Урок 18
СОВЕСТЬ – ГОЛОС
БОЖИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ
(начало)
Братья и сестры. С вами – Александр Послушник.
Тема сегодняшнего занятия – общая для верующих и неверующих, верных чад Церкви
и воинствующих атеистов.
«Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!»
В. Жуковский (1814 г.)
Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Природа совести. Одна женщина по бедности
что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента
какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин
и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством
облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены, бывают поступать вопреки
своей выгоде или удовольствию - не перечислить. Каждый человек знаком со своим
«внутренним» голосом, который то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и
радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть -
это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от
зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет ошибаться. В Священном
Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус
Христос совесть уподобил "оку" (глазу), посредством которого человек
видит свое нравственное состояние (Мф. 6:22). Господь
еще совесть уподобил "сопернику", с которым человеку необходимо
примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мф.
5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести:
противиться нашим плохим поступкам и намерениям. Наш личный опыт убеждает нас
также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне
нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно
тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы -
отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы
поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо. Некоторые
видят в словах Христовых о "черве неумирающем", которое в той жизни
будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк.
9:40).Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом
произведении "Скупой рыцарь: "Совесть - когтистый зверь, скребущий
сердце; совесть -незваный гость, докучный собеседник,
заимодавец грубый; это - ведьма, от коей меркнет месяц и могилы."И дальше
с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно
обобрал. Подобные мучения совести изобразил А. С. Пушкин в драме "Борис
Годунов", вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: "... Да,
жалок тот, в ком совесть нечиста!"
Внимательное наблюдение над наличием совести в
человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических
инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.
Например, дети
обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы
физические инстинкты диктовали свои условия совести, то совесть побуждала бы
людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако совесть очень часто понуждает
человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно
ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы
люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам.
Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия
и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.