Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Воскресная школа:ПРАВОСЛАВНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ 18.04.24
Урок 20

Урок 20

 

СОВЕСТЬ    ГОЛОС  БОЖИЙ  В  ЧЕЛОВЕКЕ

 

(продолжение).

 

Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

 Совесть – нравственный всеобщий закон. Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, совесть действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня общего развития. О действиях нравственного внутреннего закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел. Он укоряет евреев в том, что они, зная «писанный» Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники "не имущие (писанного) закона, по природе законное делают... Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую" (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро. И, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь. Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в «писанном» законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем «писанных» законов и правил. Ведь, за всяким преступлением не уследишь, да и закон, иногда, у неправедных судей - "что дышло: куда повернул, туда и вышло". Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому, нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

Психология старается установить: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека, или она является самостоятельной силой? Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека (с его умом, чувством и волей) - мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное. Сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные - чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести, обнаруживается познавательная, чувственная и волевая стороны. Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг