Урок 7
МОЛИТВА ДЛЯ
НАЧИНАЮЩИХ
(окончание).
Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Горе и радость - эти два великих дара Божиих
- часто бывают моментом встречи с самим собой, когда мы оставляем все свои обезьяньи
уловки и становимся неуязвимыми, недосягаемыми для всей лжи жизни.
Следующая наша задача – исследовать проблему реального Бога,
ибо совершенно очевидно, что если мы решаем обращаться к Нему, этот Бог должен
быть реален.
Все мы знаем, что такое классный наставник для школьника:
когда школьник должен к нему явиться, он идет к нему только как к классному
руководителю, и пока он не вырастет и не выйдет из-под его власти - ему никогда
не приходит в голову, что классный руководитель – человек. Школьник думает о
нем в категориях его функций, но это лишает личность наставника всех
человеческих черт, и потому никакой человеческий контакт с ним невозможен.
Другой пример: когда юноша влюблен в девушку, он наделяет ее
всевозможными совершенствами; но она может не иметь ни одного из них, и очень
часто это существо, сфабрикованное «из ничего», и в самом деле есть «ничто»,
облеченное в несуществующие достоинства. Здесь опять-таки не может быть
контакта, потому что юноша обращается к кому-то несуществующему. Это верно и в
отношении Бога.
У нас имеется определенный запас мысленных или зрительных
образов Бога, собранный из книг, приобретенный в храме, из того, что мы слышали
от взрослых, когда были детьми, а, возможно, и от священнослужителей, когда
стали старше. И очень часто эти образы не дают нам встретить реального Бога.
Они не совсем ложны, потому что в них есть доля истины, и
вместе с тем они совершенно не соответствуют реальному Богу. Если мы хотим
встретиться с Богом, мы должны, с одной стороны, пользоваться знанием,
приобретенным нами: будь то лично, будь то посредством чтения, слышания, слушания и т.д., - но, с другой стороны, углубляя
свои познания идти и дальше.
Сегодняшнее наше знание о Боге есть результат вчерашнего
опыта, и, если мы будем обращаться лицом к Богу такому, каким мы Его знаем - мы
всегда будем поворачиваться спиной к настоящему и будущему, глядя только на
свое собственное прошлое. Поступая так, мы пытаемся встретить не Бога, а то,
что уже знаем о Нем. Это иллюстрирует функцию богословия. Поскольку богословие
– это все наше человеческое знание о Боге, а не то малое, что мы (лично) уже
постигли и узнали о нем. Если вы хотите встретиться с Богом таким, каков Он
есть в действительности, вы должны приходить к Нему с известным опытом, чтобы
он подвел вас ближе к Богу, но затем оставить этот опыт и стоять не перед
Богом, Которого вы знаете, а перед Богом, вместе уже известным и еще неведомым.
Что же будем делать дальше?
Нечто совсем простое: Бог, Который свободен
прийти к вам, отозваться, ответить на ваши молитвы, может прийти и дать вам
почувствовать ощутить Свое присутствие. Но Он может и
не сделать этого. Он может дать вам почувствовать Свое
реальное отсутствие. И в этом случае не стоит огорчаться или скоропалительно
отрицать сущность Сущего: этот опыт столь же важен как
и первый, потому, что в обоих случаях вы прикасаетесь к реальности Божиего права отозваться или не отозваться.
Итак, постарайтесь найти свое подлинное «я» и поставить его
лицом к лицу перед Богом таким, каков Он есть, отказавшись от всех ложных
образов Бога. И, чтобы помочь вам в этом, чтобы дать вам опору в этом усилии, я
предлагаю вам в течение одной недели молиться следующими словами:
«Помоги мне, Боже, освободиться от всякого ложного Твоего
образа, чего бы мне это не стоило».
Митрополит Антоний Сурожский.