Урок 11
О КРЕЩЕНИИ
МЛАДЕНЦЕВ
Братья и сестры! С
вами - Александр Послушник. Много и часто приходится слышать от лиц,
принадлежащих к неправославным конфессиям
то, что человек не может быть крещаем во младенческом возрасте, что к Таинству Крещения может быть
допущен лишь человек в достаточном разуме и возрасте. Так ли это? По-вашему,
уважаемые оппоненты, получается: человек вольно и невольно должен столько
нагрешить, чтобы под грузом непомерной тяжести грехов и времени их совершения
осознать: грешен!
Допустимо ли это?
Ведь грехи бывают разные: прощаемые и смертные, т.е. не прощаемые или трудно
искупимые, что было доступно лишь величайшим Подвижникам - Святым отцам Церкви.
Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи, благослови!
В:
Что означает троекратное погружение крещаемого в воду?
О: Троекратное
погружение крещаемого в воду есть символ того, что крещаемый
как бы умирает для греха со Христом, умершим за нас
грешных и пробывшим в недрах земли три дня и три ночи (Мф.12:40). О таковом
значении троекратного погружения свидетельствует св.ап.Павел, говоря: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в
смерть Его крестились» (Рим.6:3) и далее: «Мы погреблись
с Ним крещением в смерть, дабы как
Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»
(Рим.6:4).
В:
А нельзя ли в словах Спасителя разуметь под крещенской
водою воду духовную, например учение Господне (Ин.4:10)?
О: Нет, нельзя, ибо
тогда не было бы различения от воды и Духа. Да и сами Апостолы, которым Господь
«отверз ум к уразумению писаний»
(Лк.24:45), разумели под водою крещение воду действительную, в которой и
крестили верующих. В книге Деяний повествуется о крещении Апостолом Филиппом
Евнуха: «Они приехали к воде; и Евнух сказал: вот вода, что препятствует мне
креститься?.. и сошли оба в воду, Филипп и Евнух; и крестил его. Когда же они
вышли из воды, Дух Святый сошел на Евнуха»
(Деян.8:36-39).
В: Откуда видно,
что верующие получают в Крещении благодать Святаго Духа?
О: Это видно из
слов св.ап.Петра, сказанных
Иудеям в день Пятидесятницы: «... покайтесь и да крестится каждый из вас
во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Св.Духа»
(Деян.2:38).
В: Одних ли
взрослых подобает крестить, или и младенцев?
О: Должно крестить
и младенцев: новозаветное Крещение заменило собою ветхозаветное обрезание, а
последнее всегда совершалось над восьмидневными младенцами (Быт.17:11-12).
В: Но разве могут
младенцы приходить ко Христу, когда они не имеют
личной веры?
О: Такое сомнение
свойственно только людям, но Спаситель, Который «больше сердца нашего и знает все»
(1 Ин.3:20) сказал: «пустите детей приходить ко Мне,
и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие»
(Мк.10:14).
В:
Как же Господь совершает благодатное действие над крещаемым младенцем?
О: Господь
совершает благодатное действие над крещаемым
младенцем по молитве и вере священника и восприемников (крёстных отца, мать),
как Он по вере Иаира и Марфы с Марией воскресил их
умерших родственников (Мк.5:36; Ин.11:25-27), а также исцелил расслабленного по
вере его друзей, как сказано: «Иисус, видя веру их, говорит
расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои»
(Мк.2:5).
В заключение можно
добавить, что Апостолы совершали Крещение над целыми семействами, где,
несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны к
первородному греху и имеют нужду в очищении от него. Напоминаем, что, так как
Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и Таинство Крещения
над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение»
(Ефес.4:4).