Урок 26
П О В Е Д Е Н И Е В Х Р
А М Е (продолжение)
Братья и
сестры! С вами - Александр Послушник.
Во
Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благослови!
На всех ектениях должно
внимательно вслушиваться в каждое прошение, мысленно возносить молитву к Богу
и, осенив себя крестным знамением при возглашениях «Господи, помилуй» или
«Подай, Господи», положить поясной поклон. При пении и чтении стихир,
стиховен и других молитвословий поклон полагается при словах «припадем»,
«поклонимся», «молим Ти ся»
и т.п.
При чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полагается
поясной поклон.
На полиелее после каждого
величания - по одному поклону.
Пред чтением Евангелия и по прочтении его на
«Слава Тебе, Господи» один поясной поклон полагается
всегда.
При начале чтения или пения Символа веры на слова «Верую»,
«И во Единаго Господа Иисуса Христа», и «И в Духа Святаго», при
произнесении слов «силою честнаго и животворящаго
Креста», при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий
нужно осенять себя крестным знамением без поклона.
Когда священнослужитель произносит: «Мир всем» или
возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие
Святаго Духа буди со всеми вами», следует делать поклон, но без
крестного знамения; такой же поклон полагается и при всяком благословении
священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте,
если таковой совершается без Креста. Когда отпуст
говорится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся
- поклон следует делать с крестным знамением.
Прикладываться к Святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам
следует так: подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не
толкать никого и не оттеснять; два поклона положить перед целованием и один
после целования святыни.
При возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» - следует наклонить голову.
Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать ноги; к
иконе Божией Матери и святых - руку. Прикладываясь к Святому Евангелию, можно
произносить про себя молитву «со страхом и любовию
приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим», «Христе Боже, помози ми и
спаси мя».
Молясь за живых и умерших и называя их по именам, с любовию произносить имена, ибо по долгу любви христианской
они требуют от нас сердечного сочувствия и любви.
Молиться за усопших следует так: «Помяни, Господи, души усопших
раб Твоих (имена) и прости им согрешения вольная и
невольная, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея бесконечныя и блаженныя жизни наслаждение».
Когда священнослужителем совершается каждение молящихся - отвечать на него наклонением головы.
Во время чтения Евангелия - стоять с преклоненной главой,
как бы слушая Самого Иисуса Христа.
Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать
про себя покаянный псалом «Помилуй мя, Боже», по окончании
первой половины Херувимской полагается поклон. Во время великого входа при
поминовении Святейшего Патриарха и других лиц нужно стоять благоговейно, с
преклоненной главой, и в конце поминовения при словах: «Всех вас православных христиан» говорить:
«Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем»
- при служении епископа; при служении других священнослужителей
говорится: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем»,
затем, с глубоким чувством покаяния и молитвенного духа, должно произнести: «Помяни
мя, Господи, егда приидеши
во Царствии Твоем».