Урок 20
СОВЕСТЬ – ГОЛОС
БОЖИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ
(продолжение).
Во Имя Отца и Сына, и
Святаго Духа.
Совесть
– нравственный всеобщий закон. Наличие совести свидетельствует о том, что действительно,
как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине
его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Будучи
нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, совесть действует во
всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня общего
развития. О действиях нравственного внутреннего закона в людях обстоятельно
пишет св. апостол Павел. Он укоряет евреев в том, что они, зная «писанный»
Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники "не имущие (писанного)
закона, по природе законное делают... Они показывают (этим), что дело закона у
них написано в сердцах, о чем свидетельствует их совесть и мысли, которые то
обвиняют, то оправдывают одна другую" (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает,
то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или
язычник, чувствует мир, радость и
удовлетворение, когда делает добро.
И, напротив, чувствует беспокойство,
скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло
или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32).
На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и
по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап.
Павел, и язычники могут спастись, если
их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь. Совесть
обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был
поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы
верно руководить всеми его поступками. Необходимость в «писанном»
законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный страстями,
перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный
закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними" (Мф. 7:12).
В ежедневных отношениях
с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем «писанных» законов и правил. Ведь, за всяким преступлением не
уследишь, да и закон, иногда, у неправедных судей - "что дышло: куда
повернул, туда и вышло". Совесть же
содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому, нормальные
взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили
в себе совесть.
Психология старается
установить: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он
рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными
условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением
ума, чувств или воли человека, или она является самостоятельной силой? Что
касается взаимоотношения совести с другими силами человека (с его умом,
чувством и волей) - мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что
само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его
непременно делать хорошее и избегать делать дурное. Сопровождая добрые действия
чувством радости и удовлетворения, а действия порочные - чувством стыда,
страха, душевной муки. В этих проявлениях совести, обнаруживается
познавательная, чувственная и волевая стороны. Итак, не следует ли признать,
что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше
человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной
или живущей в нем?