Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

СЛОВО АРХИПАСТЫРЯ 23.11.24

Слово Владыки ФИЛАРЕТА, архиепископа Пензенского и Кузнецкого на региональной научно-практической конференции «Учитель 21-го века: перспективы развития педагогического образования в Пензенском регионе».

 

 

 

 

 

– Уважаемый Алексей Юрьевич, уважаемая аудитория! Мне хочется вас поприветствовать. Мы находимся в педагогическом вузе, и надо сказать, что Церковь всегда особое внимание уделяла педагогу в дореволюционной России. Более того, до 1917 года была такая общественная триада: священник – учитель – врач. Вот на ней и формировалась общественная жизнь, воспитание и обучение наших детей. Поэтому хочется вам пожелать, чтобы благородный труд учителя оставался вашим основным призванием, чтобы вы с радостью и удовольствием совершали свой труд, потому что в ваши руки передаётся душа ребёнка, она формируется вами, и от того, что даёт педагог на занятиях, что мы сеем, то потом и пожинаем. Другой формулы я просто не найду. Отсюда вытекает ответственность педагога, священника за то, что они делают. Мы должны очень хорошо думать: что мы делаем? И более того, идти немного вперёд: а что мы хотим сделать. Мы только что с ректором разговаривали, знаете, сегодня у нас система образования многоукладная, или плюрализм, как раньше любили говорить. Действительно, надо выбирать, но выбирать лучшее, хорошее. Бывая в Европе, я всегда удивлялся, почему мы берём с Запада не лучшее, а худшее? Я просматривал телепередачи за рубежом и не видел всего того, что льётся сегодня грязным потоком с экранов телевизоров у нас в России. А смотрят-то ведь дети. И что с ними будет дальше? Не надо думать, что Церковь – это нечто отжившее, консервативное. Церковь всегда актуальна и современна. Она видит состояние народа, поэтому труд педагога сегодня безценен. Если представить себе пирамиду всех учебных заведений России, то первая ступенька – педагогический вуз, потому что его выпускники воспитывают и выращивают человека. Можно быть специалистом в какой угодно области, но нужно при этом остаться человеком, а ещё лучше – христианином. Остаться человеком, не оторваться от платформы человеческого рода. Нас сегодня бросает то вправо, то влево, то вверх, то вниз, безконечные новации во всём… Многое, не знаешь, что выбрать.

Поэтому хотелось бы пожелать всем вам крепости душевных сил, вы люди современные, пользуетесь современной связью, Интернетом, многое знаете. Я хотел бы напомнить, что в январе в Москве прошли 15-е Рождественские образовательные чтения, председателем которых был Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ и ваше начальство Фурсенко. Было очень много интересного. Это сегодня самый авторитетный форум в России. Два сегодня таких форума в России: вот эти Рождественские чтения и то, что в эти дни происходит в Москве: Всемирный русский народный собор. Но заметьте, что информации о нём почти никакой нет. В прошлом году я был тоже на Рождественских чтениях, огромный зал Кремлёвского дворца, вмещающий 6 000 человек, и поднимается один участник чтений и говорит: «Ваше Святейшество, ну почему средства массовой информации ничего не предоставляют нам  ни эфира, ни телеэкрана. Ну почему так?» А Святейший улыбнулся и говорит: «Вот сегодня открытие Чтений, но я не уверен, что об этом будет сообщение в телепрограммах». И точно, вечером посмотрел – ни слова, как будто ничего не существует такого важного и значительного, как эти Чтения. А ведь в зале сидят ваши коллеги, педагоги, съехавшиеся со всей России, стран СНГ, Европы и Америки. Это очень авторитетный форум. И вот когда у нас всё это на обочине, это напоминает 1917-й год, когда была поставлена задача воспитания нового человека, были такие лозунги. Был ещё один лозунг, который мы все забыли, а он был: «Долой стыд!» С такими лозунгами ходили по улицам, извините, обнажённые мужчины и женщины. Вот вытеснили стыд, а теперь ягодки собираем. И новая западная идеология: воспитание нового человека.

