15 февраля 2007 года состоялась встреча Архиепископа Пензенского и
Кузнецкого ФИЛАРЕТА с молодёжью в ПГПУ
Ректор А. Ю. КАЗАКОВ:
– Я вижу цель нашего разговора в том,
чтобы каждый, выйдя отсюда в день святого праздника, унёс с собой что-то новое.
Поэтому, может быть, мы дадим слово нашему ведущему профессору Н. М. Инюшкину, как посреднику мирской культуры и православной.
Н. И. ИНЮШКИН: – Для меня это высокая честь. Я рад, что Владыка Филарет
пришёл к нам в такой великий праздник, который уже в названии своём имеет
глубокий смысл – встреча. Не будем забывать, несмотря на праздник, о тех очень
серьёзных проблемах, которые имеются в нашем обществе. Совсем уже не слышащие и
не зрящие – и те понимают, что в нашем обществе совершенно определённо
ощущается атмосфера духовной недостаточности. Поэтому совершенно правильно
сказал Алексей Юрьевич, что сегодняшняя наша встреча должна стать обменом
мнениями. Теми, которые наболели, которые на душе, и которые,
наверное, не приведут к принятию какого-то окончательного решения. Да
это и невозможно. Но хоть какая-то грань конструктивного поиска, не спора, а
мозгового штурма, духовного штурма, сердечного штурма должна присутствовать. И
я думаю, что эта встреча могла бы быть, верю, дай Бог, будет встречей первой,
но не последней. И обмен духовным поиском будет продолжаться. С великим
удовольствием предоставляю слово нашему глубокоуважаемому гостю.
Владыка ФИЛАРЕТ: – Позвольте мне поблагодарить вас за возможность
встретиться с аудиторией. Можно подискуссировать,
обменяться мнениями. Хочется начать с приятного. Позвольте передать в
университетскую библиотеку «Очерки истории церковно-приходской школы»
профессора С. Миропольского, дореволюционного
времени. В этой книге я нашёл для себя много интересного; язык ясный, чёткий,
тонкий. Эта книга написана с любовью к народу с тысячелетней культурой. Первые
школы были при князе Владимире, при Мономахе, и первые учителя в них были
монахи. Церковь дала толчок всему: живописи, искусству, литературе. Поэтому дай
нам Бог не быть Иванами, не помнящими своего родства. Алексей Юрьевич, вручаю
Вам. Может быть, кого-то эти книги заинтересуют, потому что это наша родная
история, со всеми её сложностями и трагедиями, из песни, как говорят, слова не
выбросишь…
А. Ю. КАЗАКОВ: – Может быть, этот дар будет первым кирпичиком в то, что мы
у себя начали бы изучать православную культуру. Я думаю, что на будущий год
факультатив такой мы откроем. Спасибо.
Владыка ФИЛАРЕТ: – Я хочу, чтобы аудитория меня поняла: Святейший Патриарх
говорил это сотни раз, а СМИ всё передёргивает – надо вводить «Основы
православной культуры», студенты много просто не знают. А сегодня это просто
необходимо. Но с другой стороны, мы не вламываемся в учебный процесс, мы не
ставим такой цели, у нас есть чем заниматься.
Посмотрите, поездите по области: стоят искалеченные храмы, 176 храмов полуруинированных, на которые мы не можем найти средства.
Вот с чем мы столкнулись. Но я смотрю немножко дальше.
В Москве у Святейшего Патриарха мне
был задан вопрос: почему в ПГУ нет храма? Я ректору Волчихину
много раз об этом говорил, и был уже почти положительный ответ, но дело всё
тянется…. Но рано или поздно ОПК войдёт в образование, и кто его будет
преподавать? Не каждый священник это может, значит, надо преподавателей ОПК
готовить в вашей среде. Это может быть теологический факультет или факультет
православной педагогики. Кстати, вышла книга «Основы Русской Церкви», это
колоссальная работа. Мы, так или иначе, придём к этому, на
до будет преподавать. Вы понимаете, что педагог – это не просто информатор, это
человек, умеющий обращаться с людьми, даже с самыми маленькими. И мы имеем в
виду именно открытие этих факультетов. Уже в 42% регионов РФ ОПК уже преподают,
но кое-кто этому противится. А ведь они не знают законодательства. Дело в том,
что это совсем не запрещено: сегодня в школе, если родители хотят, чтобы их
детям преподавали ОПК, они пишут заявление на имя директора школы, и директор
обязан пригласить священника или лицо, которое может это преподавать, и платить
ему зарплату. Кроме этого, ОПК входит в региональный культурологический
компонент, то есть, все возможности есть. Сегодня Россия похожа на нерадивого
монаха из известной притчи, что был монах, имел много книг, спал на них, но не
знал, что в них. История русского народа – его поразительная сокровищница, а мы
стоим на месте и ничего не хотим предпринимать. Но под лежачий камень ведь вода
не течёт, она его обходит и идёт дальше.
