Урок 10
О КРЕЩЕНИИ
И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Братья и сестры! С
вами - Александр Послушник. Сегодня мы продолжим рассуждения, начатые в
предыдущем уроке, о важнейшем из семи Таинств - Крещении.
Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи, благослови!
В: Откуда видно, что Крещение заступает место
обрезания?
О: Из следующих
слов Апостола к верующим: «В Нем вы и обрезаны обрезанием
нерукотворным, со влечением греховного тела плоти,
обрезанием Христовым; Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в Силу Бога...» (Кол.2:11-12).
В:
Для чего бывают при Крещении восприемники (крёстные)?
О:
Для того, чтобы поручиться пред Церковию за веру
крещаемого, и по Крещении принять его в свое попечение, для утверждения его в
вере (см. Дионисий Ареопагит. О Церк. иерарх., гл.2).
В:
Для чего бывает над крещаемым
заклинание?
О: Чтобы отогнать
от него диавола, который со времени греха Адамова
получил к человекам доступ и некоторую над ними власть, как бы над пленниками и
рабами своими.
Апостол Павел
говорит, что все человеки, вне благодати: «...
по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего
ныне
в сынах противления...» (Ефес.2:2).
В:
В чем заключается сила заклинания?
О: В имени Иисуса
Христа, призываемом с молитвою и верою. Иисус Христос дал верующим сие
обещание: «... именем Моим будут изгонять бесов...» (Мк.16:17).
В: Какую силу имеет
употребляемое при сем и других случаях знамение
креста?
О: Что имя Иисуса Христа распятого, с верою произнесенное
движением уст - то же самое есть и знамение креста, с верою сделанное движением
руки, или другим каким-нибудь образом представленное.
Кирилл
Иерусалимский пишет: «... да не стыдимся исповедывать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою
знамение креста на челе, и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из
которых пием; да изображаем его при входах, при
выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся
в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без
труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов» (Огласит. Поуч.13,36).
В: Откуда ведет
начало употребление крестного знамения?
О: От самых времен
Апостольских. (см.Дион.Ареоп.
о Церк. иерарх. гл.2 и 5. Тертуллиан: О венц. гл. 3:
О воскресен. гл.8).
В:
Что значит белая одежда, в которую
одевают по Крещении?
О: Чистоту души и
жизни Христианской.
В:
Для чего возлагается на крещаемого крест?
О: Для видимого
представления и всегдашнего напоминания заповеди Христовой: «...если
кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми
крест свой и следуй за Мною» (Мф.16:24).
В:
Что значит хождение крещаемого вокруг
купели со светильником?
О: Духовную
радость, соединенную с духовным просвещением.
В: Как понимать то,
что в Символе Веры повелевается признавать Крещение едино?
О: Сие должно
понимать так, что Крещение не повторяется.
В: Почему Крещение
не повторяется?
О: Крещение есть
духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
В:
Что должно думать о тех, которые грешат после Крещения?
О:
Они виновнее в грехах своих, нежели некрещенные в
своих: потому что имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее.
«Ибо,
если, избегши скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса
Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для
таковых хуже первого» (2 Пет.2:20).
В:
Но и для согрешивших после Крещения, нет ли средства получить прощение грехов?
О: Есть. Покаяние.