Ответы
о.Дмитрия СМИРНОВА на вопросы, заданные молодежью в
процессе акции «Здоровая семья – здоровая Россия» в г. Пензе 16 мая 2006 года.
– «Кто или что мешает Русской Православной Церкви участвовать в
воспитании детей?»
– Что такое Церковь? Это собрание людей во имя Иисуса
Христа. В нашей стране таких 114 миллионов человек. Поэтому никто и ничто нам
не мешает. Мои слова были и обращены именно к Церкви, потому что Церковь – это
вы, а не только люди в рясах Церковь – это весь народ Божий. Вот один церковный
человек, крещёный, Владимир Ввладимирович Путин,
обратился с Посланием к Федеральному Собранию, к сенаторам. И все остальные
тоже могут в этом поучаствовать. Наша задача – как раз активизировать церковное
сознание. Но кто мешает? Есть, конечно, противники Церкви. Я могу назвать две
сотни имён без запинки. Например, Константин Эрнст, генеральный директор 1-го
канала ТВ, это Владимир Познер, и этих людей очень много, которые совсем не
хотят возрождения нашей семьи. Против семьи все те, кто делает свой бизнес на
низменных инстинктах. У нас в стране есть целый народ – цыгане, которые
занялись «народным» бизнесом – торговлей наркотиками. Все говорят, что
преступность не имеет национальности. Вот вам – поглядите. Вообще очень много
людей, думающих в разных направлениях, которые препятствуют правильному
воспитанию. Но всё равно нас 114 миллионов.
– Где готовят преподавателей по
предмету «Основы православной культуры»?
– В Свято-Тихвинском богословском
гуманитарном университете готовят.
– Появилась ли юридическая
возможность у врачей акушеров-гинекологов отказаться от проведения абортов?
– Нет, пока такой юридической
возможности нет. Поэтому каждый верующий врач старается сам каким-то образом
этого избежать.
– Главную роль в воспитании детей
играет мать. А с какого возраста детей отец должен принимать активное участие в
этом?
– Вот, большая ошибка. Совсем не
мать главную роль в воспитании детей играет, а отец. И вот это очень интересно.
Статистика говорит: если отец верующий в семье, то
дети становятся верующими в 80% случаев. Если верующая мать, то только в 10%,
при всех ее усилиях. Нас три брата. Отец у меня умер, ну, довольно рано, 56-ти
лет. И вот когда он умер, мы, три брата, так поняли, что на самом деле это он
нас воспитал. Хотя он никогда вообще ни слова нам не сказал, ну, что имело
оттенок какой-то дидактики, наставления, чтоб он нас чему-то учил. Нет, он
просто жил в семье. И вот так, как он жил, что он делал – это нас и
воспитывало. Никаких специальных педагогических действий он не производил. А
мать у нас была профессиональный педагог, она учительский институт окончила, и
колоссальное количество усилий производила. Не было таких кружков, в которых мы
не занимались, не было таких спецшкол, которых мы не посещали, и так далее, и
так далее. Это все какую-то роль сыграло в жизни нас, трех братьев. Вот. Но
оказалось, что главное – отец. И потом, вот когда погиб один из его друзей, и
мы поминки устраивали по поводу этого погибшего друга, кто-то вспомнил: «А ты
помнишь, говорит, вот он сказал одно пророчество, когда ты был еще не женат?
Что, говорит, у тебя будет три сына. Один будет священник, другой будет
математик, а третий будет музыкант». И так и случилось. И вот интересно.