Ежегодно мы проводим Рождественские
образовательные чтения, Кирилло-Мефодиевские… Что это – для галочки? Надо
встречаться с обществом, обсуждать все вопросы, потому что жизнь общества – это
не только экономика, политика, но и внутренняя духовная жизнь, этот
нравственный мир человека, без него ничего не будет. И
слава Богу, что наш Президент недавно сказал всему миру о том, что у нас
наболело, потому что нам навязывается американский стиль жизни – этот праздник
св. Валентина, американизированное шоу.… А мы как стадо, нас толкают – и мы идём.
Почитайте жития святых, про Петра и Февронию
Муромских чудотворцев, про их любовь, они даже скончались в один день. За 70
лет атеизма мы всё забыли. Я не сторонник ругать всё подряд в прошлом, было в
нём и положительное, но Церковь наша была гонима, страшно гонима, и в каком
положении было духовенство – дай вам Бог это не знать. Поэтому радостно, что
сегодня восстанавливаются храмы, монастыри, но и трудно это делать, так как прихватизаторы сделали наш народ бедным, он и хочет
восстановить Дом Божий, но нет у него средств. Я часто езжу в Москву и прошу,
где только можно, мне помогают, так и живём. Сложности есть, но много и
радостного, того, что приносит какое-то воодушевление.
Для начала мне хочется сказать о
празднике Сретения. Очень коротко о содержании праздника: на 40-й день
Пресвятая Дева принесла Богомладенца Христа в храм по
закону того времени, и один из толковников (переводчиков) Священного Писания на
греческий язык старец Симеон, приняв Младенца на
руки, убедился в том, что Пречистая Дева родила Спасителя миру. Согласно этому
событию, каждый православный в младенческом возрасте крестится, мать отдаёт
ребёнка на руки священнику, а тот кладёт его на пол у царских врат, мать
поднимает его. Это не просто обряд, здесь всё имеет глубокий смысл: от лица Церкви
священник как бы говорит матери: вот твой ребёнок, мы его освятили, и тебе
нужно в нём сохранить эту чистоту.
Теперь об ОПК. На Рождественских
чтениях в Москве, где участвовало 6 000 человек, Святейший Патриарх в
который раз поставил вопрос: 90-95% детей, рождающихся в России, крещены. Так почему же эти дети, которые по воле
родительской были крещены в Церкви, почему они не имеют права изучать ОПК? Эта
нестыковка поражает. Есть люди, в том числе и ваш министр Фурсенко,
который не педагог, а технарь, и это чувствуется, есть люди, которые против
ОПК, и они стоят насмерть. Святейший Патриарх говорил и о психологическом
моменте – это боязнь увидеть в школе священника. Когда я служил в Краснодаре,
мы с губернатором Кондратенко были в очень хороших отношениях, это очень
начитанный, умный человек, с ним легко общаться, так вот, он мне однажды
сказал: «Владыка, всё хорошо, но не ходили бы Вы в рясе…» Психологически
человека понять можно: общение со священнослужителем, которое далеко не
приветствовалось в годы воинствующего безбожия. Ещё пример. Когда я был
ректором МДА, мне приходилось общаться по деловым вопросам с директором
Департамента образования Москвы Кезиной, мы были в
очень хороших отношениях, мы вместе с ней представляли московскому
правительству проект духовного образования, то есть, введения в школах ОПК. Кезина тогда потерпела, в неё стреляли, гна
лишилась глаза. И она, испугавшись, видимо, стала категорически против введения
ОПК, и сейчас она на такой позиции. Мэр Москвы Лужков вынужден был сказать, что
мнение Кезиной – не мнение всего московского
правительства.