Что касается вопроса воспитания и образования, формирования личности молодого человека, его внутреннего мира, то уверяю вас, дорогие, что это вопрос номер один. Да его не надо формировать, потому что Бог таким уже создал человека, это самое совершенное существо, венец Творения. Или, как мы ещё говорим, что человек носит в себе Образ и Подобие Божие, то есть, совершенство. Другое дело, куда мы  с ним пойдём: вверх или вниз, это уже другой вопрос. Из Руки Божией человек вышел совершенным, и всё, что Он даёт в этом мире, это всё направлено на то, чтобы совершенствовать личность человека. И в дореволюционной России всё это было, вспомните такие известные личности как Пирогов, Ключевский, Васнецов, Верещагин, Пушкин, Достоевский… Эти люди очень высокой тональности, очень высокого градуса внутренней жизни. Нам, мне кажется, сегодня такое и не снится.

Прежде всего мне хотелось бы сказать вот о чём. Мне думается, что 21-й век при всех его деформациях пройдёт при особом внимании и интересе к внутренней жизни человека, к его внутреннему миру. Мы начинаем понимать, что и оружие, и комфорт – это всё средство, а в основе стоит человек. Перед 1917-м годом был выбор: либо христианская концепция – измени себя – изменится окружающий мир, либо социалистическая концепция: надо изменить мир – и изменится человек. Архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов) так курьёзно изображал это противостояние: христианин говорит социалисту: «Всё моё – твоё», а он отвечает: «Всё твоё – моё».

Так вот, Евангелие очень чётко и ясно определяет смысл внутренней жизни человека. Христос говорит: «Душа ли не больше пищи, а тело – одежды?» Конечно. И вот в ответ на эти два противостояния Евангелие поясняет смысл: «Не то, что входит в человека, оскверняет его, а то, что исходит из сердца, оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства и прочее», Обратите внимание: не извне, а изнутри человека. Сейчас концепция западная: не надо вообще воспитывать человека, пусть растёт естественно, это теория натурализма 19-го века: вот какой человек есть, таким он и должен быть. Но как же? Его надо взращивать, в него надо что-то вкладывать. Почему за пшеницей мы ухаживаем, иначе не будет урожая, а человек должен расти, как дикое дерево? Эта концепция связывается со свободой и правами человека. На прошлом Всемирном соборе прозвучал такой тезис: свобода человека с нравственной ответственностью. Не куда хочу, ворочу, а надо делать то, что соответствует личности человека. Замечательны слова апостола Павла о свободе, я много перечитал по философии, но мне кажется, лучше не скажешь: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Трудно не согласиться с этими словами. Сегодня среди молодёжи, не воспримите, как упрёк, поощряется не свобода, а своеволие: что хочу, то и делаю. Но своё «я» надо ещё сформировать, облагородить, вырастить. В древнейшие времена совершеннолетие человека начиналось с 30 лет, он имел право к общественным выступлениям, его слушали, до 30 лет – нет. Почему? Шло формирование, вырастание, человек рос: семья, дети, опыт…

Новый закон об образовании поставил воспитание человека на первое место, уже затем образование его. В духовных школах, где мне пришлось много лет работать, на первом месте – воспитание внутренней жизни человека, потом уже предметы. Когда поставлен фундамент внутренней жизни молодого человека, который хочет стать священником, тогда на эту базу ставятся все знания, и кроме того, по принципу от простого к сложному, не сразу нагрузить человека, чтобы он перегрузился, а постепенно, чтобы интерес к учёбе не пропал.

