Урок 8
СОВЕТЫ НОВОНАЧАЛЬНЫМ
«Сей же род (бесовский, дьявольский, грешный)
изгоняется только молитвою и постом»
(Мф.17:21).
Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Церковь предлагает своим чадам богатейшее собрание молитв, сложенных
подвижниками, вдохновленных Духом Святым. Наиболее известные среди них утренние
и вечерние правила (собрания нескольких молитв), которые лучше всего запомнить
наизусть. Эти правила не следует механически «вычитывать». Ими нужно научиться
молиться. Так, епископ Феофан Затворник (1815 - 1894) дает следующие советы новоначальным, желающим приобрести настоящие навыки и
усердия в молитве, пользуясь при этом «готовыми молитвами» из молитвослова:
1. Избери себе молитвенное правило– утреннее,
дневное и вечернее.
Правило на первых порах должно быть небольшим, чтобы не
отвратить того, кто еще не привык к молитвенному деланию.
Совершать это правило следует всегда со страхом Божиим и благоговением, со всем старанием и вниманием.
2.Здесь требуется стояние, поклоны, коленопреклонения,
крестное знамение, чтение, иногда пение.
3.Чем чаще становишься на такую молитву - тем лучше; можно
молиться короче, но чаще.
4.Читая молитвы, указанные в молитвенниках, можно отдавать
предпочтение какой-нибудь одной, чтобы, начав ее, тотчас загорался дух.
5.Правило молитвословия просто: став на молитву, со страхом
и трепетом говори ее, как бы в уши Божии, сопровождая
крестом, поклонами, падением ниц, соответственно движению духа.
6.Неизменно исполняя принятое правило, можно и увеличивать
его по требованию сердца.
7.Чтение и пение вслух или шепотом или молитва – все одно,
ибо Господь близок. Но иногда лучше молиться одним способом, иногда другим,
смотря по расположению духа.
8.Следует твердо помнить о конечной цели молитвы. Та молитва
хороша, которая оканчивается припадением к Богу с
чувством покорности Его воле, влекущей нас к спасению.
9.Есть три степени молитвы. Первая степень молитвы –
телесная, более в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не
чувствует, охоты нет – здесь нужно терпение. Несмотря, однако ж на то, положи пределы и твори молитву. Это – «делательная молитва».
10.Вторая степень – «молитва внимательная»: ум привыкает
собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием, без расхищения.
Внимание сорастворяется со словом писаным и говорит
как свое.
11.Третья степень – «молитва чувства»: от внимания
согревается сердце, - и что там в мысли – то здесь
становится чувством. Там – слово сокрушительное, а здесь – сокрушение. Там –
прошение, а здесь – чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувству – тот
без слова молится: ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел
молитвенного воспитания: став на молитву – переходить от чувства к чувству.
12.Каких высоких степеней мы бы не достигли, никогда не следует
оставлять молитвенного правила, а творить его, начиная всегда с молитвы «делательной». С нею должна быть и «умная», а за ними придет
и «сердечная». Без этого растеряются и сии последние и
человек будет думать, что молится, а на деле этого не будет.
13.Когда молитвенное чувство станет непрерывным, тогда
начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас –
последняя степень молитвы постигаемой. Но есть, говорят, еще и непостигаемая
умом молитва, или – заходящая за пределы сознания.
Недостаточно выучить молитвы наизусть – нужно вжиться в них
и попытаться жить по ним, хотя бы на протяжении недолгого времени.
Великие учители молитвы всегда
утверждали: какова жизнь – такова и молитва, а какова
молитва – такова и жизнь.