Урок 27
П О В Е Д Е Н И Е В Х Р
А М Е (окончание)
Братья и
сестры! С вами - Александр Послушник.
Во
Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благослови!
Во время совершения самого таинства Евхаристии следует
молиться с особенным вниманием и по окончании песни «Тебе поем» поклониться
до земли Телу и Крови Христовым. Значение этого момента так велико, что с ним
не может сравниться ничто в нашей жизни. В нем заключается наше спасение и
любовь Божия к роду человеческому, ибо «Бог явился во
плоти» (1 Тим.3:16).
Во время пения «Достойно есть» или задостойника священник молится о живых и умерших и поминает
их по именам, в особенности тех, за кого служится литургия; присутствующие в
храме должны в это время помянуть своих близких, живых и умерших.
После «Достойно есть» или задостойника - земной поклон. При словах «И
всех и вся» - говорить в себе «Молитвами всех святых Твоих,
Господи, посети и помилуй нас».
В начале Молитвы Господней «Отче наш» - совершить
крестное знамение и положить земной поклон.
При открытии Царских врат и явлении Святых Даров, означающем
явление Иисуса Христа по Воскресении,
при возглашении «Со страхом Божиим и верою приступите!»
- земной поклон.
При последнем явлении Святых Даров ( чем
изображается вознесение Иисуса Христа на небо), при словах священника «Всегда,
ныне и присно, и во веки веков» - так же земной поклон.
Приступая к принятию Святых Таин - Тела и Крови Христовых,
нужно положить земной поклон, руки сложить на груди крестообразно и, не спеша,
благоговейно и со страхом Божиим подходить к святой
чаше, громко назвав имя свое. По принятии Святых Таин должно лобызать край
чаши, как бы самое ребро Христово, и затем спокойно отходить, не полагая
крестного знамения и поклона, о мысленно благодаря
Господа за Его великую милость: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»
Земные поклоны в этот день не совершаются до вечера. Святой антидор и благословенный хлеб принимать нужно благоговейно
и целовать при этом подающую руку священника. Антидор
раздается присутствующим за литургией для благословения и освящения души и
тела, чтобы те, кто не приобщился Святых Даров, вкусили освященного хлеба.
От Святой Пасхи до Дня Святой Троицы и от Рождества Христова
до Крещения Господня и во все вообще Господние праздники поклоны земные Святою
Церковью совершенно отменяются.
Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или
чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, рукой
или кадят народ, креститься не нужно, но только кланяться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда священник кадит с Крестом в
руке, все крестятся и, отвечая на его приветствие «Христос воскресе!»,
говорят «Воистину воскресе!»
Принимая благословение священника или епископа, христиане
целуют его десницу (руку) и не крестятся перед этим.
Находясь в храме Божием, нужно
помнить, что находишься в присутствии Господа Бога, и, поэтому, стоять, как
пред самим Лицем Его, пред очами Его, в присутствии Божией Матери, святых
ангелов и всех святых, ибо сказано «В храме стояще славы Твоея,
на небеси стояти мним».