Меня удивляет такое стоическое
сопротивление некоторых лиц. Ну, посмотрите на молодёжь, посмотрите
внимательно, пристально. У меня она не вызывает чувства нетерпимости, что, мол,
она такая-сякая… Мне жалко молодёжь. Жалко. Потому что по воле этого времени в
них отсутствует духовная воспитанность. А она – от христианства. Честертон в
книге «Великий человек» пишет: «Безверие – рабство, и вынести его нелегко. Если
человек не может молиться, он задыхается. Если он не может встать на колени –
он в оковах. Вся история религии показывает, что здравый смысл гибнет повсюду,
где его не хранит христианство».
Часто мы говорим: ну, здравый смысл
восторжествует. Но он должен иметь подпитку; если такого питания не будет,
толку не жди. Помните, Михалков говорил, что сегодня всё делается для того,
чтобы подорвать корневую систему русской культуры; подорвите её – и дерево
засохнет. Так и в жизни нашего общества. Именно христианство всегда было
питательной средой общества, его корневой системой, оно поддерживало добро в
человеке. Сегодня молодые спрашивают: а зачем делать добро? То есть, ушло в
рудимент то, что держит добрую волю человека. И правильно Президент сказал в
отношении Америки. Я ничего не имею против американцев, европейцев, там живут
такие же люди, как и мы… США – религиозная страна, но храмы там
в большинстве своём протестантские. Помните, есть у Радзинского рассказ: в
американском храме идёт служба, на ступеньках сидит негр и плачет. Подходит
Христос: «Почему плачешь?» – «Меня туда не пускают». А Христос говорит: «Меня
тоже туда не пускают». Глубокий смысл.… Но всем ясно, что со стороны США всё
делается для того, чтобы Россия сменила пластинку своей жизни. Праздник св.
Валентина, «хэллоуин»… – это же позор, издевательство
над своим народом, который не понимает, что это такое, но послушно выполняет….В подобных праздниках мы теряем различие между добром и
злом, там всё перевёрнуто. Поэтому нашей молодёжи сегодня можно только
посочувствовать. Но что же делать? Очень просто: надо вводить ОПК. Там есть и
история страны, и история Церкви. Тогда молодой человек станет зрячим, а не
слепым, он будет понимать, что происходит, и что ему предлагают с экранов ТВ. Я
уже не говорю о тех тысячах сект, которые ринулись в Россию. Святейший Патриарх
приводил такие цифры ещё в 1995 году: в США специально для России подготовлено
200 000 проповедников. Друзья мои, мы живём в России, мы не говорим: «эта
страна», мы говорим «наша страна», наша родная земля, на которой мы выросли,
где мы получаем образование, работаем, живём. Если кому не нравится – уезжай,
границы открыты, сейчас это просто. Но в нашей стране мы хотим жить так, как
завещали нам предки. Почитайте русских классиков – Гоголя, Достоевского,
Ярослава Мудрого почитайте… – у нас колоссальная культура, а мы размениваемся
на чечевичную похлёбку, на доллары, отрекаемся от всего, что нам передали деды
и прадеды.
Мне нравятся слова Д. Лихачёва:
«Культура – это воспитанность». Надо быть воспитанным человеком. Можно быть кем
угодно – экономистом, космонавтом… – но главное, надо оставаться человеком, а
ещё лучше – христианином. Потому что культура и христианство – это неразрывные
понятия.
Может, кто и не знает, что когда
Ленин подписал декрет от отделении Церкви от школы,
пошли в Кремль десятки тысяч писем и телеграмм с возмущениями по этому поводу:
кто же будет воспитывать наших детей? Вот как наши предки это воспринимали.
Сегодня нам надо преодолеть то искусственное противостояние, которое было
создано между Церковью и школой.
Я много раз был на Западе, в Европе,
вот в Германии как? Там в школах не ОПК, а Закон Божий! Более того, государство
финансирует подготовку преподавателей этого предмета. Лицензию на преподавание
Закона Божьего выдают совместно Церковь и Министерство образования. И если за
педагогом наблюдается несоответствие того, что он говорит детям, и как он живёт
– лицензия отбирается. И чего мы так боимся? Я стран 15 могу назвать, где
преподают Закон Божий. Там, выходит, можно, а у нас нельзя?..
