Но источник продолжал почитаться местными жителями и в эти годы. В 1996 г. Анатолием Петровичем Захаровым он был заключен в закрытое железобетонное кольцо с выходом воды через железную трубу, а затем над ним была построена часовня, и началось восстановление пустыни. 3 июня 2002 г. источник посетил Преосвященнейший епископ Филарет.

Сейчас во Вьясе существует архиерейское подворье с женской монашеской общиной. На источник ежегодно, на Владимирскую бывают крестные ходы и водосвятные молебнысенью 2004 г. рядом с источником была поставлена маленькая дощатая купальня.

 

*ЕКАТЕРИНОВКА Лунинского р-на. К югу от села расположен святой родник. К 1918 гад ним была построена часовня, но во времена воинствующего атеизма ее сломали.

 

ИВАНЫРС Лунинского р-на. К югу от села, в грех километрах по дороге к деревне Березенки, есть родник Святой колодец. Когда-то его пытались засыпать, сваливали туда мусор и камни, но к утру все снова было чисто. В 1993 г. совхоз «Заречный» над родником установил купол с крестом, а на Крещение хозяйство специально прочищает сюда дорогу снегоочистителем.

 

ИВАНЫРСЕНСКИЙ ЛЕСОЗАВОД Лунинского района. Рядом с Иванырсенским Лесозаводом, на правой стороне реки Иванырс, был святой родник (который не следует путать с родником между Иванырсом и Березенками, на левом берегу). Впрочем, говорят, в 90-х он заглох.

 

КАЗАЧЬЯ ПЕЛЕТЬМА Лунинского р-на. За юго-западной околицей села расположен Святой родник, над которым в 1996 г. стояла бочка с трубой. На следующий год он был благоустроен А. П. Захаровым. В декабре 1999 г. сюда приезжал Владыка Серафим и освятил вновь построенную над родником двускатную деревянную крышу с крестом.

 

*ЛИПЯГИ Лунинского р-на. Святой источник издавна существовал к северо-востоку от села, сразу за кладбищем, у ручья. Возможно, первончально он был посвящен Параскеве Пятнице – покровительнице источников, в честь которой названа приходская церковь (первое здание к 1708 г., нынешнее – 1772 г.); а может быть, Пресвятой Богородице, Рождеству которой была посвящена кладбищенская церковь (1858 г.).

Летом 2006 г. старостепановский священник Георгий Добролюбов освятил родник в честь иконы Божией Матери Троеручицы. Тогда же он был обустроен: поставлен крест с иконой в ограде, к роднику положены как ступеньки шпалы, по топкому месту – кирпичики, над срубом с водой сделан навес.

 

*ЛОМОВКА Лунинского р-на. Одна из наиболее чтимых икон Лунинского края – Божией Матери, именуемая Казанской, явилась в селе Ломовке на источнике Ломовский. По преданию, она явилась духовному лицу и трижды была переносима в приходской Троицкий храм, но каждый раз возвращалась обратно, и тогда над родником построили небольшую Казанскую церковь и вскоре вокруг нее образовался женский монастырь. Все эти события могут быть предположительно относимы к последней четверти XVII столетия.

В 1764 г. монастырь был упразднен, а вскоре за ветхостью разобрана и церковь над источником. С тех пор икону поместили в приходском храме, а над ключом устроили часовенку. В описи церковного имущества 1924 г. между колоколами и домом священника значатся «часовня каменная, крытая железом, стеклянная дверь, размера 5 ф х 3 – 1; новая деревянная икона – 1; старые иконы – 5; лампада висячая маленькая – 1; часовня тесовая размер <не указан>, крытая железом с площадкой с трех сторон – 1». Вскоре она была снесена.

Сейчас святой родник вновь обустроен: над бетонным кольцом устроена крыша, с трассы через ручей положены мостки (к 2004 г.).

 

*РОДНИКИ Лунинского р-на. В деревне Добролюбовке, которая сейчас входит в состав села Родники, по преданию, при основании деревни (1862 г.), в честь того, что барин Дмитрий Васильевич Сабуров подарил крестьянам-первопоселенцам землю, поставили часовню над источником. Часовня была посвящена Богородице (как и одна из сельских церквей, во имя Рождества Приснодевы Марии). Ее сложил Алексей Кальманов, бывший церковным старостой. В 30-х та часовня обветшала и перестала существовать. По не совсем достоверным сведениям, в 2004-2005 гг. она была построена заново.

 

*СТАРАЯ СТЕПАНОВКА Лунинского р-на. В полукилометре к югу от села находится один из самых чтимых родников местности – Часовня (еще его называют Трюручна). Протоиерей Николай Федорович Быстров, рассказывая о местной чудотворной иконе – Троеручице, приводит такое предание: «Одна крестьянка села Чирково Мокшанского уезда [ныне Лунинского района, в 8 км от Старой Степановки] семь лет страдала тяжкою и. по суждению человеческому, неизлечимою обыкновенными медицинскими средствами болью рук (ломотою). Потеряв всякое доверие к искусству знахарей и фельдшеров, больная все свое упование, всю надежду возложила на Заступницу Усердную и горячо молилась Ей. Горячие исправные молитвы страждущей женщины дошли до Пресвятой Богородицы. Владычица явилась крестьянке во время сна и повелела ей идти на Степановские родники, поставить в ту часовню, которая стояла на этих родниках (эта часовня существует на старом месте доселе), икону Божией Матери Троеручица, и ходить к поставленной иконе на молитву в продолжение шести недель ежедневно. Все повеленное Богородицей крестьянка исполнила в точности, после чего получила исцеление. Слух о чудесном исцелении в скором времени распространился по ближайшим окрестностям. Народ спешил к иконе Усердной Заступницы, и число богомольцев год от года стало увеличиваться. Уважение и усердие почитателей иконы не уменьшилось даже тогда, когда явилась нужда за ветхостью иконы, переснять ее. Новая икона, помещающаяся в настоящее время не в часовне, где стояла старая икона, а в самом храме, пользуется не меньшим, если только не большим, чем ее оригинал, уважением. И ныне богомольцы почти толпами ходят на поклонение высокопочитаемой иконе Пресвятой Богородицы. Свои путешествия богомольцы приурочивают по большей части ко дню Вознесения Господня. В этот день в Степановке совершается крестный ход с иконой Троеручицы во главе – из храма в часовню, где помещена была чирковскою крестьянкою старая икона. На Вознесение прошлого 1884 года число участвовавших в крестном ходе на родник доходило 5000 человек».

Далее Быстров добавляет: «Часовня эта находится в полуверстном (по направлению к югу) расстоянии от села. Стоит она на берегу оврага. Берег этот представляет чистую трясину, потому что весь усеян родниками с холодной, вкусной водой, которая, сбегая в глубину оврага, образует из себя порядочный ручей, известный под именем Антона. Антон, огибая и омывая Степановку с восточной стороны, немного ниже села впадает в реку Пелетьму». Название «Антон» существует по сей день.

Крестные ходы до революции действительно были очень многочисленны. Говорят, что очередь желающих набрать целебной воды тогда выстраивалась на 6-7 километров. Паломники занимали все окрестные холмы. Существовала традиция купать в источнике больных детей.

В советские годы часовня была разрушена, икона утеряна. Но почитание родника не прекращалось, исцеления происходили здесь и в 50-х – 60-х гг.

Только в 2000 г. был снова проведен крестный ход из приходской церкви на источник, который теперь бывает ежегодно. 25 июля, в день Божией Матери Троеручицы. Так, в 2003 г. в нем приняло участие около 200 человек. В 2004 г. на него собралось несколько десятков верующих, паломники из Пензы приехали на специальном автобусе. С тех пор автобус с паломниками стал традицией.

Родник обозначен деревянным крестом, ниже он заключен в дощатый колодец, и еще ниже вытекает через шланг; еще три колодца находятся чуть подальше (к 2007 г.). Предполагается восстановить и часовню.

 

ТЁПЛОВКА Лунинского р-на. Километрах в двух к югу от села находится Святой источник, связываемый в народных сказаниях с именем Серафима Саровского. Думается, его почитание началось не ранее как с начала XX века – времени канонизации преподобного, и, но крайней мере, после его смерти (1833). Говорят, на роднике неоднократно были случаи исцеления, а влага вспыхивала огнем от недостойного прикосновения. Уже в 1996-м стараниями А. П. Захарова здесь поставили железобетонное кольцо с трубой, а вскоре железную часовню-беседку.

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг