Урок 15
5 шагов ко Христу.
Шаг третий.
Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Вторая змея — любодеяние. О зубах ее и говорить, по
словам апостола, «срамно есть», но по долгу
архипастыря я назову и покажу вам эти страшные зубы: один из них — блуд, нарушение
целомудрия; второй — прелюбодеяние. Этот зуб разрывает хитон супружества, когда
муж нарушает верность жене или обратно — тогда, знайте, что это действие зуба
второй змеи. Но у нее еще есть зубы — пороки противоестественные, о них мы и
говорить не будем, потому что «срамно есть»
Отвратительны все эти
змеиные зубы. К тем, которые отдаются в их власть, Апостол обращается со
словами: «Разве вы не знаете, что вы есть Христовы и
тело ваше храм Божий есть?» Кто отдает себя во власть второй змеи, тот разрушает
и оскверняет этот храм. У второй змеи есть и более тонкие зубы, о них сказал
Христос: «Всякий, кто взглянет на женщину с вожделением, уже прелюбодействует
вместе с ней». Вот как строго относится к чистоте Христос, и труднее нет
борьбы, как с этими злыми детенышами страшной змеи. В этой борьбе нужно просить
помощи у Пречистой Девы Марии, честнейшей херувим и славнейшей серафим,
чистейшей светлостей солнечных.
Третья змея — сребролюбие, любовь к деньгам, страсть
к наживе. У человека, одержимого этой страстью, уже не остается в душе места
для Христа, ему некогда подумать о спасении, потому что он всегда в смятении, в
тревоге, как бы не упустить какого-либо сокровища. У этой змеи есть один очень
острый зуб, который теперь очень часто кусает: многопопечительность.
Да что я буду делать в будущем году? Да как я проживу? Как придется жить под
старость? Забывают люди, что Господь прежде нашего прошения знает наши нужды.
С третьей змеей тесно
связана четвертая — гнев. Много
зубов у этой змеи. Первый из них — раздражительность. Не согласятся в чем-то с нами — и мы гневаемся, кричим,
укоряем, дальше раздражение усиливается, заставляет нас браниться, часто злыми,
отвратительными словами; мы забываем тогда, что за всякое слово гнилое воздадим
ответ в день суда. Бывает и хуже: мы не только браним своего брата, а еще
дальше и убиваем или словом, или взглядом. Да, други мои, и взглядом можно убить человека. Тяжко, когда в душу
вонзается зуб этой змеи, мрачно делается на душе, холод схватывает ее, радость
оставляет душу человека в гневе.
Пятая змея — печаль. Есть печаль о
Боге, та печаль, которая заставляет сокрушаться и плакать о грехах,— печаль
святых угодников, но есть и другая печаль — печаль о благих мира сего.
Два острых зуба имеет эта змея — ропот и тоска. Всем людям живется хорошо,
только мне тяжело, вот ропот и печаль. Да разве ты знаешь, почему так живешь?
Еще страшнее зубы тоски, которая доводит до отчаяния в милости и силе Господа.
Отчаяние — грех Иуды Искариота.
Уныние — шестая змея, ее можно
назвать параличом души. При параличе тела отдельные члены его теряют
способность действия: глаза не смотрят, уши не слышат, ноги не ходят, руки не
действуют, словом, почти прекращается жизнь. Так же бывает при параличе души:
вся жизненная сила ее оскудевает, молитва не ладится, работать над собой не
хочется, душа как бы впадает в тяжелый сон. Грех уныния происходит от
чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат –
угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться
чужим радостям, рождается зависть. Часто у тяжко согрешивших или слабых людей
бывает сомнение в возможности прощения их, в возможности исправления, - это
сопровождается признаками уныния, отчаяния (также тяжкого греха неверия). Спасение их – это войти в Церковь.