Причин тому много, прежде всего, это
70 лет атеизма. Священники не могли очень многого. В семинарию нельзя было
брать молодого человека с высшим образованием, нам это запрещали. И в то же
время у многих партийных чиновников под внешней атеистической маской скрывалось
верующее сердце. Вот был Куроедов, начальник отдела по делам религий при
Правительстве, так когда он заболел, но позвал
священника, пособоровался, причастился, скончался
христианином. Во внутренней жизни человека ничего не меняется. Нам сегодня
угрожает безкультурье, ть
есть, выпадение из культурно-нравственных ценностей общества. Надо знать
историю своей страны. Надо прийти в храм, но не ногами только, а душой, сердцем
прийти, ведь невольник – не богомольник. И мы никого
насильно в храмы не заталкиваем, но пытаемся достучаться до человеческих
сердец. Теперь, пожалуйста, задавайте вопросы.
СТУДЕНТКА: По Конституции Церковь у нас отделена от
государства, как же можно открывать православный факультет в государственном
вузе?
Владыка ФИЛАРЕТ: Отвечаю словами Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ: да, Церковь
отделена от государства, она не вмешивается в его дела, а государство не
вмешивается в дела Церкви. Но Церковь не отделена от народа, который живёт в
государстве, его невозможно отделить. Церковь – это общество, она не может существовать
виртуально, она всегда с народом. В нашем российском правительстве тоже очень
хорошо понимают, что духовный уровень общества низок, и просят Патриарха
активнее работать с людьми. ОПК – это факультативный предмет, не обязательный.
РПЦ не стремится стать Церковью государственной. Это уже было в истории, когда
Пётр Первый отказался выбирать следующего Патриарха,
сказав: «Я вам царь, я вам и Патриарх». 217 лет рулили Церковью…
Ещё интересный факт. РПЦ произошла от
Церкви Византийской, и в законодательных сборниках (новеллах) императора Юстининана есть определение: это симфония власти и Церкви.
Симфония – это созвучие, соработничество, а не
сотрудничество. Каждый занимается своим делом, но народ поделить нельзя.
СТУДЕНТКА: В нашей стране живут не только православные
люди, но и мусульмане, и буддисты. Им как быть? Может, они тоже хотят открыть
факультет?
Владыка ФИЛАРЕТ: В этом вопросе нет проблемы. Это СМИ создают в обществе
такую психологическую установку: мол, бедные мусульмане! Да ничего подобного!
Мусульмане уже преподают детям основы своей религии при государственной
дотации, а 85% православных людей не имеют такой возможности. Вопрос не стоит:
пусть преподают, мы не против. У РПЦ нет мнения, что
только мы одни такие в государстве. При Президенте России есть совет по делам религиозных конфессий, где и православные, и мусульмане, и
иудеи, и буддисты – и все вместе принимают решения. Но мусульмане нас обогнали.
Что сказать? Молодцы!
СТУДЕНТКА: Вы сказали, что можно быть юристом,
экономистом, но важнее быть христианином. Как можно сравнивать профессию,
которая кормит человека, с духовностью? Мне кажется, это невозможно…
Владыка ФИЛАРЕТ: Я постараюсь процитировать самого себя. Я говорил, что
можно быть академиком, генералом, но нужно оставаться человеком, а ещё лучше –
христианином. Давайте согласимся, что духовная жизнь – это незаметная, но очень
важная составляющая человека. Даже светские люди, которые в храм не ходят,
ощущают, что надо себя чем-то напитать… Скучно, если мы только профессионалы.
СТУДЕНТ: У меня вопрос и к Алексею Юрьевичу, и к
Владыке. Владыка сказал, что в МГУ есть студенческий храм святой мученицы Татианы. Можно ли, чтобы и на территории нашего
университета была хотя бы часовня?
А.Ю.КАЗАКОВ: Для этого надо на учёном совете принять соответствующее
решение, собрать средства и построить. Если такое желание будет у подавляющего
большинства студентов и преподавателей – сделаем.
СТУДЕНТКА: А для
чего молодой человек хочет храм в вузе?
СТУДЕНТ: Чтобы поддержать выступление Владыки. Туда силой никого
заталкивать не будут. Если вы православный человек, то можете прийти,
помолиться, свечку поставить…
Владыка ФИЛАРЕТ: Постараюсь вас примирить. Давайте начнём с того, что это
традиция русской жизни, а святая мученица Татиана – покровительница российского студенчества. Я
напомню вам слова Достоевского: Русские – это православные, а православные –
это русские. Мы просто сегодня не понимаем Православия, мы потеряли это знание
за годы атеизма, не чувствуем того, что происходит. В Москве я по благословению
Святейшего Патриарха участвовал в возвращении МГУ храма святой мученицы Татианы. Немного истории: в этом храме отпевали Гоголя,
Аксакова, много других выдающихся людей. В то время, когда мы начали
встречаться с ректором МГУ Садовничим по поводу
храма, в здании храма был студенческий театр, руководил которым Ролан Быков. Он
очень сопротивлялся. Театр распался, и чтобы выжить, там устраивали выставку
породистых собак! Меня это просто поразило, я даже не поверил сначала. И всё же
храм вернули. Схема этого простая: собрали подписи студентов и преподавателей,
написали прошение Патриарху и Садовничему, на учёном
совета всё решили, создали приходской совет, нашли средства… Настоятелем там
отец Максим Козлов, он закончил МГУ и МДА, и сегодня преподаёт и в университете,
и в Академии. Храм всегда полон, идут туда и студенты, и преподаватели…. Зачем?
Почитайте свою родную историю, тогда поймёте. Почитайте обращение Владимира
Мономаха к своим детям. Очень поучительное чтение, современное.
На день святой мученицы Татианы вся профессура, студенты МГУ идут сначала в
Успенский собор Кремля, а потом в свой студенческий храм. Я участвовал в
богослужении в Успенском соборе, и меня по-хорошему удивило: к Чаше причащаться
подходят одни девушки: Татьяна, Татьяна, Татьяна… Более
ста Татьяна причастились в тот день. Очень приятно. Это хорошо, потому что
добро созидает человека, а зло разрушает. Храм никогда не был агрессивным
обществу, он, наоборот, собирал человека, человек приходил в себя в храме.
Помните старое выражение: «он сегодня не в духе», «он не в себе». О чём это
говорит? О том и говорит. А храм собирает человека, человек чувствует в нём
голос своей совести, чувствует свою греховность,
кается. Поэтому христианство преображает человека, а никак не унижает.
Строительство храмов, воссоздание их
– это традиция русской истории. И при больницах были храмы. Сегодня и в
российской армии есть священники, которые помогают молодым людям преодолевать
те сложности, которые встречаются в их жизни.
Я тоже стою на той позиции, что не армия виновата, а такими в неё уже
приходят молодые люди, неся с собой злобу, алкоголь, наркотики,
разочарованность в жизни чему причиной может быть девушка, которая изменила, не
дождалась.… Кстати Пётр Первый ввёл в армии институт
духовенства, а Указ официальный появился в 1800 году. Так что это наша
традиция. Вот врач – он лечит тело, а священник – душу.
СТУДЕНТКА: Как Церковь относится к политике?
Владыка ФИЛАРЕТ: Почитайте Карамзина, Соловьёва Платонова (это ученик Ключевского).
РПЦ не входит в политику, Божие
– Богу, а кесарево – кесарю. Как может РПЦ относиться к политике, если мы
говорим: «политическая интрига», «политические игры»?.. Всё это нам чуждо.
Другое дело, что Церковь должна воздействовать на общество созиданием в душе
человека тех духовных ценностей, без которых человек очень быстро становится
животным. Помните у Достоевского: «Русский человек без Христа очень быстро
становится дерьмом». Простите, но это очень серьёзно.
Для светской власти Конституция – это всё, а для нас – это Евангелие. Там всё
сказано для умного человека, небезразличного к своей жизни, для человека
разумного. Без веры, без хотя бы примитивной нравственной жизни человечество
просто погибнет. Сейчас все в мире вооружаются. Но неужели вы думаете, что с
силой оружия что-то в мире изменится в лучшую сторону? Да никогда. Значит,
уходит культура, уходит нравственная жизнь человека. А за этим стоит безверие.
