Урок 41
Хранение поста св. Четыредесятницы
Братья и сестры! С вами - Александр Послушник. В предыдущих
двух уроках мы говорили о сути Великого поста, а сегодня поговорим о его
содержании.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благослови!
Многие с радостью ожидают праздника (в данном случае Пасхи)
только потому, что не будут в это время учиться и работать: эти люди радуются
своей лености, а не Господу. Так девушка и женщина ждут
не дождутся, чтобы надеть свои обновы: они радуются нарядам, а не Господнему
празднику. Любители попить и поесть видят и воображают себе праздничные столы и
угощения: эти люди радуются своему чреву, а не Господу. Любитель светских
развлечений готовит для себя и других к празднику (например
к святкам) забавы и увеселения. Он заранее радуется от одной мысли об
удовольствиях. Для него существует одно лишь имя праздника. Подобное происходит
и у многих хозяек дома, делающих с утра до вечера с гневом-криком на домашних
разные праздничные приготовления. Отсюда следует, что к радостям праздника (в
смысле благодеяний Божиих), - эти люди и не приложат
своего духа.
Древние христиане соблюдали Великий пост особенно строго. По
свидетельству св. Иоанна Златоуста, в его время некоторые довольствовались в
продолжение всей св. Четыредесятницы только хлебом и
водою, и «иной, хотя бы кто в наступивший пост тысячу раз заставлял и принуждал его пить вино или
вкусить чего-либо неположенного в посты, скорее решался претерпеть все, чем прикоснуться к запрещенной пище».
Всячески воздерживаясь от пищи и строго ограничивая ее выбор, древние христиане
в св. Четыредесятницу,
согласно с правилами св. Церкви, ограничивали себя во
всех, даже самых чистых и святых радостях, считая их несовместимыми с тихой
скорбью дней покаяния. Строго воспрещалось так же «совершать браки и праздновать дни рождения». Чтобы не дать повода
верующим к рассеянности и развлечениям, правилами св. Церкви запрещены были все
зрелища и общественные игры, и древние христиане считали непростительным для
себя грехом в дни общественного покаяния, смирения, духовного плача и сетования
о грехах, позволять себе суетность забавы и светские удовольствия. В то же
время св. Четыредесятница была временем наибольшего
проявления милосердия и любви христианской: государи освобождали пленных, прощали
должников, облегчали участь преступников, снимали оковы с
содержащихся в темницах. Епископы примиряли с Церковью кающихся, освобождая от
тяжких запрещений и епитимий (наказаний) исправившихся. Все верующие считали преимущественной своею обязанностью
в это время помогать бедным, несчастным, посещать больных, заключенных,
принимать странников, примирять враждующих, прекращать всякие взаимные ссоры и
споры. Ежедневно по несколько раз верующие собирались в храме на
богослужения для общественных молитв и слушания слова Божия, дополняя это
обязательной домашней молитвой, усердно готовились к достойному принятию Святых
Таин (причастия) и в течение св. Четыредесятницы
многократно причащались.
Полная тишина царила в это время и в частной жизни
христианских обществ. Св. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит: «Какое благо не происходит для нас от
поста? Везде тишина и чистая ясность; и жилища не
свободны ли от шума, беготни и всякой тревоги? Но прежде еще жилищ дух
постящихся вкушает спокойствие, да и город весь являет такое благочиние: ни
вечером не слышно поющих, ни днем суетящихся и нетрезвых, - не слышно ни крика,
ни ссор, но везде великая тишина».