Урок 43
Д Е Т И В Ц Е Р К В И (окончание).
Братья и сестры! С вами - Александр Послушник.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благослови!
На службах мы «сами
себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу» предаем. Если мы не можем
поститься или читать или быть на службах столько, сколько бы нам хотелось,
нужно напоминать себе, что та молитвенная жизнь, которую мы имеем, должна быть
всегда истинной, неискусственной.
Когда мы живем реалистично и действительно предаем всю свою жизнь Богу, нам
открываются Господом чудесные
возможности нашего реального положения. Время, которое мы выкраиваем на
уединенную молитву и чтение Писания (а мы непременно должны найти это время), не должно быть за счет необходимого общения с семьей. Все, что мы делаем,
должно иметь одну цель стяжания Духа
Святого; а это значит - искать,
сообразное с волей Божией. Если мы родители, то выполнение своих святых
обязанностей по отношению к семье освятит нас в той же мере, в какой и пост, и
уединенная молитва, и чтение. Нужна рассудительность,
чтобы определить себе меру ежедневной молитвы уединенной, избегая всех крайностей. Семья не может оправдать того, что мы никогда не остаемся с Богом
наедине, но и стремления к уединению
нельзя выставлять поводом для пренебрежения семейными обязанностями.
Дети, который в храме страдают скукой, легче преодолевают это, если
они не боятся об этом говорить.
Можно упомянуть об этом как об искушении,
постигающем и взрослых (дети замечают иногда, как взрослые смотрят на часы или
пускаются в разговоры). Научите ребенка во время службы рассказывать прямо Господу о своих проблемах и
радостях, если он устает во время службы, и даже говорить Ему об этой скуке и просить
Его, чтобы Бог Сам помог ему найти интерес к
службе. (Когда мы «не можем молиться», надо первым делом сказать об этом Богу,
потому, что это знак духовного недуга).
Маленьких детей иногда приходится на время вынести из храма
или дать им что-нибудь посмотреть или подержать, или объяснить, что происходит,
или показать что-нибудь в храме. Можно приносить их только на какую-то часть длинной службы.
Дети должны готовиться
и ожидать с нетерпением принятия Св.Христовых Таин
с самого раннего возраста. Нет ничего страшного в том, чтобы причащаться не за
каждой литургией; это, во всяком случае,
не так вредно, как причащаться без подготовки, без покаяния, смирения, страха
Божия. Нельзя забывать, что возможно причаститься и «во
осуждение». Мера благодати зависит от нашего приготовления так же, как и от
Божия дарования, которое вовсе не
«автоматически» нам подается. Православное понимание таково, что подготовка
и расположение играют большую роль, чем частота, с которой мы приступаем к Св.Тайнам. Богохульно и
духовно опасно заставлять или уговаривать любыми средствами детей (даже
маленьких) принять Св.Тайны против их воли.
Частое причащение предполагает большое аскетическое усилие,
и семья должна быть способна понести соответствующую меру «аскезы». Подходя к
решению вопросов о посещении богослужений, о Св.Причастии,
о домашнем молитвенном правиле, нужно иметь в виду не только непосредственный
результат, но и отдаленное будущее: что будет наилучшей подготовкой ребенка к
тому, чтобы всю жизнь прожить
по-христиански в этом мире? Что
заронит в него семя духовно здорового
отношения ко Христу, к Церкви, к Таинствам? Что поможет ему сохранить до взрослого
возраста желание познать Христа и иметь
единение с Ним? Бывает, что дети часто посещая церковь, и при этом
внутренне противятся и отвергают благодать.