Урок 12
СВЯТОСТЬ ПРАЗДНИЧНЫХ
ДНЕЙ
Во Имя Отца и Сына, и
Святаго Духа.
Воскресные и
торжественные церковные дни посвящаются отдохновению от трудов. В эти дни,
воздерживаясь от греховной жизни более чем в другие, надлежит праздновать с
благоговением и чистотою и ходить в церковь к слушанию службы Божией, а
особенно к Литургии. Необходимо
понимать истинный смысл праздничного покоя и пользоваться этим покоем
по-христиански. Труд, в особенности благословленный Богом - земледельческий,
никогда сам по себе не может быть неугодным Богу. В труде – призвание человека,
его непременная обязанность и источник душевного и телесного здравия. И
заповедь Божия о хранении воскресного дня не могла иметь целью: оторвать
человека от повседневного труда, как будто бы неугодного Богу, а направлялась к
тому, чтобы упорядочить и освятить необходимый и законный отдых труженика после
его трудовой недели. А с другой стороны, заповедь Божия напоминает человеку,
что кроме тела, у него есть бессмертная душа, и кроме забот о земном благосостоянии
у него есть забота об угождении Богу и служении Ему. Поэтому, не запрещается в праздничный день труд
необходимости, долга, труд любви и милосердия. И
безусловно запрещается то, что проистекает из корысти, жадности, - труд,
обнаруживающий в человеке забвение Бога и своей души и погружение в житейские
попечения. С другой стороны, не всякая праздность от житейских дел может
считаться исполнением заповеди Божией, а только та, которая стремится «святить
день седьмый», т.е. когда человек прекращает труд на
себя, чтобы работать Богу, перестает трудиться для тела, чтобы дать себе время
подумать о душе. Если же праздник является для человека только благовидным
предлогом уклониться от труда (проводится в разгуле с забвением всякой
скромности и с явной опасностью для чистоты и целомудрия), - то такая
праздность не только неугодна Богу, но составляет прямо «мерзость в очах Божиих», привлекающую гнев Божий на
поступающих так. Истинный христианин один день в неделю, оставляя повседневную
работу, должен посвятить его Богу, проводя этот день в молитве церковной и
домашней, в чтении и слушании духовно-назидательных и других полезных книг и
бесед. А кому есть случай и кто в состоянии – в усилении в это день своей
благотворительной деятельности на пользу «ближних» и во имя Божия. Такая же
честь должна быть воздаваема и великим (двунадесятым) праздникам. Остальные же праздники могут отличаться от
обычных дней только тем, что христианин по долгу своему будет присутствовать в церкви
за богослужением. После же службы церковной, с помощью Божией, по желанию
своему, может отправиться на свой дневной труд. Такое празднование будет
богоугодно. И молитвенный, назидательный и трезвый еженедельный отдых,
несомненно, будет обновлять и духовные и телесные силы тружеников, и Господь
благословит их труды успехом, равно как и народное здравие укрепит.
Многие с радостью
ожидают праздника только потому, что не будут в это время учиться и работать:
эти люди радуются своей лености, а не Господу. Так, женщины ожидают Пасхи,
чтобы надеть свои обновы. Любители поесть-попить воображают себе праздничные
столы и угощения. Любитель светских развлечений готовит для себя и других к
празднику забавы и увеселения и т. п. К
самому же празднику, к радостям его в смысле благодеяний Божиих,
эти люди не преложат своего духа. Христианину же следует более всего
сочувствовать самому празднику, ожидая его. А прочее из сказанного может уже
следовать затем.
«Настольная книга
священнослужителя».