Я хотел бы предложить вашему вниманию несколько авторов, относящихся к педагогической науке. Как известно, основоположником педагогической науки является К. Ушинский, скончался в 1870 году, оставил после себя две очень интересные пространные статьи: «О нравственном элементе в русском воспитании» и «Человек как предмет воспитания». Обратите на них внимание, они очень глубокие. Ушинский в своё время был командирован в Европу для ознакомления с постановкой образования в Европе, он посетил много стран, в этой же книге напечатан отчёт о поездке, тоже очень интересный. Далее: Ильминский Н. И., выпускник Пензенской Духовной семинарии,  Миропольский С. И., профессор, я подарил вашему вузу его книги по истории церковно-приходских школ в России. Песталоцци, швейцарский педагог, Коменский, основоположник дидактики, архиепископ Фаддей Успенский, может, вы о нём не знаете, который был расстрелян в 1937 году, его перу принадлежит статья «Записки по дидактике», они сейчас изданы. Ну, и два человека особых по своей значимости: это святитель Тихон Задонский, очень плодовитый писатель, в прошлом ректор Тверской Духовной семинарии, закончил свою жизнь в Задонске, в затворе, это был учёный, он и в затвор ушёл, чтобы писать. Одна из его книг – «Сокровище духовное, от мира собираемое». Второй автор – святитель Феофан Затворник (Говоров), его мощи покоятся в Рязанской епархии в Выше, в монастыре. Это самый плодовитый православный учёный-педагог. Я процитирую его слова, чтобы вы поняли эту личность: «Воспитание из всех святых дел самое святое». Он обладал знанием древнейших языков, доктор богословия, его основная книга «Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться». «Письма о духовной жизни» тоже очень интересны, ему писала девушка, а он отвечал ей просто, доходчиво. И ещё одну книгу поищите в Интернете – «Основы русской педагогики», где всё, что я вам говорил, очень компактно собрано. Для той сферы, которая 70 лет была в отрыве от Церкви, от понимания духовной жизни, это, конечно, открытие.

Мне в вашем университете задали вопрос: Церковь отделена от государства, а Вы хотите, чтобы Основы православной культуры преподавали в школах… Ведь у нас есть мусульмане, иудеи… Я ей ответил, а потом задумался, почему такие вопросы возникают? Видимо, от недостатка информации. К вашему сведению, в Чечне и Ингушетии во всех школах преподаются не Основы исламской культуры, а ислам. И молодцы, надо сказать, молодцы! Добились своего мусульмане, а мы сидим и чего-то ждём, и наши дети вырастают как кривые деревья… Семьи думают, что их детей воспитает школа, вуз. Нет, первая школа воспитания – это семья. Какая атмосфера в семье – такой и ребёнок, яблоко от яблони далеко не падает. Нечего пенять на кого-то, если сами бездействуем. Принцип отделения школы от государства был сформулирован Лениным в 1918 году, была основная цель: убрать Церковь из учебных заведений, и таким образом ушло из программы изучение славянского языка, нашего пра-языка. Сегодня отделение Церкви от государства – это не ленинский тезис, а юридический смысл. Это значит, Церковь не вмешивается в дела государства, а государство, в отличие от прошлых лет, не вмешивается в дела Церкви. А когда говорят об отделении Церкви от государства, Святейший Патриарх объясняет: Церковь отделена от государства, но не от общества, не от людей, не от наших детей, потому что Церковь – это люди, не люди в рясах, а это наше общество, которое или хочет идти в церковь, или не хочет. Вот и всё.

И последнее. В дореволюционных аттестатах на первом месте стоял предмет «Закон Божий», и вторая примечательная вещь в аттестатах – это поведение. Этими двумя вещами определялась личность человека. Почему же Закон Божий? Я был в Германии, в университетах, задавал многим вопрос, почему там официально преподаётся Закон Божий, а государство финансирует подготовку его преподавателей? Мне ответили: а власть хочет, чтобы люди у нас были культурные и воспитанные. Вот ответ. И наша церковная задача – это не вхождение в учебные заведения, мы должны оказать помощь в воспитании людей.

И в заключение мне хотелось бы зачитать цитату известного философа Сенеки: «Длинен и малополезен путь наставлений, краток и действителен путь примера». Мы никогда никого и ничему не научим, если сами не будем исполнять то, о чём мы говорим нашим детям и нашей пастве. Живой пример – главное. В числе тех педагогов, которых я сегодня назвал, много людей, которые своим живым примером являли образец для подражания.

Благодарю за внимание.

 

Пензенский государственный педагогический университет,

6 марта 2007 года.

Записала Татьяна ЛОГИНОВА

ФОТО Валентины ГРИШИНОЙ

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг