Как использовать
закон о свободе совести для защиты православия в школе?
Говорят, после крушения
коммунизма в России образовался идеологический вакуум. Не могу согласиться. Новая, посткоммунистическая
идеология была готова еще до формальной отмены идеологии коммунистической, и вот уже более десяти лет она вполне активно проповедуется в
стране. И не только проповедуется – новая
идеология уже вошла в сознание и подсознание большинства населения (по
крайней мере, той его части, что читает газеты и питается телевидением). Это – либералистическая идеология «прав человека».
Как и любая идеология, она
сильна не своими аргументами, а своей навязчивостью. Ее сила – в непрерывном повторении одних и тех же тезисов, которые в результате бесконечного воспроизведения становятся банальностями, а потому
и воспринимаются как нечто самоочевидное, уже не требующее никаких проверок и доказательств.
Идеология
вообще нужна для того, чтобы не позволить человеку думать. Идеология служит не для того, чтобы приглашать к диалогу, а для того, чтобы
проверять на правомыслие: ну-ка, произнеси дежурный идеологический тезис, продемонстрируй, что ты не противоречишь «генеральной линии». И лишь после этого возможны разговор
и дискуссия, но уже рамках общепринятой
идеологической парадигмы. Тот
же, кто откажется воспроизводить идеологическое
заклинание, перестает восприниматься
как собеседник. Идеологический отщепенец заведомо не может сказать ничего дельного и верного,
и потому его лучше изолировать от общества,
детей, прессы...
Один из
идеологических догматов посткоммунистической России –
это догмат
о том, что православия в школе быть не должно. «У нас школа многонациональная!»
«По закону школа у нас светская!»
Повторением этих идеологических
заклинаний во многих школах и регионах
(более всего - в Москве и
Санкт-Петербурге) гасятся попытки
ознакомления русских детей с верой и жизнью Русской Православной Церкви. Вполне обычная для идеологических конструкций странность: вроде бы суть либерализма в провозглашении
прав человека, в снятии ограничений и рамок.
Либерализм пришел в СССР с лозунгом «Запрещено запрещать!». Но, едва придя к власти, этот же
либерализм ощетинился забором
запретов: «Запрещено критиковать
либерализм! Запрещено воспитывать детей в традиционной русской системе ценностей! Запрещено защищать все то, что строится на православной системе ценностей!». Вроде демократия – это «когда все можно». Хорошо, а преподавать в школе православие можно? Нет, нельзя. «Сексуальное просвещение» – можно. Оккультизм и кабалистику –
можно. Православие – нельзя. Татарские, армянские, еврейские, немецкие, турецкие школы открывать
можно. Русские? Нельзя!!!
Зная,
как часто возникают трудности у школ и педагогов, решившихся привнести в свою
жизнь хотя бы малую толику православия, попробую дать несколько советов о
том, как с помощью федерального закона «О свободе совести и религиозных
объединениях» защищать свои права и права детей от насилия со стороны
плюралистической идеологии.
Прежде
всего, очень важна формулировка преамбулы закона, декларирующая, что он
принимается, «признавая особую роль православия в истории России, в
становлении и развитии ее духовности и культуры». Следующей формулой преамбула
говорит о том, что «христианство... составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
До
принятия этого закона «груз доказательств» при соприкосновении церковных проповедников и школы лежал на проповедниках. Если, скажем, я попадал в регион или в школу, где руководитель образовательной структуры или учреждения возражал против присутствия священника и православия в школе, то именно мне приходилось искать аргументы в
пользу того, что такое сотрудничество: а) допустимо законом; б) полезно
детям; в) полезно российскому обществу.
Но
директор, выслушав меня, все равно мог сказать: «А я понимаю ситуацию иначе и считаю, что
православию нет места в государственной школе!». И на этом разговор кончался, даже если директором не было предъявлено никаких аргументов, кроме стальной («идеологически выверенной») интонации в
голосе.
Сегодня
же в такой ситуации я буду говорить иначе. Я скажу: «Законодатель определил, что
православие является неотъемлемой частью истории и культуры России. Почему
же вы считаете себя вправе давать детям ущербное образование? Ведь образование без серьезного знания
того, что названо «неотъемлемой частью», есть образование неполное,
урезанное. Я готов выслушать ваши аргументы».
Теперь не я доказываю директорам школ и департаментов, что православие уместно в
школе. После появления в законе столь ясной формулировки некоторым чиновникам
придется пересматривать стереотипы советской эпохи. И мой собеседник должен будет искать аргументы в
поддержку своей позиции.
Первый
из них нам уже знаком: наша школа многонациональная, и появление в ней только православия вызовет напряжение в классах.
Признать
этот аргумент серьезным я не могу.
Во-первых,
потому, что за вышеприведенную формулировку в преамбуле закона проголосовал
Совет Федерации. И проголосовал единогласно. Понимаете, орган, в котором представлены все нации,
составляющие Российскую Федерацию,
единогласно одобрил текст, в котором
признается «особая роль православия в
истории России». Ни один из сенаторов
не встал и не сказал: «Такая формула
нарушает права моего народа, унижает
наши национальные традиции». Так,
если те политики, которым народы
доверили представительство в Совете
Федерации, приняли такую
формулировку, то зачем же директору школы брать на себя груз геополитических размышлений и становиться большим католиком, чем Папа Римский?
Во-вторых,
присутствие православного
учителя в школе никак не исключает посещения
этой же школы мусульманским
проповедником или иудейским.
В-третьих,
Церковь не настаивает на обязательности уроков по православию. Мы всегда
подчеркиваем факультативность, добровольность тех курсов, которые желаем вести.
В-четвертых,
что это за странное понимание
демократии, при котором присутствие в классе
одного еврейского или мусульманского
ребенка используется как довод в пользу того, чтобы лишить двадцать русских детей права знания своей
истории и своей духовной традиции?
В
поисках следующего аргумента светски настроенный директор попробует истолковать формулу преамбулы закона таким образом, чтобы не прилагать ее к себе. Пусть, мол, государственные политики выражают свое уважение к
православию, но это уважение пусть
высказывается в иных формах и в иных местах, но не в государственной школе.
Здесь
уже стоит раскрыть сам текст закона.
Пункт 3 статьи 18 гласит: «Государство
оказывает содействие и поддержку
благотворительной деятельности
религиозных организаций, а также реализации
ими общественно значимых
культурно-просветительских программ и
мероприятий». Очевидно, что деятельность
тех религий, которые особо упомянуты
в преамбуле закона, а тем более православия, с точки зрения законодателя
имеет «общественное значение».
Можно ли представить себе
культурно-просветительскую программу, более
значимую, чем та, которая предполагает
воспитание детей в ощущении неразрывной связи их судеб и всей тысячелетней
истории страны? Самая важная
культурно-просветительская программа, создаваемая Церковью, это не программа празднования какого-либо юбилея. Это программа воспитания детей, причем не в узких кружках воскресных школ, а с привлечением потенциала государственных школ.
Итак,
ознакомление детей с историей, жизнью и верой Православной Церкви есть,
несомненно, «общественно значимая культурно-просветительская программа». А
значит, она входит в число тех, которым закон предписывает оказывать
государственную поддержку. И директор школы (департамента) именно как «государев человек» также обязан оказывать поддержку этой программе.
Другое
дело, что эта поддержка не должна переходить известных рамок. О них говорит пункт
4 статьи 5 закона: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия
детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с
соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной
организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».
Это означает, что исключительно родителям принадлежит инициатива введения тех или иных религиозных курсов в школе. Конечно, учителя и директор (или священник)
могут подать такую идею родительскому собранию. Но в любом случае первый
документ, с которого должно начаться соприкосновение школы и
религии, – это протокол родительского собрания.
