Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)
Месторасположение ЛУНИНСКОГО района на карте Пензенской
области
*БЕЛЫЙ
КЛЮЧ Лунинского
р-на. Святой ключ (или Белый ключ) расположен
в лесу к востоку от села и является истоком ручья, давшего название Белому Ключу. Само
название это впервые фиксируется в 7195 (1686/87)
году: «в Пензенском уезде Шукшинского стану деревня
Белый Ключ, на Белом Ключе, а в той
деревне за Федором Матвеевым Тоузаковым один двор
помещичий с дворовыми людьми и два двора крестьянских...».
Первая
церковь в селе была построена незадолго до 1709 г. А еще до нее, по
предположению А.И. Дворжанского, в селе уже стояла
часовня. Возможно именно над святым источником.
Название
ручья – Белый, т.е. светлый, чистый – уже наводит на предположение
о его почитании как святого с момента основания села и даже
раньше. Но существовали разные версии о происхождении названия – «в верховьях ручья вода
имеет беловатый оттенок (по сравнению с речной или озерной водой), заметный даже невооруженным глазом. Таковое свойство воды в ручье объясняется легко тем, что последний берет свое начало в грунте меловой горы и протекает по руслу с меловой почвой (в верхней части)».
Были
и другие попытки материалистически объяснить святость источника:
будто бы некогда кто-то повесил на дерево над родником икону, а местный
крестьянин, увидев в воде ее отражение, рассказал всем о чудесном явлении,
с чего и пошла молва и потоки паломников. Но как бы то ни было, а почитание
источника в народе остается неизменным. В 1992 г. жители устроили
над ним часовенку, и к ней постоянно едут и идут богомольцы. В начале 2000-х,
по программе «Родники», часовня снова была отделана усилиями Большевьясского лесхоза.
*БОЛЬШОЙ ВЬЯС Лунинского
р-на. Пожалуй, наиболее чтимым из лунинских
источников является Монастырский родник или Молебный ключ
на правом берегу реки Вьяс, между Большим и Лесным Вьясами, в возрождающемся
Владимирском монастыре. С этим родником связано само возникновение
обители, поэтому о нем стоит рассказать подробнее.
По преданию, в конце XVII
века (по некоторым сведениям, именно в 1691
году) в эти края пришли двое старцев – Иоанн и Тихон, которые принесли сюда Владимирскую икону Божией Матери и
поставили ее над ключом. Они поселились здесь, а над иконой и источником
была сооружена часовня. Впервые она
упоминается в 1677 г.
Все
эти места принадлежали тогда графу Гавриилу Ивановичу Головкину.
Он и «бил челом» царю Петру Алексеевичу, «а в челобитной его написано: в прошлых
годах в Пензенском уезде, в Шукшинском стане, близ вотчины его, села Вьяса,
в лесу его построена на ключе в пусте
месте часовня, у той часовни живут
монахи слепые и хромые и кормятся подаянием
мирским, и ныне де он обещался на том ключе, где часовня стоит, построить
церковь, во имя Владимирския Пресвятыя
Богородицы». 22 января 1713 г. Петр I своим указом повелел соорудить церковь
Живоносного Источника.
К апрелю в ней был уже готов иконостас, в 1714 году храм был освящен. Он пришел в ветхость только спустя полтора
столетия и тогда, в 1857 г., был заменен новым.
Первый
историк этих мест, священник Серафим Степанович Старосивильский, после рассказа о
главной святыне Вьясской пустыни – чудотворной Владимирской иконе, писал: «В пустыни
есть еще один предмет, достойный
благочестивого внимания, – это родник или источник. Этот источник есть тот самый, на котором была
поставлена, принесенная сюда икона
Владимирской Божией Матери, и который до сих пор составляет предмет благоговейного уважения приходящих в
пустынь богомольцев. Возле этого
родника устроена церковь Божией Матери Живоносного Источника. Вода из него искусно проведена через
трубы под церковь, в которой против царских врат устроено водовместилище
в виде бассейна. В этом бассейне вода бьет фонтаном и отсюда выходит за стены
храма. Пред выносимою на это водовместилище иконою Владимирской Божией Матери
совершаются молебны и акафисты. Вода, почерпаемая из этого источника, считается богомольцами целебною; иногда в этот
источник многие немощные погружают
свои болящие члены».
В
начале XX века храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 года
освящен епископом Тихоном (Никаноровым).
