Урок 17
ВЕРА. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Братья и сестры! С
вами Александр Послушник. Тема, затрагиваемая нами сегодня, поистине
неисчерпаема. Сотни философов и богословов сотнями лет рассматривали и
рассматривают эту тему под различными углами зрения. И мы сегодня попытаемся
уяснить: ЧТО это такое.
Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи, благослови!
ВЕРА (рус. от
верное, истина) - 1) глубокое убеждение в реальности того, что не дано во
внешней очевидности или исчерпывающем доказательстве (вера в реальность
духовного мира, Бога, вера в человека, вера в победу, вера в будущее, смысл
жизни и т.д.); 2) самая первая умственная способность человека, первый акт в
процессе познания; 3) всецелое доверие Богу, убежденность в Его доброте, вера в
спасительную силу Христа. Такая В. дает человеку жизнь (Авв.
2:4), остается даже тогда, когда рушится В. в первом смысле (Авв. 3:17-19), оправдывает человека (Рим.4:3;
5:1), указывает человеку образ поведения (2 Кор.5:7), превосходит
по важности добрые дела (Гал.2:16). В. основывается на предании Церкви, прежде
всего на Библии. Ап. Павел так определяет веру: «Вера
же есть осуществление ожидаемого и уверенность в
невидимом» (Евр.11:1).
ТОЛКОВАНИЕ сказанного Иоанном Златоустом:
«Сущность веры полагается прежде всего в осуществлении
ожидаемого, причем под этим ожидаемым
подразумеваются обетованные блага будущего. В отношении к невидимому
вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к
видимому». «Вера есть созерцание неявного и ведет к
такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не
верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто
не убежден в невидимом вполне так же, как в видимом. Предметы надежды
представляются неимеющими действительности, но вера
доставляет им действительность...; так, напр., воскресения еще не было и нет в действительности, но надежда делает его
действительным в нашей душе».
ПРИМЕР из мирской практики: в науке наук математике
существуют понятия - теорема и аксиома. Теорема - положение, требующее
доказательства. Аксиома - положение, НЕ ТРЕБУЮЩЕЕ доказательства, т.е.
принимаемое на ВЕРУ.
О ВЕРЕ И ДОБРОДЕТЕЛИ (ответы на вопросы).
В: Чем отличается современное сектантство от Православия?
О: Учением о вере и добродетели.
В: Справедливо ли утверждают сектанты, что они, как
рожденные от Бога, не могут грешить, по слову Св.Ап.Иоанна, который сказал: «Всякий рожденный от Бога, не
делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить,
потому что рожден от Бога» (1 Ин.3:9)?
О: Нет, не справедливо, так как сектанты не могут считать
себя рожденными от Бога.
В: Кто называется рожденным от Бога?
О: Святой Иоанн Богослов пишет: «...всякий делающий правду,
рожден от Него (Бога)» (1 Ин.2:29).
В: Можно ли назвать
сектантов делающими правду?
О: Нет, потому что они не имеют на себе благодати Св.Духа, а без помощи благодати люди не могут «делать
ничего» (Ин.15:5-6). «Дух же Святый,
по слову апостола, подкрепляет нас в немощах наших» (Рим.8:26) и только при помощи
благодати Божией мы «можем соделаться наследниками вечной жизни» (Тит.3:7).
В: Как же должно смотреть на сектантов, когда они хвалятся
своею праведностью?
О: В этом случае на сектантов должно смотреть как на
осужденных Спасителем фарисеев, которые любили хвалиться своею лицемерною
праведностью, чтобы заслужить похвалу от людей. (Мф.6:5; Лк.18:11-12).
В: А как должны смотреть на свою нравственную жизнь все
истинные христиане?
О: Все истинные христиане должны памятовать слова Св.Ап.Иоанна: «Если говорим, что не имеем
греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (Ин.1:8), почему,
не хвалясь своею праведностью, должны смиренно молить Бога о прощении своих
согрешений (Лк.11:4).