Также
весьма важно упоминание в этой статье термина «религиозная организация». Дело в
том, что согласно этому закону не всякая религиозная группа имеет статус
религиозной организации, а только та, которая зарегистрирована в
качестве таковой. Право же на регистрацию в качестве религиозной организации имеют
только те религиозные движения, которые не менее 15 лет действуют в России.
Стоит
также обратить внимание на то, что «наименование религиозной организации должно
содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать
свое наименование
при осуществлении
деятельности» (ст.8, п.8).
Это означает, что решение родительского собрания не может гласить: «Мы за введение уроков христианского воспитания в школе». В этом решении должно быть указано полное наименование той религиозной организации, которую родители приглашают для работы
с детьми, что означает и указание
конфессии, с которой будет сотрудничать
школа. То есть в решении собрания должно быть ясно сказано, например: «Для занятий с детьми пригласить проповедников из церкви евангельских
христиан-баптистов».
Итак, родители
могут настаивать
на введении уроков Закона Божия. Школа должна оказать содействие этой предлагаемой
ими «общественно значимой культурно-просветительской программе». В частности,
это содействие может состоять в оказании методической помощи при составлении программы того варианта курса по Закону Божию,
что будет преподаваться в этой школе, и в согласовании этой программы с «соответствующим органом местного самоуправления».
С
одной стороны, школа может оказать содействие Церкви и ее служителям. С другой
стороны, школьный педагог вправе в ходе своих уроков делать православные
акценты. Я вообще убежден,
что специальные уроки Закона Божия не нужны.
Если преподавать русскую историю,
русскую литературу, а также
краеведение корректно, то возникнет
более чем достаточно поводов поговорить о православии, его истории и о православном понимании человека.
Закон
разрешает говорить в школе о православии. Единственное, что теперь всерьез может помешать
детям узнать правду о православии, –
это сами православные. Православие
вновь будет изгнано из школ, если православные будут вести себя
агрессивно. Если православный педагог в
обычной школе будет вести себя как цензор, если он присвоит себе право
идеологически цензуровать курсы других педагогов, то быть беде. Увы, и с этим
уже нередко приходится встречаться.
Педагоги, обратившиеся в
православие, требуют отмены уроков
по изучению теории эволюции («атеизм!»),
изучению творчества Льва Толстого
(«еретик!»), Пушкина («растлитель!»)...
Бывают случаи, когда детей даже
отлучают от народных сказок («там лешие и нечисть!»).
Правила
поведения православного педагога в школе должны быть такими же, что и в семье.
Если
в неверующей семье один из ее членов уверовал – у него есть лишь один способ
привести к вере остальных. Если он будет их чуждаться и противопоставлять
себя, «чистого» и «посвященного», остальным, «грешникам» («не приду я
на вашу пьянку – празднуйте ваш семейный юбилей без меня: у меня
пост!»), – он останется один. Если он будет при каждом удобном и неудобном случае
«проповедовать», – он тоже останется один. Если близкие заметят, что твоя вера
создает
для них проблемы, они вряд ли приблизятся к вере.
Но
если они заметят, что твоя вера помогает разрешению семейных проблем, если они
увидят, что из храма ты возвращаешься светлее, чем пошел туда, если они
увидят, что твой мир стал богаче и глубже, чем мир «читателей газет – глотателей пустот» (М.Цветаева)...
В
общем, если православный педагог будет помнить о «факультативности» своей веры, то
есть всегда будет помнить о том, что самое главное в его жизни, мягко
говоря, не очевидно для всех остальных – как детей, так и коллег, то будет
меньше поводов для взаимных недоумений между Церковью и школой. Тогда мы сможем говорить друг с другом уже не на языке статей закона, а на
языке более уважительном и
человечном. И вместо: «Вы обязаны»
будем говорить: «Давайте попробуем...».
Диакон Андрей КУРАЕВ.
ФОТО – http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=799