После революции пустынь
разделила участь большинства обителей: в 1925 г. монахов разогнали, с 1931 г. началось разрушение
стен и корпусов, в храмах разместили тракторные мастерские, а в 1950 г. – школу крестьянской
молодежи. Но источник продолжал почитаться
местными жителями и в эти годы. В 1996 г. Анатолием Петровичем
Захаровым он был заключен в закрытое железобетонное кольцо с выходом
воды через железную трубу, а затем над ним была построена часовня, и началось
восстановление пустыни. 3 июня 2002 г. источник посетил
Преосвященнейший епископ Филарет.
Сейчас
во Вьясе существует архиерейское подворье с женской монашеской
общиной. На источник ежегодно, на Владимирскую бывают крестные
ходы и водосвятные молебны.Осенью
2004 г.
рядом с источником была поставлена маленькая дощатая купальня.
*ЕКАТЕРИНОВКА
Лунинского
р-на. К югу от села расположен святой родник. К 1918 г.над
ним была построена часовня, но во времена воинствующего атеизма ее
сломали.
ИВАНЫРС Лунинского р-на. К югу
от села, в грех километрах по дороге к деревне Березенки, есть
родник Святой колодец. Когда-то его пытались засыпать, сваливали туда мусор и камни, но к утру
все снова было чисто. В 1993
г. совхоз «Заречный» над родником установил купол с
крестом, а на Крещение хозяйство специально прочищает сюда дорогу
снегоочистителем.
ИВАНЫРСЕНСКИЙ
ЛЕСОЗАВОД Лунинского района. Рядом с Иванырсенским Лесозаводом, на правой
стороне реки Иванырс, был святой родник (который не следует путать с родником между Иванырсом и Березенками,
на левом берегу). Впрочем, говорят, в 90-х он заглох.
КАЗАЧЬЯ ПЕЛЕТЬМА Лунинского р-на. За
юго-западной околицей села расположен Святой
родник, над которым в 1996
г. стояла бочка с трубой. На следующий год он был благоустроен А. П. Захаровым.
В декабре 1999 г.
сюда приезжал Владыка Серафим и
освятил вновь построенную над родником двускатную деревянную крышу с
крестом.
*ЛИПЯГИ
Лунинского р-на. Святой источник издавна существовал к
северо-востоку от села, сразу за кладбищем, у ручья. Возможно, первончально он был посвящен Параскеве
Пятнице – покровительнице источников, в честь которой названа приходская
церковь (первое здание к 1708
г., нынешнее – 1772 г.); а может быть, Пресвятой Богородице,
Рождеству которой была посвящена кладбищенская церковь (1858 г.).
Летом 2006
г. старостепановский священник
Георгий Добролюбов освятил родник в честь иконы Божией
Матери Троеручицы. Тогда же он был обустроен:
поставлен крест с иконой в ограде, к роднику положены как ступеньки шпалы, по
топкому месту – кирпичики, над срубом с водой сделан навес.
*ЛОМОВКА
Лунинского
р-на. Одна из наиболее чтимых икон Лунинского края – Божией Матери, именуемая
Казанской, явилась в селе Ломовке на источнике Ломовский.
По преданию, она явилась духовному лицу и трижды была переносима в приходской Троицкий храм, но
каждый раз возвращалась обратно, и тогда над родником построили небольшую
Казанскую церковь и вскоре вокруг нее образовался женский монастырь. Все
эти события могут быть предположительно
относимы к последней четверти XVII столетия.
В 1764 г. монастырь был
упразднен, а вскоре за ветхостью разобрана и церковь над источником. С тех пор икону
поместили в приходском храме, а над ключом
устроили часовенку. В описи церковного имущества 1924 г. между колоколами и домом священника значатся
«часовня каменная, крытая железом, стеклянная дверь, размера 5 ф х 3 –
1; новая деревянная икона – 1; старые
иконы – 5; лампада висячая маленькая – 1; часовня тесовая размер <не указан>, крытая железом с площадкой с
трех сторон – 1». Вскоре она была
снесена.
Сейчас
святой родник вновь обустроен: над бетонным кольцом устроена крыша, с трассы
через ручей положены мостки (к 2004
г.).
*РОДНИКИ Лунинского р-на. В деревне Добролюбовке,
которая сейчас входит в состав села Родники, по
преданию, при основании деревни (1862 г.), в честь того, что
барин Дмитрий Васильевич Сабуров подарил
крестьянам-первопоселенцам землю, поставили часовню над источником. Часовня
была посвящена Богородице (как и одна из сельских церквей, во имя
Рождества Приснодевы Марии). Ее сложил Алексей Кальманов, бывший церковным старостой. В 30-х та часовня обветшала и перестала существовать. По
не совсем достоверным сведениям, в 2004-2005 гг. она была построена заново.
*СТАРАЯ СТЕПАНОВКА Лунинского
р-на. В полукилометре к югу от села находится один из самых
чтимых родников местности – Часовня (еще его называют Трюручна).
Протоиерей Николай Федорович Быстров, рассказывая о местной чудотворной
иконе – Троеручице, приводит такое предание: «Одна крестьянка села Чирково Мокшанского уезда [ныне
Лунинского района, в 8 км
от Старой Степановки]
семь лет страдала тяжкою и. по суждению человеческому, неизлечимою
обыкновенными медицинскими средствами болью
рук (ломотою). Потеряв всякое доверие к искусству знахарей и фельдшеров, больная все свое упование, всю надежду
возложила на Заступницу Усердную и
горячо молилась Ей. Горячие исправные молитвы страждущей женщины дошли до
Пресвятой Богородицы. Владычица явилась крестьянке во время сна и повелела ей идти на Степановские
родники, поставить в ту часовню,
которая стояла на этих родниках (эта часовня существует на старом месте доселе), икону Божией Матери Троеручица, и ходить
к поставленной иконе на молитву в продолжение шести недель ежедневно. Все повеленное
Богородицей крестьянка исполнила в точности, после чего получила исцеление. Слух о чудесном исцелении в скором времени распространился по ближайшим окрестностям.
Народ спешил к иконе Усердной Заступницы, и число богомольцев год от года стало
увеличиваться. Уважение и усердие почитателей иконы не уменьшилось даже
тогда, когда явилась нужда за ветхостью иконы, переснять ее. Новая икона, помещающаяся в настоящее время не в
часовне, где стояла старая икона, а в самом храме, пользуется не меньшим, если
только не большим, чем ее оригинал,
уважением. И ныне богомольцы почти толпами ходят на поклонение высокопочитаемой иконе Пресвятой
Богородицы. Свои путешествия
богомольцы приурочивают по большей части ко дню Вознесения Господня. В этот день в Степановке
совершается крестный ход с иконой Троеручицы
во главе – из храма в часовню, где помещена была чирковскою крестьянкою старая икона. На Вознесение прошлого 1884 года число
участвовавших в крестном ходе на родник доходило 5000 человек».
Далее Быстров добавляет: «Часовня эта находится в полуверстном
(по направлению к югу) расстоянии от села. Стоит она на берегу оврага. Берег этот представляет чистую трясину, потому что весь
усеян родниками с холодной, вкусной
водой, которая, сбегая в глубину оврага, образует из себя порядочный ручей, известный под именем Антона.
Антон, огибая и омывая Степановку с восточной
стороны, немного ниже села впадает в реку Пелетьму». Название «Антон» существует по сей день.
Крестные
ходы до революции действительно были очень многочисленны. Говорят, что очередь
желающих набрать целебной воды тогда выстраивалась на 6-7 километров. Паломники
занимали все окрестные холмы. Существовала традиция купать в источнике больных
детей.
В советские годы часовня
была разрушена, икона утеряна. Но почитание родника не прекращалось, исцеления
происходили здесь и в 50-х – 60-х гг.
Только
в 2000 г.
был снова проведен крестный ход из приходской церкви на
источник, который теперь бывает ежегодно. 25 июля, в день
Божией Матери Троеручицы. Так, в 2003 г. в нем приняло
участие около 200 человек. В 2004
г. на него собралось несколько
десятков верующих, паломники из Пензы приехали на специальном
автобусе. С тех пор автобус с паломниками стал традицией.
Родник
обозначен деревянным крестом, ниже он заключен в дощатый колодец, и еще ниже
вытекает через шланг; еще три колодца находятся чуть подальше (к 2007 г.). Предполагается
восстановить и часовню.
ТЁПЛОВКА Лунинского р-на. Километрах в двух к югу от села находится Святой источник,
связываемый в народных сказаниях с именем Серафима Саровского.
Думается, его почитание началось не ранее как с начала XX века – времени канонизации
преподобного, и, но крайней мере, после его смерти (1833). Говорят, на роднике
неоднократно были случаи исцеления, а влага вспыхивала огнем от
недостойного прикосновения. Уже в 1996-м стараниями А.
П. Захарова здесь поставили железобетонное кольцо с трубой, а вскоре железную
часовню-беседку.