Урок 34
Литургия и
христианская жизнь
Братья и сестры! С вами - Александр Послушник. Откроем
словарь:
ЛИТУРГИЯ - от греч. - общее дело, общественная служба, - у русских православных
называется также обедня, т.е. трапеза, на которой верующие
вкушают Тело и Кровь Христа; т.е. главное христианское богослужение, на котором
совершается таинство Причащения. В византийском обряде Литургия состоит из трех
частей: проскомидии, Литургии
оглашенных (или Литургии Слова) и Литургии верных. На Литургии Слова читается
Писание, должна произноситься проповедь. Литургия верных состоит из евхаристического канона, причащения и
заключительных обрядов. РПЦ имеет три вида литургии: Василия Великого, Иоанна
Златоуста и Литургия Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благослови!
Придя на Литургию, надо стать пред Богом с открытым сердцем,
с высоким и твердым намерением отдать себя Богу и быть с Ним весь день, всю
предстоящую неделю. Ибо, если Евхаристия, доведенная до нас Голгофская
Жертва, бесконечно ценна сама по себе, независимо от участия каждого из
присутствующих, то ее животворные плоды усвояются каждым ее участником в меру
его внутреннего духовного расположения и сопричастности. Воду из океана тоже
можно черпать до бесконечности, но каждый может почерпнуть и сохранить лишь
столько, сколько помещается этого в сосуде. Сколько пользы мы получили от
Причащения, станет ясным из последующих дней и недель. В самом деле, можно
присутствовать на Литургии каждый день и при этом не становиться лучше, ближе к
Богу. Косное исполнение одних только обрядовых форм делает человека
непроницаемым для Божественной благодати и надо заботиться о том, чтобы
участвовать в Евхаристии всем своим существом.
Участие в Евхаристии заключается и не в благочестивых
мечтаниях и сентиментальных переживаниях; как и наваждение, овладевающее подчас
нами во время Литургии, они являются препятствиями к подлинному участию. Отдать
Богу всю свою волю, предоставить все свое существо в Его власть - вот чем
измеряется наша любовь.
Нельзя разделять свою жизнь, словно глухой стеной, на две
половины: с одной стороны - благочестивые упражнения, пост и молитвы, при
которых мы стараемся не думать о своих обычных занятиях, о насущных делах и
заботах; с другой стороны - ежедневная семейная и трудовая жизнь, куда вера и
христианская мораль любви не допускаются. Можно только либо быть христианином
всей своей жизнью, либо вообще не быть таковым. На Литургию каждый ее участник
должен приносить свою жизнь во всей ее полноте, чтобы она пропиталась
благодатью Христовой, преобразилась и «пресуществилась» в ней, стала Божией.
Литургия не кончается, когда священник произносит: «С миром изыдем».
Это не значит: «Ступайте домой и до следующего воскресенья можете снять ваше
христианское обличье». Напротив, это означает: «Идите и немедленно приступайте к выполнению вашего призвания. Теперь
вы должны являть Христа окружающим вас людям. Мир смотрит на вас. Он должен
видеть Христа в ваших словах и поступках. Вы - закваска, которую кладут в
тесто, чтобы оно поднялось все целиком. Обогащенные благодатью Христовой,
подражайте Ему в своей жизни и в отношении к своим
ближним».
Подлинный христианин после участия в Евхаристии и Причастии
уже не может, живя среди людей, в течение последующих дней не вызывать среди
них некоторой духовной тревоги, боготворного
смущения, высоких надежд и порывов. Такое влияние можно объяснить только
единением со Христом.