«Потому что, он говорит, это все в тебе есть, а вот в детях это все
разовьется». Вот так вот человек жил, воспитывал как
мог трех детей. Ну, в те времена это было уникально. Но, тем не менее, вот
оказалось – роль отца, она самая значительная. У нас на приходе в связи с тем,
что практически в Москве все дома заражены стафилококком, врачи у нас, не знаю,
как в Пензе, но относятся к роженицам, вообще к детям, самым наибессовестнейшим образом. Так очень многие люди в приходе
рожают дома теперь. Вот, и поэтому у нас принято, что воспитание ребенка отец,
он с момента родов начинает принимать участие. А ведь это не только роль
матери. Главная в воспитании роль отца. И вообще педагогика – это мужское,
конечно, дело. Все великие педагоги были мужчинами. И это потому, что
воспитывать детей – это каторжный труд, который, ну, конечно, он по силам
русской женщине, ей все под силу. Моя мать, например, во время войны работала
кочегаром на паровозе. Кто бы знал, посмотрел бы, одну смену уголек бы покидал
в топку паровоза – я бы глянул, что с ним стало в конце. Наверное, половина просто
умерли бы физически. Вот. Русской женщине все доступно. Но все-таки воспитание
– это удел мужчины, прежде всего. И раньше, вот в прежнее время, до революции,
конечно, все гимназии, все педагоги были мужчины, кроме специфических там
женских предметов, одного-двух. А так даже танцы
преподавали мужчины.
– Что может сделать православная
молодежь для изменения сегодняшнего катастрофического положения, чтобы довести
до сознания людей. У нас нет средств, но есть желание. Староста православного
молодежного общества «Покров».
– Ну, как, сделать можно очень
много. Ну, например, создать вот такой клуб хороших людей для общения хорошей
молодежи. Потому что не для всей же молодежи главное – пивко, покурить, вот, а
потом побезобразничать после. Есть еще какие-то другие
тенденции. Вот можно заняться объединением молодежи, можно в Интернете создать
любое средство массовой информации. Как «Пензенский вестник», и объединить всю
молодежь, которая владеет Интернетом, введением в пространство, через это
приобщить их к православной вере, к православной культуре, вообще к чему
угодно. Да, что угодно. Вот видите, здесь какие замечательные площадки, здесь
можно собираться, проводить концерты, и вообще можно чем угодно заниматься,
начиная от патронажной службы за одинокими стариками, кончая посещением детских
домов с целью приглядеть там своих будущих детей.
Потому что сейчас еще большая проблема для молодых женщин найти себе супруга,
потому что большинство же молодых людей же пьянь, да и неспособны на работу,
они же ничего не могут, только балдеть. Поэтому многие
не могут реализовать свои материнские наклонности, поэтому любая из них может
взять в опеку двоих – девочек, мальчиков, и начать этим заниматься, и создать
свою семью из этих двух, может быть, даже хватит сил и на трех брошенных детей,
и создать такую патронатную семью. И она сердце, исполненное любовью, направит
на этих детей, и она сделает двух людей счастливыми. И поэтому вместо одной
несчастной женщины и двух несчастных детей будет одна счастливая семья, пусть и
неполная. Но там может какой-то умный человек и на ней женится, потому что
скажет – такая жертвенная женщина, если она так детей любит, как же она будет
любить меня. Вот я знал такого человека, Царствие ему Небесное. Он был на
войне. Знаете, на войне атеистов же нету. Вот мы,
когда ездим в Чечню, там солдаты, тоже в основном у нас сейчас воинский
контингент из районов Сибири, там церквей нет, крестятся сотнями, пули, когда
свистят, все верующие. И вот один солдат, когда пули свистели там, он дал обет:
«Если, Господи, останусь жив, вернусь с войны – найду
женщину, у которой убили мужа на войне, с детьми, и воспитаю их как родных».
Ну, пришел с войны, нашел женщину с четырьмя детьми, женился на ней, она родила
ему еще троих. Вот. Младший стал священником, вот. Сейчас они оба умерли,
прожили долгую счастливую жизнь. Сначала он ее схоронил, потом сам умер уже в
преклонных годах. И вот я эту семью знал. Все дети как на подбор, такая между
ними любовь, потому что вот отец любил мать, мать любила отца, и в общем такие замечательные, красивые люди. Вот такая
семья полноценная. Вот это очень важно. Семь детей, никто не считался, кто от
какого отца. Почему? Потому что любовь всех объединяла. Вопросы есть еще? Если
нет, то все...
Записала Олеся ГРИШИНА
Пенза,16 мая 2006 г.