Урок 19
СОВЕСТЬ – ГОЛОС БОЖИЙ
В ЧЕЛОВЕКЕ
(продолжение).
Во Имя Отца и Сына, и
Святаго Духа.
Примеры действия совести, описанные в Библии. Ни одна светская книга
не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как
Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести.
Обратив наше внимание на
негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд,
страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева,
вкусив запретного плода, почувствовали
стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из
зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой
прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от
стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло,
пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.). Гордые книжники и
фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить,
когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Ин.8гл.).
Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их
гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Ин.2 гл.).
Иногда укоры совести
делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою
жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в
Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским
первосвященникам (Мф. 27:5). Вообще, грешники, как
верующие, так и неверующие подсознательно
чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам
Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия,
будут просить землю поглотить их, и горы - покрыть их (Лк. 23:30, Отк. 6:16).
Царь Давид, увлеченный
красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его
обличил пророк Нафан (2 Цар.
12:13). Импульсивный ап. Петр, под давлением страха,
отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и
горько заплакал (Мф. 26:75). Благоразумный разбойник,
висевший на кресте рядом со Христом, только перед
смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние
преступления (Лк. 23:40). Закхей-мытарь, тронутый
любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и
решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).
С другой стороны, когда
человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на
Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина
страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих
и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным
образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой
болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше
совершал, и встал здоровым (4 Цар. 20:3). Ап. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению
людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного
тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1:2 ).
Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить
прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так,
женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги
Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).
С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные
падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как
предостерегает ап. Павел, "кораблекрушение в
вере"- т.е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1:19).