Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ 24.11.24
Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)

Карта Пензенской области (PDF=1,95 Мб)

 

Месторасположение КАМЕНСКОГО района на карте Пензенской области

*АЛЕКСАНДРОВКА Каменского р-на. Прощеный родник находится в овраге около кладбища. К 2004 г. над железобетонным кольцом укреплена деревянная доска с крестом и надписью:

 

Святой воды попив

Из родника Прощенья,

Родным могилам поклонись

И прах усопших

Не предай забвенью.

 

БЛИНОВКА Каменского р-на. Поленькин родник в селе назван по имени девушки, которую считали святой. Он находится на юго-западной окраине села.

 

*ВЛАДЫКИНО Каменского р-на. 25 мая 1909 года крестьянские дети обнаружили на источнике в овраге за околицей нерукотворный каменный меловой образ Богородицы. Он был тут же перенесен в приходской храм и поставлен там на особом аналое, а известие обо всем этом вскоре распространилось по губернии. Во Владыкине побывали губернатор с супругой, а специально назначенная епископом комиссия зафиксировала только за лето десять случаев исцеления после молитвы перед образом и купания в источнике. Но, увы, о послереволюционной судьбе иконы ничего не известно.

Родник же почитался святым и тогда. На него часто ходили молиться бабушки, особенно во время бездождья, а в 2003 г. местные поставили срубовину. Источник находится к северу от Владыкина, на правом берегу Малого Атмиса, близ пасеки и старой дороги на Каменку. Тропинка к нему еле видна (2004 г.).

*ЗАВИВАЛОВКА Каменского р-на. На Святом роднике в селе раньше проходили моления. Он находится в центре села, на левой стороне Юньги, около моста через нее, ниже комплекса конезавода. Рядом с источником поставлен столик с лавочками. Родник небольшой, и его постепенно затягивает, уровень воды из-за плотины постепенно поднимается, и скоро, вероятно, он окажется под водой (состояние 2004 г.).

 

*КЕВДО-МЕЛЬСИТОВО Каменского р-на. Родник Божией Матери Живоносного Источника в Кевдо-Мельситове был благоустроен в 2007 г. по инициативе начальника Каменского РОВД Константина Грошева. Была поставлена просторная бревенчатая часовня, источник заключен в новые трубы, и 16 июня 2007 г. освящен.

 

*КОЧЕТОВКА Каменского р-на. В мае 1959 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ С.С.Попов записал: «Родник у с. Кочетовки раньше посещался паломниками, сейчас почти не посещается, т.к. его размыло талыми водами». По нашим сведениям, источник существует и поныне, в полукилометре к юго-западу от села в овраге.

 

КРЫЛОВКА Каменского р-на. В 1945 г. сообщалось, что «в праздничные дни монашками совершаются службы у колодца». Это продолжалось и позже; как говорят местные жители, как во время засухи старухи помолятся – и сразу же пойдет дождь. Родник расположен за северными задами нижнего порядка Крыловки, в нескольких десятках метров от берега Большого Чембара. Он представляет из себя срубовой колодец на уровне земли, квадратом с полметра. С востока от него стоит металлический крест. (Говорят, что когда-то здесь кто-то утопился, или упал, захмелев, но судя по размерам и глубине родника, это маловероятно. По всей видимости, крест поставили те же «монашки», о чем крыловцы забыли.).

 

*СКВОРЕЧНОЕ Каменского р-на. По преданию, Явленный родник в Скворечном получил свое название оттого, что когда-то в нем явился лик Богородицы.

В начале XX в. упоминается о существовании на роднике за селом деревянной шестиугольной часовни, обитой тесом и крытой железом. В ней находились в киотах Казанская икона Божией Матери и икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Казанской иконе был посвящен и приходской храм в Скворечном, построенный в 1828 г.

 

Федоровка Каменского р-на. Протопопов, или Алексеевский, родник и овраг расположены километрах в четырех к северу от села, и являются одним из истоков р. Азясь.

 

*ФЁДОРОВКА Каменского р-на. По преданию, в 1790-х гг. Ефиму Петровичу Чемесову, тогдашнему владельцу Федоровки, во сне было повелено расчистить источник на горе севернее села, и взять из него образ Николая Чудотворца. Все сказанное он исполнил, и в роднике действительно нашли икону, вырезанную на десятисантиметровой квадратной каменной доске. Чемесов построил над источником каменную часовню, а в 1795 г. начал возведение большой каменной церкви. Освящена она была только в 1809 г. Говорили, что Чемесов медлил с освящением потому, что ему было предсказано во сне, что он умрет, когда достроит церковь. И в самом деле, в 1810 г. он скончался.