Если человек ни во что не верит, он будет делать, что хочет, и мы ничем его не
остановим. Кстати, в Законе об образовании на первом месте стоит воспитание, а
потом обучение. Почитайте Каменского, других наших русских педагогов. Без
воспитания не будет человека. Мы только потом, к сожалению, начинаем это
понимать. Один умный человек сказал: «Как же много надо знать, чтобы понять,
как мало ты знаешь»… Точные слова. Рано или поздно мы поймём, что все под Богом
ходим. Жизнь всему научит, хотим мы этого или не хотим. Можно быть хорошим
специалистом, но прежде всего надо быть человеком.
СТУДЕНТ: Будет ли в Пензенском Духовном училище
регентский класс?
Владыка ФИЛАРЕТ: Наше училище небольшое, а преподавать должны по сути
консерваторские педагоги… Так что у меня иной взгляд:
я бы хотел, чтобы в нашем музыкальном училище открыть отделение церковной музыки,
как это в других городах уже сделано. Тем более, у нас Архангельский… В Москве в разговоре с министром культуры Соколовым я
говорил о том, что неплохо бы в Пензе поставить памятник Архангельскому и
издать все его хоровые сочинения: и народные песни, и церковную музыку. В США
уже издали десятки томов церковной музыки, а мы-то что? Неужели не стыдно? Не
надо отворачиваться от наших традиций.
Н.И.ИНЮШКИН: Может, будут какие-то предложения?
СТУДЕНТ: Владыка сказал, что много храмов по области стоят в руинах.
Если вы помните, раньше были в вузах стройотряды. Сейчас их нет, а много
студентов летом ничего не делают. Может быть, из тех, кто захочет, сформировать
такие отряды, они не каменщики, не плотники, но хотя бы мусор убрать,
территорию возле храма благоустроить… Может, это покажется абсурдным, но я,
ходя в храм, вижу там много молодёжи, вера есть у молодых. Как Вы на это
смотрите?
Владыка ФИЛАРЕТ: Предложение хорошее, дельное. Надо собраться, поговорить.
Ещё 15 лет назад Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ Второй говорил:
восстанавливая храмы, мы восстанавливаем себя.
А.Ю.КАЗАКОВ: Наши студенты могут и реставрацией заниматься, было бы
желание. Нас Владыка призывает к культуре, а мы отгораживаемся. Давайте
подумаем. За нами же 1000-летняя православная культура. Я думаю, что в новом
учебном году мы откроем факультатив по ОПК, туда никого силой загонять не
будем, но думаю, те, кто послушает наших уважаемых профессоров, приведут туда
своих товарищей.
Владыка ФИЛАРЕТ: Спасибо Вам за эту мысль. Зачем в вузах часовни? Демократический
стиль жизни предполагает выбор. А если вам не из чего выбирать? Будет храм –
кто хочет, тот пойдёт. А если нет выбора, то мы идём в одном направлении. Если
вы будете принимать в этом участие, вы многое поймёте. Но, по старой русской
пословице, невольник – не богомольник. Но надо
узнавать, читать, не пользуясь прежними цитатами: «религия – опиум для народа».
Глупость это, это была идеологическая борьба.
Н.И.ИНЮШКИН: Чтобы осталось доброе чувство от нашей встречи, давайте мы
отнесёмся ко всему, что сказал Владыка, с огромной благодарностью. И подумаем,
где те пути конструктивного сотрудничества, чтобы педагоги, люди, воспитывающие
человека, и люди, которые служат в Церкви, тоже воспитывающие душу человека для
его спасения, чтобы мы были не разъединены, а едины, и чтобы пускали Христа в
дом знаний, где мы сегодня находимся.
А.Ю.КАЗАКОВ: Благодарим Владыку
за выступление, за ответы на вопросы. Надеемся, что он не последний раз у нас,
будет на каких-то знаковых событиях, типа закладки камня в основание часовни
или чтения первой лекции на факультативе по ОПК.
Записала
Татьяна ЛОГИНОВА.
Фоторепортаж из
Пензенского Государственного педагогического университета 15 февраля 2007 года
– Валентины ГРИШИНОЙ