Урок 6
МОЛИТВА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
(начало)
Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Молитва, по своей сути – встреча души и Бога. Но для того,
чтобы встреча была реальной, обе личности, которые в ней участвуют, должны быть
действительно самими собой. Между тем мы в огромной степени нереальны и Бог в
наших взаимоотношениях так часто нереален для нас: мы думаем, что обращаемся к
Богу, а на деле обращаемся к образу Бога, созданному нашим воображением. Мы
думаем, что стоим перед Ним со всей правдивостью, а на самом деле выставляем
вместо себя кого-то, кто не является нашим подлинным «я», - актера, подставное
лицо, театральный персонаж. Каждый из нас манерами и типом поведения
представляет собой в одно и то же время несколько разных личностей. Это может
быть очень богатое и гармоничное сочетание, но может быть и весьма неудачное
соединение противоречащих друг другу личностей. Мы бываем различными в
зависимости от обстоятельств и окружения. Каждый из нас может вспомнить среди
своих знакомых даму, которая - сама любезность вне дома и – сущая фурия у себя
дома. Или грозного начальника, который в семейном кругу - воплощение кротости.
В деле молитвы наша первая трудность – найти, какая из наших
личностей должна выступить для встречи с Богом. Это не просто, потому, что мы
настолько не привыкли быть самими собой, что искренне не знаем: которая из всех
личностей и есть это подлинное «я». И мы не знаем, как его найти. Но если бы мы
посвящали несколько минут в день на то, чтобы вдуматься в свои поступки и
отношения с людьми, то, возможно, очень приблизились бы к открытию: мы заметили
бы, каким человеком мы были при встрече с таким-то и таким-то, и каким - уже
совсем другим - когда делали то или это. И мы могли бы спросить себя: когда же
я был действительно самим собой? Может быть – никогда; может быть - лишь на
долю секунды или до известной степени при особых обстоятельствах с
определенными людьми. И вот, в эти пять или десять минут, которые вы можете
выделить, то обнаружите, что для вас ничего более скучного, чем остаться
наедине с самим собой. Обычно мы живем как бы отраженной жизнью. Дело не только
в том, что мы представляем собой (в зависимости от обстоятельств) целую серию
разных личностей, но и сама жизнь, которая в нас есть, очень часто вовсе не
наша – это жизнь других людей. Если вы заглянете в самих себя и решитесь
спросить себя, как часто вы поступаете, исходя из самых глубин своей личности,
как часто вы выражаете свое истинное «я», то увидите, что это бывает очень
редко.
Вы рискуете в таком случае, что вам будет скучно наедине с
самим собой. Ну что ж, пусть будет скучно. Но это не означает, что ничего не
останется в нас. Потому, что в глубине нашего существа - мы созданы по образу Божию. И это совлечение всего
ненужного очень похоже на расчистку древней картины великого мастера, которую в
течение веков поверх подлинной красоты, созданной мастером, закрашивали
лишенные вкуса люди.
Расчищая поверхностные слои, мы начинаем открывать подлинную
красоту, которую великий мастер вложил в свое произведение: мы видим убожество,
затем промежуточную путаницу, но в то же время можем предугадать и подлинную
красоту. И тогда мы обнаруживаем, что мы – такое убогое существо, которое
нуждается в Боге, нуждается в Нем не для того, чтобы заполнить пустоту, а для
того, чтобы встретиться с Ним.
Итак, давайте приступим к этому: каждый вечер в течение
недели будем молиться такими, очень простыми словами: «Помоги мне, Боже, освободиться
от всего поддельного и найти мое подлинное
«я».