В 1826 г. по распоряжению епископа Иринея икону перенесли из часовни в церковь. В 1871 г. на роднике (в120-140 метрах от церкви) была построена новая деревянная часовня, обнесенная деревянной оградой.

До революции икона и источник были весьма почитаемы крестьянами ближайших уездов, особенно много паломников бывало 9 мая, на престольный праздник. Когда в 1875-1884 гг. церковь отстроили заново (по проекту М.А. Рудкевича), то в подвальном этаже галереи между колокольней и храмом было запланировано устроить даже специальное помещение для приходящих в Федоровку богомольцев.

Святой Никольский родник сохранился до наших дней. Он расположен на горе, западнее церкви. Над ним сооружена четырехскатная крыша с крестом, обнесенная низкой деревянной оградкой, чуть пониже –железобетонное кольцо (к 2004 г.).

 

ХОЛЕНЕВКА Каменского р-на. Самым известным родником в Каменском районе является Холенёвскийв нежилой (формально с 1987 г.) деревне Холенёвке между Кевдо-Мельситовым и Новой Есинеевкой. История Холенёвского источника уходит корнями в глубокую древность. По преданию, когда-то на этом источнике явилась икона. Человек, нашедший ее, отнес образ домой, но на утро икона вновь оказалась у родника. Так повторялось до трех раз; люди поняли, что это место свято и построили здесь часовню.

Но народная память ни время явления, ни названия иконы не сохранила. В клировых ведомостях Троицкой церкви с. Кевдо-Мельситово часовня упоминается в 1914 г. Там говорится: «В деревне Халеневке часовня в честь Св. Мученицы» (Параскевы Пятницы).

Говорят, в начале XX века из окрестных сел и деревень Старой и Новой Есинеевок, Покровской Варежки, Сорочьей Крепости, Варваровки и Кевдо-Мельситова на праздник стекалось так много народа, что окрестные луга пестрели от ярких одежд и платков.

В советские годы безбожная власть всячески пыталась пресечь поток богомольцев. В 1959 г. Каменский райком ВЛКСМ предлагал провести на праздник спортивное мероприятие, чтобы отвлечь народ от действа на источнике и, в сущности, осквернить празднование. Правда, уполномоченный Совета – по делам Русской Православной Церкви – С. С. Попов с этим не согласился. Он писал: «Старухи всё равно придут в этот день за водой, а скопление молодежи лишь привлечет внимание к роднику населения. Рекомендую рассмотреть вопрос: нельзя ли его засыпать замлей, т. к. он якобы небольшой». Но засыпать источник так и не стали. Холенёвка деревня глухая, и директивы власти доходят до нее не всегда.

Часовенка не закрывалась, напротив, она ежегодно подновлялась и подкрашивалась. По трубам вода была подведена в низ оврага, где устроена небольшая забетонированная купальня, а с юга территория обнесена деревянной изгородью. Воду качают на карду, выше часовни стоит табличка «Живи, родник!», рядом сохранился полуметровый квадратный фундамент из кирпича, как и фундамент часовни, – возможно, здесь стоял какой-либо знак, крест, чтобы издали было видно расположение источника. Последний раз двое плотников-холенёвцев отремонтировали здесь все в 1988 г.

Часовня представляет собой маленький бревенчатый сруб, обитый снаружи железом и сверху увенчанный четырехскатной крышей. Внутри часовенка оклеена обоями. На восточной стороне, на полочке и стенах, размещается десяток простых икон. Стоят деревянные напольные подсвечники, столик с записками для поминания. В полу вынимаются две доски и открывается источник, над которым и построена часовня. В глубине праведные люди, говорят, видели святые лики.

В советские годы внутри часовни было множество старинных образов, которые в начале 90-х годов, на заре «свободы веры», растащили, а в Холенёвку жители окрестных деревень собрали новые иконы...

Сейчас в любой, даже будний, погожий день тянуться к источнику люди. В праздник же здесь бывают сотни, хотя добраться до Холенёвского источника не так-то просто. Наиболее удобный подъезд – по грунтовому ответвлению направо от асфальтированной дороги Кевдо-МельситовоКобылкино.

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг