Урок 1
С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ !
Братья и сестры! С вами - Александр Послушник. В течение
прошлого учебного года от читателей неоднократно выражалось сожаление о том,
что, несмотря на полезность и несомненную необходимость «Православного ликбеза»,
знания, полученные из этих публикаций, носят чисто познавательный характер.
Применить на практике свои знания - вот основное, чего хотелось бы читателю.
Отвечая на первую часть этого пожелания, напоминаю, что наша с вами задача
состояла в том, чтобы определиться: «ЧЕГО мы хотим?» Эта область знаний
называется «Введением в общее богословие». И, идя навстречу вашим пожеланиям,
мы переходим к рассмотрению вопросов из области «Деятельного богословия», т.е.
будем пытаться ответить на вопросы: «КАК это делается?» На несомненный вопрос
оппонентов: «А зачем?» - сразу отвечу: «Если вы называете себя маловером,
просто неверующим, а тем паче атеистом и отрицаете
сущность Всевышнего Творца - Бога, то отрицать такое понятие, как «совесть»,
вряд ли у вас получится: у данного контингента она бесчувственна или просто
спит алкогольным, наркотическим или иным сном, - у нормального человека совесть
никогда не дремлет и является мерилом добра и зла даже у богоборцев».
Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
БЛАГОЧЕСТИЕ - религиозно-нравственное понятие. Это - доброе,
хорошее поведение, соединенное с БЛАГОГОВЕНИЕМ (от церк.-слав. «говети» -
почитать) - чувством, испытываемом христианином перед Богом и святыней, то же,
что «страх Божий» - христианская добродетель.
ДОБРОДЕТЕЛЬ - свойство характера, одобряемое с моральной
точки зрения, означает направленность разума и воли к добру. Д. противоположна пороку (см. урок 36 от 12.12.01.). Д. в
христианстве ведет к спасению и блаженству, т.е. счастью вопреки бедствиям. Д.
должна быть естественна для христианина. Д., практикуемая
лишь для достижения спасения, не совсем безукоризненна. Высшая
Д. - в полном самоотречении ради спасения ближних, как, например, у ап. Павла (Рим. 9:3).
СТРАХ БОЖИЙ - такое
благоговение к беспредельной святости Божьей и такое опасение оскорбить Господа
нарушением Его святой воли, что невольно развивает в христианине особую
бдительность и непрестанную молитву. Христианин, исполненный страха Божиего, всегда благоговеет перед Богом, т.е. прогневать
Его считает величайшим для себя несчастьем. «Начало мудрости - страх Господень»
(Притч. 9:10), т.е. начало пути, приводящего к христианскому совершенству -
любви. «В любви нет страха, - пишет ап. Иоанн, - но
совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся
несовершенен в любви» (1 Ин. 4:18). По силе этого
страха Божия преподобный Антоний Египетский говорил: «Я уже не боюсь Бога, а
люблю Его».
ЛЮБОВЬ - одна из основных
религиозно-нравственных обязанностей христианина, сформулированная в
заповедях Ветхого Завета (Лев.19:18) и Нового Завета (Мф.22:37-39).
Человеколюбие рассматривается как производная от боголюбия,
т.к. Бог есть Истина, а Истину порядочный человек должен любить больше всего на
свете, даже больше, чем самого себя. Истина же заключается в том, что каждый
человек - подобное мне (тебе) творение Божие, и
потому имеет право на мою (твою) любовь. Отсюда парадоксальные слова о
необходимости возненавидеть все свое и себя, а любить всех и даже врагов
(Лк.14:26; 6:27-29). Верующие, к сожалению, не всегда руководствуются в своей
деятельности «заповедью о любви», из чего возникают многие соблазны (побуждения
ко греху, сомнения в спасительных истинах) для
неверующих.